Художник Андрей Рябушкин – русский живописец девятнадцатого века, признанный мастер исторический и жанровых картин, в основном, о русской старине, о российском быте семнадцатого века.
Родился художник Андрей Петрович Рябушкин в октябре 1861 года в селе Станичная Слобода Тамбовской губернии, в семье потомственных сельских иконописцев и Андрей с раннего детства помогал отцу и старшему брату в работе по реставрации и обновлению окрестных сельских церквей.
В возрасте четырнадцати лет Андрей Рябушкин осиротел. В этот скорбный для будущего живописца год в селе Станичная Слобода гостил студент Московского училища живописи, ваяния и зодчества А.Х. Преображенский, который заметил талантливого подростка и увёз сироту в Москву, помог поступить Рябушкину в училище.
Андрей Рябушкин учился в МУЖВЗ с 1875 по 1882 года, а после смерти своего учителя Василия Петрова оставил стены училища, уехал в Петербург и поступил, в 1882 году, в Академию художеств. Учился хорошо, регулярно поощрялся руководством академии, однако, за свою дипломную работу «Снятие с креста» молодой художник Золотой медали, как рассчитывал, не получил. Картина была отмечена, как очень удачная, но поскольку соискатель отступил от утверждённого Советом Академии эскиза, было принято решение медали Рябушкину не присуждать.
Рябушкин уже совсем собрался разрезать огромное полотно (2,4 Х 4,2 м) на части, чтобы использовать холсты для других работ, когда «Снятие с креста» увидел Третьяков и купил картину для своей галереи. А буквально через несколько дней после продажи картины в галерею, великий князь Владимир Александрович, президент Академии Художеств, предложил молодому художнику из своих личных средств выдать сумму, которая полагалась лицу, награждённому Золотой медалью, на заграничную поездку. Но не на три, а только на два года.
Андрей Рябушкин деньги принял и отправился в путешествие по России, некоторое время жил в Новгороде, вдоль т поперёк проехал всё Подмосковье, много времени работал в Москве, затем были Киев, Тула, Орёл, Углич, Ярославль, Кострома, Ростов Нижний Новгород. И везде, и всюду Андрей Петрович пишет этюды церквей, посещает музеи и изучает старинные предметы быта, одежду, мебель, орудия труда и оружие. А ещё молодой художник начинает изучать труды по истории России, собирает былины и народные сказания в старых русских городах и сёлах.
В этот же время Рябушкин продолжает сотрудничать с журналами, куда регулярно отправляет иллюстрации на темы русского быта семнадцатого века и о современной жизни русской деревни.
Большое путешествие художника оканчивается под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Привольное, где для молодого художника, его другом И.Ф. Тюменевым, был построен дом с мастерской. И в этом доме Рябушкин начинает писать две своих больших работы «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» и «Потешные Петра I в кружале».
Оба полотна, после жарких споров, были приняты на выставку «передвижников». Спор разгорелся из-за того, что на картинах Рябушкина «нет драмы и столкновения» и нет кого-то развёрнутого действия.
Следующая работа художника «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» на выставку «передвижников» принята не была.
Да, мастерски выписан интерьер, изумительно прописаны исторические одежды и изразцы печки, драгоценности, которыми украшен трон. Но на полотне опять ничего не происходит и всё главное действие заключено в бездействии, в «думании» о делах государства. А конфликта нет, нет драмы и язв общества.
В 1895 году Андрей Петрович показывает публике большую работу «Московская улица XVII века в праздничный день», затем были картины «Русские женщины XVII века в церкви» и «Семья купца в XVII веке». Эти две последние картины были представлены на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и были удостоены почётного отзыва.
К началу двадцатого века Рябушкин становится известным художником о котором хорошо отзываются Репин и Поленов, ценят «мироискуссники», на выставках которых Андрей Петрович часто показывает свои новые работы.
Самая известная, написанная в 1901 году (незадолго до смерти), картина «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», была очень хорошо принята публикой и критиками. В этот же период художник создаёт целую серию работ о деревенской жизни, в том числе большое количество иллюстраций.
В 1903 году у Андрея Петровича Рябушкина был диагностирован туберкулёз, Лечение в Швейцарии художнику не помогло, он вернулся на Родину и в апреле 1904 года скончался в имении своего друга художника Василия Беляева, в Новгородской губернии, в Добром Селе.