Если смотреть фильмы про Гражданскую, то обычно все довольно просто. Вот ребята с красными звездами на фуражках и красными лентами на папахах. Это определенно красноармейцы. Они за власть Советов и за всемирную революцию. Вот ребята с погонами на плечах и под знаменем с двуглавым орлом или “адамовой головой”. Это белогвардейцы. Они за Россию, единую и неделимую.
Но что бы подумал обычный человек, если бы увидел казака у которого на кубаночке пришиты сразу две ленты? И красная и белая? А между прочим это никакая не выдумка. Действительно в 1919 году донские казаки ходили в атаку в такой вот странной форме. Давайте разбираться за кого они были и чего хотели.
Начнем с того, что советская власть не очень хорошо относилась к казакам. Это при том, что многие казаки готовы были поддержать советскую власть. Вот что писал об этом Деникин:
Советский режим с его неизбежными приемами — репрессиями стал вызывать уже в казачьей среде волю к активному сопротивлению. Оно возникало во многих местах стихийно, неорганизованно и разрозненно.
Или вот:
В последние месяцы режима Каледина большевики получали огромную поддержку в этих городах Дона. Население ждало войска Красной армии как освободителей. Приход войск разрушил эту иллюзию за короткое время, и симпатии сменились страхом. Сразу начались аресты
Грубо говоря, многие казаки поддержали революцию и советы. Но когда советская власть начала процесс “расказачивания” и репрессий, то это заставило казаков задуматься.
В результате на Дону в 1918 году получилась очень странная ситуация. Казаки отказались служить в белой армии. Оставили позиции и отправились по домам. Потом и вовсе заключили мир с красными. Объявили новую власть, без “предателя трудового казачества Краснова”. Только мира с “красными” не получилось. Большевики отбирали хлеб, раскулачивали и репрессировали многих без суда и следствия.
Так к концу года вспыхнуло “Вёшенское восстание” уже против красных. Изначально казаки повесили на кубанки белые повязки, как символ борьбы с большевиками. Однако казаки эти были довольно революционно настроены. Они выступали скорее “за советы без большевиков”. В результате в приказе по Верхне-Донскому округу № 1 ст. Вешенская Середина марта 1919 г. говорится:
Приказываем гражданам снять белые повязки впредь до распоряжения военного отдела, которому поручается установить знаки отличия, характеризующие настоящее народное восстание.
При этом кто-то продолжал ходить с красной повязкой. Кто-то с белой. Это все вносило определенную путаницу. В итоге Приказом № 13 по войскам Верхне-Донского округа от 10 (23) мая 1919 г и приказом №15 была установлена единая форма одежды для донских повстанцев.
Они могли носить погоны, кокарды, лампасы, а на кубанки крепились перекрещенные красно-белые ленты.
В итоге “красные” с их “классовой борьбой” сами настроили против себя большую часть ранее лояльной к ним прослойки “трудового казачества”. Это позволило Добровольческой армии занять районы Донской области. А экспедиционные силы красных были разбиты и отброшены донскими казаками повстанцами при поддержке белых.