История в фотографиях часто бывает познавательней длинных описаний и размышлений. Это просто немой свидетель происшедшего, важного исторического и не очень события. Зачастую, на них запечатлена жизнь самых обычных людей в обстановке той эпохи, в которой они жили.
Самое первое эротическое фото из сохранившихся до нашего времени датируется 1850-м годом. Его автор – француз Феликс Жаке Антуан Мулен.
В 1870–е годы богатые западные туристы начали посещать Японию, которая только недавно открылась для иностранцев. Популярностью среди них, в качестве сувениров, после посещения страны, пользовались фотографии с традиционными образами японцев. Одним из фотографов сыгравших большую роль в формировании представления европейцев о Японии был барон Раймунд фон Стиллфрид.
Австрийский аристократ, в юности он много путешествовал по всему миру, а затем осел в Японии и открыл фото салон в Йокогаме. В те времена изготовление фотографии подразумевало работу с легковоспламеняющимися химикатами в уже тогда перегруженных и в основном деревянных городах Японии. Однажды, одна из фотостудий Стиллфрида в Йокогаме сгорела дотла, после чего была сделана эта фотография. Пожарный служащий со знаком своего отделения, 1875 год, Япония.
Станция конки у Серпуховских ворот. Москва. Фото 1890-1900-х гг.
Пожилая ирландка, использующая прялку для прядения ниток или пряжи. Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии, 1890 – 1900 гг.
Панорама города Тобольска. Фотография французского путешественника барона Жозефа де Бая. 1895 год.
Великая Княгиня Виктория Федоровна. Урождённая Виктория Мелита, принцесса Великобританская, Ирландская и Саксен-Кобург-Готская, герцогиня Гессенская. Жена самопровозглашенного Императора Всероссийского Кирилла I – немного шутит. Дата фотографии 1899-1900 гг. Германия.
Рубка капусты. Неизвестный автор, 1900 – 1905 год, Оренбургская губерния.
В 1903 году заключенный Уилл Уэст прибыл в тюрьму Ливенворт (Leavenworth). Служащий, который его фотографировал для картотеки, сказал, что помнит его. На что Уэст ответил, что никогда не был в этой тюрьме. Служащий полез в фотокартотеку и взял оттуда фото Уильяма Уэста.
“Поразительно! – сказал заключенный, – это же я! Но я никогда не бывал ранее в тюрьме. Это моя фотография, но я не знаю, откуда вы её взяли. Я здесь раньше не был и в этом полностью уверен”.
Тут в замешательство пришёл уже регистратор данного учреждения, ведь он был тоже уверен в том, что двумя годами ранее уже регистрировал человека, находящегося перед ним. Однако, Уилл Уэст отрицал предыдущее заключение в тюрьму. М.В. МакКлафри (служащий тюрьмы), знающий о том, что преступники часто отрицают предыдущие заключения, прибегнул к измерениям А.Бертильона.
Данный метод в судебной практике использовался с 1879 года. Бертильон предлагал для более эффективной регистрации преступников использовать измерения частей тела: роста, длины уха, длины левой ступни, среднего пальца и мизинца, а также длину предплечья. Он утверждал, что эти данные уникальны для каждого человека. Измерения Бертильона дали практически идентичные результаты, что завело служащего в тупик. А Уэст продолжал стоять на своём. Запросив полное дело Уильяма Уэста, МакКлафри понял, что этот человек и по сей день с 1901 года уже отбывает пожизненное наказание в тюремном учреждении.
Этот случай выявил недостатки в использовании измерений Бертильона, что в последствии привело к использованию дактилоскопии. А, вот отпечатки Уильяма и Уилла Уэстов были идентифицированы и полностью отличались друг от друга.
На двух верхних фотографиях изображён заключенный Уилл Уэст, привезённый в тюрьму Ливенворт (штат Канзас). На двух нижних фотографиях – заключённый Уильям Уэст, уже отбывающий срок в тюрьме за убийство первой степени.
Станция парижского метро во время наводнения, 1910 г.
Корабельный врач осматривает команду по возвращении из увольнения на берег. Австро-венгерские ВМС. 1910 год.
В 1911 году в США резко стартовала программа модернизации пожарных частей. Главной задачей было отказаться от применения лошадей и полностью перейти на современную моторную технику. Только вот толковых пожарных машин еще не было.
Тут-то и пригодилось изобретение инженера Уолтера Кристи. Он просто совместил заднюю половину паровой пожарной помпы на конной тяге с передней половиной трактора с ДВС. И этот «франкенштейн» оказался самым быстрым и дешевым решением на время реформ – ведь уже существовавшие конные помпы можно было не отправлять в утиль, а продолжать использовать, “срастив” с половинкой трактора. Чудо-машины Уолтера Кристи продолжали применяться до 1918 г., после чего уже были заменены нормальными пожарными машинами.
1921 г. Акрополь, Греция. Композиция «Огненный ветер». На фото Мария-Тереза Дункан, одна из «Isadorables». Она позирует фотографу Эдварду Стейхену.
«Isadorables» – были группой из шести молодых девушек, Анны Дензлер, Марии-Терезы Крюгер, Ирмы Эрих-Гримм, Элизабет Милкер, Марго Йель и Эрики Ломанн, которые танцевали под руководством самой Айседоры Дункан. Их прозвище было дано им французским поэтом Фернаном д’Ивуаром в 1909 году. Позже все они получили фамилию Дункан, когда Айседора удочерила их.
Девушки, в основном немки, танцевали в современном стиле (они были известны как “Босоногие” и “Эстетичные танцовщицы”) между 1905 и 1920 годами. Они вышли из известных школ, а затем сделали карьеру у Дункан. Позже они расстались со своей наставницей, чтобы танцевать как собственная независимая группа и во время Первой мировой войны они развлекали войска в США: в 1919 году они объехали 60 городов под руководством Сола Хурока, прежде чем окончательно распасться для сольных карьер.
Анна Дензлер (родилась в 1894 году в Швейцарии, умерла в 1980 году в Нью-Йорке) – темноволосая, с круглыми румяными щеками и маленькими шоколадно-карими глазами.
Мария-Тереза Крюгер (родилась в 1895 году в Дрездене, умерла в 1987 году в Нью-Йорке) -голубые глаза, светлые волосы и веснушки на ее крошечном носике.
Ирма Эрих-Гримме (родилась в 1897 году в Гамбурге, умерла в 1977 году в Калифорнии)
Элизабет (Лиза) Милкер (родилась в 1898 году в Дрездене, умерла в 1976 году) – с красивыми золотыми кудрями и большими карими глазами испуганного оленя.
Марго (Гретель) Йель (родилась в 1900 году в Берлине, умерла в 1925 году в Париже) – с фиолетовыми глазами, пепельно-светлыми волосами и изящной внешностью дрезденской китайской куклы.
Эрика (Эрика) Ломанн (родилась в 1901 году в Гамбурге, умерла в 1984 году в Коннектикуте) – темноглазая, четыре года была самой младшей в школе.
На фото Ирма, Марго, Тереза, Анна, Эрика и Лиза Дункан в постановке из «Ифигении» в Hotel des Artistes. Нью-Йорк, Фото: Apeda Studio.
В 1931 году, по заказу агентства «Союзфото» фоторепортеры Аркадий Шайхет, Макс Альперт и Соломон Тулес в течение пяти дней сняли «24 часа из жизни Филипповых» – типичной московской рабочей семьи. Редактором, руководителем проекта и автором подписей к фотографиям выступил журналист Л. Межеричер. Серия снималась для выставки Общества друзей СССР в Австрии и была призвана показать достижения социализма в течение первой пятилетки на примере жизни обычного человека, который сам является строителем новой реальности.
Рабочий-металлист Дмитрий Филиппов и трое его взрослых детей работают на заводе «Красный пролетарий». Жена Филиппова – Анна Ивановна, благодаря достаточной обеспеченности семьи, может посвятить себя домашнему хозяйству.
Несмотря на некоторые всеобщие трудности (вроде продажи продуктов по карточкам), Филипповы социально защищены, работают, учатся, занимаются спортом, посещают парк культуры и отдыха, а младший сын Володя весь день проводит в образцовом детском саду.
Серия о Филипповых (включавшая 78 фотографий) вызвала большой международный резонанс и дискуссии. Для истории советской (и не только советской) фотографии она имеет огромное значение. Каким должен быть настоящий пролетарский фоторепортаж, в чем его задачи, как решить их наилучшим образом? До какой степени допустима инсценировка и метод восстановленного факта? Бесспорным является то, что фотосерия имеет огромное преимущество перед единичными снимками. В серии событие или явление показано в динамике, в ней всегда что-то происходит, она имеет огромный информационный и пропагандистский потенциал. Каждый советский фоторепортер должен подключиться к созданию тематических серий.
Немецкий еженедельник AIZ* опубликовал 52 снимка из серии, посвятив репортажу отдельный номер. (№38, сентябрь 1931 г). Номер имел такую популярность, что тираж был отпечатан вторично. Немецкие товарищи обсуждали реалистичность репортажа и собирались отправить в Москву делегацию, чтобы проверить, так ли живут Филипповы. Несколько месяцев спустя появился аналогичный репортаж о жизни немецкого рабочего Фурнеса.
В день появления немцев в Париже в июне 1940 года автомобили исчезли из жизни французов – новые власти реквизировали все приличные машины, которые прежние хозяева не успели попрятать, оставив лишь совсем слабенькие малолитражки. Пользоваться ими можно было только по специальному разрешению, например, врачам или коммерсантам. Бензин, естественно, стали отпускать по талонам – его и в самой Германии не хватало. Французам пришлось массово пересесть на велосипеды и веломобили – они часто попадаются на снимках Парижа времен оккупации. А тем, кто устал крутить педали, недремлющий рынок тут же сделал актуальное предложение – электромобили. Если до начала Второй мировой производителей электромобилей во Франции было по пальцам пересчитать, что с приходом немцев их число увеличилось в разы.
Pierre Faure Type PFA – этот электромобиль проектировали с чистого листа. Пьер Фор – фамилия конструктора электромобиля, не только сумевшего его создать, но и организовать небольшое производство. К созданию внешнего облика будущего Type PFA был привлечен Мишель Дюфе – известный архитектор и декоратор.
Основанием Pierre Faure Type PFA служила стальная рама из труб и швеллеров, на которую монтировался кузов, сделанный по привычной технологии тех лет: каркас из тонких деревянных брусьев, обшитый фанерой, листовым железом и дерматином. Pierre Faure отличался выверенной аэродинамикой: обтекаемый кузов, закругленное ветровое стекло, спрятанные под обтекатели фары, задняя часть вытянутой и заостренной формы.
Кузов продували в аэродинамической трубе Аэротехнического института в Сен-Сире, он показал очень низкий коэффициент сопротивления – всего 0,195. Но, несмотря на великолепную аэродинамику, максимальная скорость составляла всего 40 км/ч, да и то лишь на ровном месте. Она вдвое падала на подъемах – на горку Pierre Faure въезжал со скоростью 18 км/ч, а преодолевать уклоны крутизной более 10º в руководстве по эксплуатации не рекомендовалось вовсе из-за опасности сжечь мотор.
Шесть свинцовых аккумуляторных батарей емкостью по 100 а/ч каждая соединялись последовательно и выдавали общее напряжение 72V. Такого запаса энергии хватало для поездок на расстояние до 80 км. Но оптимальным считался суточный пробег 30-40 км, чтобы только подзаряжать батарею от городской сети по ночному тарифу – он обходился примерно в 3 франка вместо 6 в случае полной зарядки в течение долгих 10 часов. В рекламе указывалось, что при ежедневном пробеге в 60 км по Парижу обычный автомобиль расходовал бензина на 60.000 франков в год, а электромобиль Pierre Faure – только 6.000.
Факт производства электромобилей под немецким протекторатом стараются если не скрыть, то представить как-то обтекаемо, условно и с фигурами умолчания. Не очень он вяжется с существовавшим одновременно движением Сопротивления, целью которого была борьба за независимость Франции.
После окончания войны спрос на электромобили резко упал и почти все предприятия свернули их производство, хотя на первом послевоенном салоне в Париже и демонстрировались новые модели. Но шансов у них уже не было никаких – во многом из-за ставших вновь доступными бензиновых автомобилей. Потом про электромобили и вовсе забыли. Их попрятали по гаражам и сараям, да так, что их находят там до сих пор. О них не пишут книги, им редко посвящают журнальные статьи, как будто бы пытаясь замолчать сам факт производства электромобилей при немецкой оккупации, но сохранившиеся экземпляры «франко-немецких» электромобилей говорят сами за себя.
Электромобили «Pierre Faure Type PFA» на выставке в Париже, Франция, 31 мая 1941 года.
Контратака советских бойцов. Поселок Дорохово Московской обл. октябрь 1941 года.
Суровая работа для сильных телом и душой. Моряки на покрытой льдом палубе британского тяжелого крейсера «Бервик» (HMS Berwick, 65) в Арктике во время сопровождения конвоя JW53 в СССР. Февраль 1943 года
Всю жизнь Франциска Манн (настоящее имя Франциска Манхеймер-Розенберг) была связана исключительно с балетом, она побеждала в солидных европейских конкурсах, постоянно блистала на сцене и даже мечтала о собственной школе танца. Еще до войны Франциска успела выйти замуж. Когда нацисты оккупировали Польшу, девушка оказалась в Варшавском гетто.
Чтобы не бросать любимое дело, Франциска была готова выступать даже в кабаре. Она все еще грезила о том, что будет срывать овации, выходя на сцену концертных залов, а не местного театра в гетто. Франциска была на хорошем счету у нацистов: ей одной из немногих было позволительно покидать территорию гетто, поскольку она работала курьером между гетто и штаб-квартирой немцев, располагавшейся в гостинице «Польша».
В 1942 году нацисты запустили программу, согласно которой евреям якобы предоставлялся шанс уехать за границу при наличии у них паспорта нейтральной страны. Конечно же, таких паспортов у еврейских поляков не было, однако нацисты оказались хитры: тайно распространялись слухи, как купить такие паспорта. Сумму называли баснословную – порядка полутора тысяч долларов (сегодня это около 20 тысяч долларов). За эти деньги можно было получить спасительное гражданство в одной из латиноамериканских стран.
Программу запустили для того, чтобы заставить выйти из подполья тех евреев, которым до этого удавалось скрываться на свободе в «арийской» части города. В этом случае они не только рассекречивали себя, но и добровольно отдавали все или почти все свое состояние. Франциска верила обещаниям, что, предъявив паспорт, можно будет сбежать из Польши. Забегая наперед скажем, что таким образом спаслись несколько сотен человек, это было сделано для того, чтобы все остальные поверили обещаниям и охотно принялись покупать заветные паспорта.
Люди, которым «посчастливилось» купить поддельные паспорта, должны были поездом добраться до границы Германии, а оттуда – получить заветный пропуск на свободу. Однако все оказалось совершенно иначе. Поезд, в котором ехали почти три тысячи человек, отправился на юг Польши, туда, где располагался лагерь Освенцим. По сути, это был единственный случай, когда сюда приехал комфортабельный пассажирский поезд. На фото танцующая Франциска.
Пассажиров обманули, сказав, что они прибыли в лагерь на границе со Швейцарией, а возле вагонов их встретил Франц Хесслер, представившийся сотрудником Министерства иностранных дел Третьего рейха. Нацисты объяснили, что процедура перевода через границу требует дезинфекции, поэтому настоятельно рекомендовали всем пассажирам последовать в раздевалки.
Видимо, в этот момент часть пассажиров все же догадалась, что произошло. В женской раздевалке началась паника, некоторые девушки и женщины осознали, что их ждет впереди. Франциска была из их числа. Увидев, что охранники с любопытством следят за каждым ее движением, она стала намеренно эротично стягивать с себя всю одежду. Стриптиз привлек внимание нацистов, никто не мог оторвать глаз от танцовщицы, раздевавшейся донага.
Во время сексуальных движений, она сняла туфлю и, внезапно, ударила в лицо эсэсовца Вальтера Квакернака. Удар каблуком со набойкой оказался настолько сильным, что нацист схватился обеими руками за щеку. Франциска выхватила у него пистолет. Далее последовали несколько выстрелов: обершарфюрер СС Йозеф Шиллингер был тяжело ранен несколькими пулями и скончался по дороге в больницу, а обершарфюрер СС Вильгельм Эммерих получил серьезное ранение в колено, и навсегда остался калекой. Другие женщины, увидев происходящее, тоже набросились на своих мучителей. Шансов спастись не было, но они били, кусали и царапали нацистов. Это был бунт, захлебнувшийся в крови, но показавший, что даже перед лицом смерти можно оставаться бесстрашным бойцом. Эсэсовцы насилу выбежали из раздевалки, закрыли двери и вместе с солдатами зондеркоманды расстреляли через тонкие стены всех, кто был в комнате. Это отражено в рапорте коменданта Освенцима и подтверждено одним из выживших членов зондеркоманды. Франциска в танце.
Папа Пий XII посещает граждан Рима после бомбардировки города, 1943 год.
Члены команды американского линкора “Нью Джерси” и пленный, сбитый японский пилот-камикадзе, которого они голым заставляют чистить палубу корабля. 1944 год.
Клиенты ждут своего заказа возле первого заведения «МакДональдс», Сан-Бернадино, Калифорния, 1948 год
На аттракционах в парке развлечений. Фото Изиса Бидерманаса, Париж. Площадь Республики, 1950 год
Дублин, Ирландия, 1952. Фотограф Анри Картье-Брессон
Улица Малышева Архив Юрия Берникова, 1956. Свердловск.
Вечером 11 августа 1965 года офицер Калифорнийского дорожного патруля Ли Миникус остановил для проверки автомобиль, в котором, как выяснилось, находился в состоянии алкогольного опьянения некий 21-летний Маркетт Фрай. В результате того, что пьяный негр-водитель отказывался выполнять требования полицейского, завязался конфликт, после которого Фрая, его брата и мать арестовали.
А так как события происходили на юге Лос-Анджелеса в районе Уоттс, ещё с 1940-х заселённом почти на 100% чёрными, со всех сторон сбежались очевидцы. Через некоторое время они начали забрасывать подъехавших полицейских камнями, решив наверно, что их опять в чём-то дискриминируют, хотя на самом то дели для них наведение какого-либо кипиша – это всего лишь возможность где-нибудь обокрасть магазин и тупо помракобесить, потому что на работу то никому надо, а побаловаться наркотиками всегда успеется.
На фото погромы и грабежи магазинов Лос-Анджелеса.
В общем, уже ближе к ночи толпы разъярённых негров переворачивали и поджигали машины белых, а самих водителей избивали. На следующий день началось разворовывание и поджог различных магазинов, баров и прочего. Через какое-то время массовые беспорядки охватили уже весь юго-восточный Лос-Анджелес. Местная полиция не могла справиться с мародёрами и бунтовщиками, поэтому к ней на помощь пришла трёхтысячная Национальная гвардия, составляющая к ночи четвёртого дня беспорядков уже около 13.900 гвардейцев. Общими усилиями 15 августа беспорядки были устранены, но комендантский час отменили только 17 числа. Итогами стали 34 убитых и более 1000 раненых человек, 3438 арестов, 977 повреждённых и сгоревших зданий, в большинстве принадлежащих белым. Общий ущерб составил 40 млн. долларов.
На фото: национальные гвардейцы спят прямо на тротуарах и задержание мародеров в магазине.
Самый юный фотожурналист во Вьетнаме Ло Мань Хунг. На момент снимка, сделанного 18 февраля 1968 года в Сайгоне, ему было 12 лет.
В доме индейца племени навахо Хэнка Талмана в Ред-Роке, штат Аризона, нет ни электричества, ни водопровода. Их уровень жизни был крайне низким, и многие семьи навахо с трудом сводили концы с концами. Такова была повседневная жизнь индейских резерваций в Аризоне в 1970-х годах. Фото Терри Эйлера.
Вот такие «колёса» высотой 50 см продавали в обувных магазинах в Токио в 1973 году.
Медсестра-практикантка наблюдает за малышом в отделении детской реанимации Городской больницы №1. Новокузнецк, 1977 год. Фото Владимир Соколаев.
Польские борцы, участники Московской олимпиады 1980 года, Ян Фаландис и Адам Сандурский
Серия акций протеста на площади Тяньаньмэнь в Пекине, продолжавшихся с 15 апреля по 4 июня 1989 года, главными участниками которых были студенты. Площадь Тяньаньмэнь после беспорядков. Фото David Turnley.
Клаудия Шиффер в ванне. Автор Эллен фон Унверт. Фото из альбома «Тайны женственности» 90-е годы
Фото поклонницы с Дмитрием Нагиевым. На одном из спектаклей в его гримёрке. Россия, 2000 год.
Часовня Архангела Михаила считается самой маленькой в мире. Кутаиси. Грузия