«Читаю историю Соловьёва… Читаешь эту историю и невольно приходишь к выводу, что рядом безобразий совершилась история России.
Но как же так ряд безобразий произвели великое единое государство?»
Лев Толстой, 1870 год.
В течении XVI — XVII веков «Русь» постепенно заменяется наименованием «Россия», которое исходит из византийского варианта произношения («рос» вместо «рус»).
В этой замене выразилось, по-видимому, стремление утвердить статус страны на всемирной сцене (название «Россия» было принято не только в Византии, но и, например, в Италии, тесные связи Москвы с которой установилось с 1470-х годов).
Слово же «Русь», мы и сейчас употребляем, когда речь идёт об уже давнем прошлом, а с другой стороны, оно живёт как задушевное, любовное, — в частности, поэтическое — имя отчизны.
* * *
Через год после возвращения на родину из Парижа, где он находится — по сути дела в эмиграции — с 1923 года, в 1927 году Владимир Иванович Вернадский (российский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук) размышлял:
«Мне кажется, что… история нашего народа представляет удивительные черты, как будто в такой степени небывалые (то есть, по его мнению, не имеющие места в какой-либо другой стране, кроме России. – В. К).
Совершался и совершается огромный духовный рост, духовное творчество, не видные и не осознаваемые ни современниками, ни долгими поколениями спустя.
С удивлением, как бы неожиданно для самого народа, они открываются ходом позднейшего исторического изучения.
Первой открылась взорам мыслящего человечества и осозналась нашим народом русская литература… – констатирует В. И. Вернадский. – Но великая новая русская литература вскрылась в своем значении лишь на памяти живущих людей (то есть на памяти еще живых в двадцатых годах XX века поколений. – В. К.).
Пушкин выявился тем, чем он был, через несколько поколений после своего рождения.
Еще в 60-х один из крупнейших знатоков истории русской литературы, академик П. П. Пекарский… ставил вопрос, имеет ли русская литература вообще какое-нибудь мировое значение или ее история не может изучаться в одинаковом масштабе с историей великих мировых литератур и имеет местный интерес, интерес исторически второстепенный. Он решал его именно в этом смысле.
Это было после Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Гоголя, в расцвет творческого выявления Толстого, Достоевского, Тургенева. Сейчас взгляд Пекарского кажется анахронизмом.
В мире – не у нас – властителем дум молодых поколений царит Достоевский; глубоко вошел в общечеловеческое миропонимание Толстой.
Но мировое значение русской литературы не было осознано ее народом…
Когда де Вогюэ (автор восхищенной книги «Русский роман», изданной в Париже в 1886 году. – В. К.) обратил внимание Запада, в частности сперва французского, на мировое значение русской литературы, когда началось ее вхождение в общее сознание, – именно этот факт открыл глаза и тому народу, созданием которого она является.
Он понял, что он создал».
Итак, В. И. Вернадский усматривает «удивительные», «небывалые» черты «истории нашего народа» в том, что даже величайшие достижения осознаются с большим или же громадным (в несколько столетий!) запозданием, да еще и чуть ли не по инициативе извне, с Запада…
Этот тезис о «небывалом» – то есть не свойственном ни одной стране, кроме России, – запаздывании в осознанности собственных достижений или даже необходимости «восстанавливать», «возрождать» как бы умершие, ушедшие в «землю» ценности вроде бы можно оспорить.
Вернадский отметил, что «новая русская литература вскрылась в своем значении лишь на памяти живущих людей (он, несомненно, имеет здесь в виду и самого себя – В. К.).
Пушкин выявился тем, чем он был, через несколько поколений после своего рождения».
[Это мнение Вернадского, он так видел, но к примеру «Литературная Газета» была основана Антоном Дельвигом и Александром Пушкиным в 1830 году и была достаточно известна в России в те годы.
К тому же довольно часто именно книги о России, книги объективные, без русофобии и негатива, написанные и изданные в той или иной стране, вызывали взрыв интереса к литературе и культуре Руси, России.
И подобное происходило не раз в истории — когда та или иная Книга открывала миру неизвестную русскую литературу, неизвестную страну Россию — Веб Рассказ]
* * *
Одна из главных причин той – подчас очень длительной – недооценки явлений отечественной культуры, о которой так горячо говорил В. И. Вернадский, – чрезвычайно резкие и всесторонние перевороты в истории и, соответственно, в истории культуры, присущие России.
Русская культура не раз как бы умирает и лишь гораздо позднее воскресает заново.
Еще в 1830 году Пушкин писал: «…старинной словесности у нас не существует. За нами темная степь и на ней возвышается единственный памятник: «Песнь о полку Игореве». Словесность наша явилась вдруг в 18 столетии…»
Стоит заметить, что всего тридцатью годами ранее нельзя было бы назвать и этот «единственный памятник», ибо он еще не был открыт заново…
Но многое в России происходит поистине стремительно, и через каких-нибудь два десятилетия Пушкин уже не мог бы так говорить, поскольку целая плеяда исследователей и просто любителей российской словесности допетровских времен неслыханные богатства словесности.
Ныне же изданы, например, двенадцать объемистых томов серии «Памятники литературы Древней Руси» – и это только небольшая доля созданного и лишь меньшая часть сохранившегося до наших дней.
* * *
Известно всем и каждому стихотворение в прозе 1882 года «Русский язык» Ивана Сергеевича Тургенева:
«- Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
– Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?
– Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
* * *
Это отрывки из книги — История Руси и русского Слова. Автор Кожинов Вадим Валерьянович.
Вадим Валерьянович Кожинов — литературовед, историк, критик, философ, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы имени М. Горького Российской Академии Наук.
На этом всё, всего хорошего, читайте книги — с ними интересней жить, канал Веб Рассказ, Юрий Шатохин, Новосибирск.
До свидания.
* * *
Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:
Ссылка на видео: https://youtu.be/jQ3TEEpf3mw
* * *