Мы привыкли считать, что фарфор – традиционная посуда императоров и знати. Существует знаменитый Императорский фарфоровый завод, в Государственном Эрмитаже располагается огромная коллекция фарфоровой посуды наших правителей.
Но цари, императоры и дворяне в основном использовали серебряную и золотую посуду. Во всяком случае, до конца 18 века фарфора не было и у императоров, позже он начал постепенно появляться сначала во дворцах, а позже в богатых домах.
Фарфор в Россию пришел из Европы. Вообще, первый фарфором заинтересовался еще Петр Великий. При Императоре в Китай несколько раз собирались экспедиции, там и приобретался фарфор для собственной императорской коллекции. Во время посещения европейских стран Петр пытался узнать секрет изготовления фарфора у местных мастеров, но те держали рецепт фарфоровой массы в строжайшей тайне.
Следующие 20 с лишним лет фарфор, привезённый из Азии, в России существовал только в императорской коллекции. В Европе тем временем он стал одной из престижных отраслей производства.
Елизаветинское барокко и фарфор
Вернулась к идее строительства фарфорового завода дочь Петра Елизавета уже в конце 18 века. Императрицу мы все знаем и уважаем за ответственный и страстный подход к пышным торжествам. В это же время в России процветает барокко, в Санкт-Петербург приезжает архитектор Растрелли. Он становится не только любимым архитектором Елизаветы, но и придворным декоратором. Именно он разрабатывал программы многих церемоний Императрицы, оформлял залы и разделял вкусы правительницы. Тогда столы во дворцах ее Величества уже накрывали фарфором, но привозным.
И вдруг все получилось…
В 1744 году в Россию мастера по фарфору привез русский посол в Швеции барон Корф. Сделал он это тайно от местного правительства. По приезде мастера Императрица немедленно объявила о создании производства фарфора в России. Стоит отметить, что одному мастеру Гунгеру производство налаживать было тяжело, пытался он сделать это целых 5 лет и изготовил за это время только несколько чашек. Тогда к мастеру из Европы приставили только что отучившегося в Германии молодого русского ученого Дмитрия Виноградова.
Как налаживали производство
Виноградов освоил процессы от разработки самого производства до создания красок и глазури, очень быстро нагнал производство и, конечно же, все свои разработки зашифровал. Сначала на заводе выпускались небольшие фарфоровые изделия: пуговицы, небольшие чашечки, табакерки. Кстати, светские обычаи тех времен предписывали передавать любовные записки именно в табакерках, но выпускались они не из-за обилия дворянских страстей, а по причине тогда еще не раскрытого рецепта производства крупных изделий.
Первым крупным творением Виноградова стал сервиз «Собственный», его сделали лично для императрицы. Сервировали его, кстати, тоже исключительно для ее Величества.