«История одного предмета»

Помните как в поездах с наслаждением пили чай в стаканах в подстаканниках?

Подстаканник – металлический цилиндр с ручкой, в который вставляется стеклянный стакан, – конечно, не был изобретен специально для поездов.
Согласно российскому обычаю высшего дворянского света царской России, пить чай из маленьких чашечек разрешалось только девицам, кавалеры пили его из граненых стаканов. Чтобы не обжигать руки о горячее стекло, стаканы ставили в подстаканники.

Как предмет, знакомый нам, подстаканник оформился в конце в конце XVIII века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике, как об элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью. Правда, первые подстаканники не отличались высокохудожественной работой: они были просты по форме, по оформлению и выполняли только бытовую функцию. Выпускались подстаканники из латуни, что говорило о потенциальном покупателе – простом народе.

Позже чаепитие стало церемонией эстетичной и подстаканники стали соответствовать: их украшали гравировкой и эмалями, инкрустировали, использовали драгоценные металлы, для семейных сервизов украшали монограммами. И серебряный подстаканник, украшенный вензелем, становится символом благополучия.

«История одного предмета»

Подстаканник оригинальной формы в виде ремешка и мемориальной гравировкой «На Отъ 4Р Кастенко Фельд. Толчкову». Серебро, литье, гравировка. Россия, Санкт-Петербург, 1857 год

Популярность в российских пассажирских поездах подстаканники обрели в конце XIX века при Сергее Витте, ставшем директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов и министром путей сообщения Российской империи. Витте сделал использование стаканов и подстаканников в поездах обязательными, как дешевый способ экономичной и привычной посуды. Оказалось, что подстаканник хорош не только тем, что пальцы не обжигаются о горячую емкость. Они значительно повышали устойчивость стаканов при движении поезда. Да и проводникам было удобно разносить чай. Стаканы проще мыть, для кражи ценности не представляют, при замене недороги, не то что фарфоровые чашечки.

«История одного предмета»

Подстаканник с изображением вида Санкт-Петербурга и моста через Неву в стиле неоклассицизма. Серебро, литье, гравировка, штамп, золочение. Россия, Санкт-Петербург, мастерская Каторского Ильи Иванова, 1894 год

После 1917 года подстаканник, наряду с другими характерными реалиями «буржуазного» быта, был заклеймен позором как «мещанская принадлежность», поэтому их производство временно прекратилось.
Тем не менее, он продолжает занимать достойное место в быту, но теперь уже у творцов революции. Причем в почете у советских вождей была кухонная утварь, произведенная еще в царской России.

Возобновляется изготовление подстаканников только в период НЭПа, маленькими частными артелями. В технологию производства наряду с уже известным литьем, вносятся гравировка и выдавливание рисунка. Сильный импульс к внедрению в широкие слои народных масс подстаканник получил в середине 1920-х годов. Молодое государство отказалось производить посуду из фарфора и фаянса в пользу стекла, как наиболее дешевого и близкого пролетариату материала.

«История одного предмета»

Чтобы горячий стакан не обжигал рук большевистского руководства, ему была необходима достойная и вместе с тем простая защитная окантовка.
В СССР формируются жесткий «корпоративный» стиль, а также атрибутика крупных и мелких руководителей партийного аппарата, многочисленных контор, управлений и бюро. Наряду с массивными столами, трибунами с графином, френчами и кожаными портфелями, в кабинетах появляется и подстаканник.

Настоящий расцвет подстаканника как «рупора эпохи» приходится на период конца 40-х – начала 70-х годов.
Появляются подстаканники, изготовленные из сплава «медь – никель – цинка» (МНЦ) с глубоким серебрением; мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки. Выпускаются многообразные серии: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, цветы, города СССР, разнообразные узоры и прочие.

«История одного предмета»

Неизвестно, подсчитывал ли кто-нибудь точное количество всех выпущенных в Советском Союзе подстаканников, их модификаций и событий, которым они были посвящены. Можно только примерно подсчитать количество предприятий, выпускавших это изделие широкого потребления. В Советском Союзе их насчитывалось около 30…

«История одного предмета»

Традиция подавать чай в стаканах и подстаканниках сохранилась и до наших дней, ибо железнодорожники РЖД любят традиции и берегут их. Да и есть какая-то магия, сесть в поезд и выпить стакан вкусного чая от проводника, с двумя кусочками сахара, поглядывая в окно на чудесную Россию!

«История одного предмета»

Интересный факт: коллекционированием подстаканников был сильно увлечен В.И. Ленин. К сожалению, о судьбе его коллекции ничего не известно, и лишь немногим удалось ее увидеть.

Источник

«История одного предмета»

TELEGRAM BARCAFFE

Адаптивная картинка
Картинка при наведении
Приглашение в телеграм-чат BarCaffe

Вас всегда ждут и всегда рады в телеграм-чате BarCaffe

Приглашение в телеграм-чат BarCaffe

Так же с Вами всегда рад общению наш виртуальный ИИ бармен в BarCaffe

«История одного предмета»
9

Публикация:

не в сети 1 день

Наина Киевна Горыныч

«История одного предмета» 2 339
Придирчиво следит за сохранностью своей избушки. Постоянно подозревает окружающих в недобрых намерениях. Необыкновенно скупа, но вместе с тем наивна и простодушна.
Комментарии: 2Публикации: 246Регистрация: 27-06-2020
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!

© 2019 - 2024 BarCaffe · Информация в интернете общая, а ссылка дело воспитания!

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля