Русалки привлекали многих художников, оставляя свой след в их творчестве. Не стал исключением и Константин Маковский, изобразивший этих прекрасных водных дев лунной летней ночью.
Возможно, при написании этой картины художник был вдохновлён сном Левка из гоголевской «Майской ночи»:
«Левко посмотрел на берег: в тонком серебряном тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце».
Только русалки Маковского не имеют одежд и ожерельев. Они кружатся обнажёнными в причудливом танце, словно спускаясь с неба. Вся картина наполнена ореолом мистики и волшебства, она завораживает зрителя, позволяя проникнуть в тайный мир загадочного и потустороннего.
Изначально в мифологии русалки рассматривались как духи леса и воды, аналоги греческих наяд и дриад. Однако позже стало считаться, что русалки — это утопленницы, которые расстались с жизнью из-за несчастной любви. Согласно преданиям, в лунную ночь они выходят из воды и ловят одинокого мужчину, которого затаскивают к себе в омут. Делают они это из мести за своё разбитое сердце.
Вот что гласят поверья о русалках, собранные в 1861-1888 гг. А. Н. Минхом в Саратовской губернии: «В глубокую полночь, при лунном сиянии, всплывали на поверхность озера красивые нагие девы с распущенными длинными волосами и с хохотом плескались водою; но преимущественно показывались они в Русальское воскресенье, которое бывает после Троицына и Духова дней».