Как много в нашей стране есть того, что можно воспевать в песнях, стихах, рассказах и на полотнах. Русь всегда славилась не только мужской силой, умом и талантом, славилась она и красотой русских женщин, их разумом, духовной и физической силой.
Великий русский писатель Н.Некрасов, как ни кто лучше, в своем творчестве воспел образ русской женщины — крестьянки «…в горящую избу войдет, коня на скоку остановит..» Строчки эти помнят все, слова эти идут от сердца, там они и сохраняются.
Художник Абрам Ефимович Архипов любил писать крестьянок. Для него, сына рязанского мужика, не было в мире никого краше русских деревенских женщин. Осанистые, веселые, трудолюбивые, хлебосольные, они улыбаются с его полотен, навечно запечатленные широкой кистью художника. Солнечный луч, покорившийся живописцу, зажигает пламенем цветастые, яркие наряды. создает ощущение радости и теплоты, делает несказанно прекрасным созданный Архиповым мир женских образов, восхищающих всех жизнеутверждающей силой и удивительной правдивостью.
Архипов находил своих героинь и в Тверской губернии и в Нижегородской , но больше всего портретов написал он на родной Рязанщине, которая до конца его дней оставалась для него самым любимым местом на земле. Он не стремился к созданию какого-то одного поражающего воображение образа, а писал и писал в течение пятнадцати последних лет жизни бесконечную галерею «крестьянок в красном». Он всегда наряжал их в красные платья, кофты, юбки, платки. Красный цвет, его Архипова, любимый цвет, звонко, настойчиво, задорно бьет почти с каждого полотна. Красный меняет тона и оттенки, бесконечно варьируется художником, сильный, огненный, революционный. Он как бы символизирует новое время, новую молодую Россию.
Еще в 1914 году, за три года до революции, написал Архипов работу «Гости». Маяковский, Шаляпин, Гиляровский, друзья — художники, видевшие картину на выставке «Союза русских художников», восторженно отзывались о ней.
«Изба, окно, солнце бьет в окно, сидят бабы… — говорил тогда Константин Коровин — До сих пор я не видел ни в русской, ни в иностранной живописи ничего подобного. Нельзя рассказать, в чем дело, замечательно переданы свет и деревня, как будто вы приехали к каким — то родным людям, и когда вы смотрите на картину, вы делаетесь молодым». И сам художник молодел, глядя на них, и заставлял молодеть других. Он писал их широким мазком, сочно, темпераментно. Портрет за портретом. Неутомимо создавал характерные национальные типы русских женщин новой России. Его волновал общий настрой людей молодой Республики, их оптимизм, их вера в будущее. «Можно ли не остановиться с радостным изумлением перед фейерверком Архипова?» — отмечал в 1926 году Луначарский.
Молодая крестьянка в красной кофте
Когда в 1927 году Абраму Ефимовичу исполнилось 65 лет, ему присвоили звание народного художника Республики. В Москве, в Музее Революции, открылась персональная выставка живописца. Архиповские крестьянки продолжали восхищать всех, а художник, отпраздновав свой юбилей, вновь удалился на родную Рязанщину, в Солотчу, и тем же летом создал еще два чудных женских образа, бесконечно правдивых и ярких, — «Девушку с кувшином» и «Крестьянку в зеленом фартуке». То были местные, рязанские женщины. Старому мастеру было приятно их писать. Они приходили к нему по — деловому, не опаздывая, — время ценить умели. Надевали приготовленные одежды, садились, как просил художник, и застывали, вальяжные, дородные, понимая важность момента. Поначалу держались чуть скованно, но потом подружились с Абрамом Ефимовичем, и работа стала протекать незаметно, за дружеской беседой. Перед женщинами всегда ставилось угощение — разные сладости, орехи, яблоки. Живописные сеансы превращались в обоюдное удовольствие…
Крестьянка в зеленом фартуке
В солнечный день
Крестьянская девушка
Крестьянка
Мужичок в армяке
Птицелов
В больнице
Сюжеты картин Архипова очень просты, взяты из жизни и потому понятны. Из группы прачек Архипов выделил одну, словно вложил в нее все свои размышления о судьбе трудовой женщины, о ее горькой доле. Это изможденная старая женщина, изображенная на переднем плане. Опустившись на стул в безмерной усталости, она облокотилась на свои натруженные руки, застыла в тоске.
В мастерской масок
Ранние работы Архипова так же обаятельны. Он нашел какую-то особую тонкость, с которой мягко и мелодично воспевал русский пейзаж. Картина «По реке Оке» выставленная в 1891 году, принесла успех и славу русском художнику. Родные просторы среднерусские дали, люди, слившиеся с природой… Нагруженная крестьянским скарбом, медленно подходит лодка к берегу. Словно песня, звучит это полотно. Вы смотрите — и будто вместе с этими людьми плывете по красавице Оке, слышите, как опускаются на воду весла, перекликаются между собою мужики. И все это нераздельно, едино, плавно.
Абрам Ефимович Архипов родился 15 августа 1862 году в одном из глухих селений Рязанской губернии, в крестьянской семье. С детства Архипов рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно», как сам вспоминал впоследствии. Родители всячески поощряли занятия сына и в 1876 году, накопив денег, отправили сына в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества, где он учится под руководством В.Г.Перова, В.Д.Поленова и В.Е.Маковского. Уроки Перова, призывавшего художников изображать правду жизни, не боясь темных сторон, не пропали даром. Архипов начинает творческий путь как художник — жанрист, явный преемник и последователь своего учителя. С 1894 Архипов занимается преподавательской деятельностью. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1924 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России. В 1927 году, в связи с сорокалетием художественной деятельности, ему, одному из первых советских живописцев, было присвоено звание народного художника Республики. Умер Абрам Ефимович 25 октября 1930 года в Москве, где и был похоронен на Ваганьковском кладбище.