…Эта статья была написана и опубликована в 1994 и 2013 гг, но ничуть не утратила своей злободневности. Хотя с тех пор многие «смердяковы» покинули белый свет и прописались на самых престижных кладбищах столицы, но число их не убывает…
«— В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с…
— А вы и сами точно иностранец, точно благородный иностранец, уже это я вам через стыд говорю…»
Вот такой любопытнейший диалог происходит между лакеем Смердяковым и его обожательницей на страницах бессмертного романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Раньше, в дни могущества России, на него почти не обращали внимания, считали, что Смердяков не живой образ, а плод фантазии автора, но настоящее время показало, что все остальные литературные типы всех русских писателей как бы отодвинулись в тень, и если искать героя нашего времени в литературе, то он уже есть — лакей Смердяков. Чтобы убедиться в этом, достаточно опросить несколько человек: задать им тот же самый «смердяковский» вопрос, я это делал, и почти каждый второй, заметим, интеллигент, отвечал, что да, завоюй Россию какая-нибудь культурная нация, то все мы от этого выиграли бы.
Впрочем, нас сейчас и завоевывать нет надобности. Эрзац-философия смердяковщины вполне овладела теми, кто в силу своего общественного и силового положения решает судьбу России. Достаточно развернуть газеты, включить телевизор, и на читателя и зрителя обрушивается систематизированный бред новейшей смердяковщины. Курилы?.. Отдать!.. Беженцы?.. Русских и так много!.. Русское самосознание?.. Фашизм!..
В том или ином виде смердяковщина, то есть, не преклонение даже, а сюськающее ползанье перед всем иноземным стало нормой ущербного сознания многих из тех, кто причисляет себя к обновителям Россия, кто имеет власть и деньги тиражировать эту неслыханную бесятину и обрушивать ее на головы простодушных граждан.
Так кто же он такой, наш сегодняшний Смердяков?.. Это, к нашему великому стыду, не крестьянин, не рабочий, нет — это, как правило, тот, кого расхожее мнение причисляет к интеллигенции, господин с высшим или около этого образованием, нравственно разболтанный, ужасно крикливый в спорах. Психологически этот тип людей сильно подвержен постороннему влиянию, он с поразительной быстротой подхватывает самые завиральные идеи, активно озвучивает телерадиоинформацию, с пеной у рта отстаивает не смысл, а звучание вошедших в него слов.
По своему характеру это люди незначительные, мелкие. Наиболее неистовые наши теперешние Смердяковы произошли из тех, кто был лакеем при прежнем режиме: всякая идеологическая обслуга, институтские преподаватели, работники культурного фронта. Ими помыкали, их третировали. Теперь же они, не в силах отомстить своим бывшим хозяевам (те пересели в банковские и чиновничьи кресла нового режима), всю свою накопленную злость обрушивают на Россию, опоганивают ее прошлое и оплевывают будущее. Они на полном серьезе считают, что коммунизм можно извести, только разрушив саму Россию. Господ Смердяковых можно сразу отличить по одной фразе: «Эта страна… этот народ»…
Тема желательности завоевания России каким-нибудь культурным народом также актуальна для наших Смердяковых, хотя и не звучит так прямолинейно, как у Ф.М.Достоевского. Наши Смердяковы согласны уничтожить нашу русскую промышленность (она слишком затратна!), оборонку (это — монстр!), науку (нет денег), сельское хозяйство (колхозы – ГУЛАГи!), культуру (ее у нас никогда не было!), они зовут: «Приходите, «володейте нами!». Собственно себя Смердяковы здесь, конечно, в виду не имеют. Пусть приходят культурные и, поставив Смердяковых надсмотрщиками, владеют нашими землями, заводами, ресурсами и дешевой рабсилой. И никакого преувеличения в сказанном нет. Вся эта возня за привлечение иностранных инвестиций, технологий — не что иное, как смердяковщина. Разговоры о вступлении в НАТО — смердяковщина: тогда появится законный повод ввести в Россию войска, если она вздумает брыкаться.
Но вернемся к рядовому Смердякову наших дней национального позора. Этот наш господин по сути не имеет ни отеческих, ни материальных корней, это — существо, зачатое и взращенное в реторте, повзрослевшее на асфальте наших унылых городов. Это — человек без родины, без стойких душевных привязанностей. Его внешний лоск, умение щегольнуть ловкой фразой всего лишь ширма, за которой пустота и бездна.
В России дурака трудно отличить от предателя, но наш Смердяков — не тот и не другой. Это, скорее, некий мутант бывшей официальной идеологии, скользкая плесень, покрывающая стены сырого заброшенного дома. Нашего русского дома, который, как никогда, нуждается в проветривании и основательном ремонте.
Всех наших Смердяковых объединяет одна черта — полное отсутствие гражданских чувств. Любовь к Отечеству объявляется ими позорным инстинктом, достойным, как заявил Булат Окуджава, кошки (?). А что, если это не старческая болезнь, а определенная духовная позиция арбатского властителя душ?.. Окуджава по всем меркам суперинтеллигент, но это и Смердяков, возведенный в энную степень. Тогда что стоит вся наша сегодняшняя интеллигенция, если ее главари всего лишь те же Смердяковы?..
Но довольно. Смердяковщина – слишком обширный вопрос, чтобы его охватить в краткой заметке. Я лишь попытался определить то, что первенствует сейчас, что сейчас взяло верх в России. Это – смердяковщина.