Первые десятилетия XX века в России царили революционные настроения: и в искусстве, и в политике. Русский авангард и русская революция нашли друг друга, и после победы последней в России сложилась уникальная ситуация: художественный авангард стал фактически официальным государственным искусством. Но длился этот роман недолго.
Новая власть укоренилась, вчерашние революционеры превратились в новую элиту, и ожидания от искусства изменились: революции остались в прошлом, теперь художникам предписывалось живописать счастливый трудовой быт советского народа. Так в 1930-х годах возник так называемый “социалистический реализм”. Потом, после краха СССР к нему было принято относиться со снисходительной усмешкой – что, на мой взгляд, совершенно напрасно. Соцреализм – не стиль, а скорее – жанр. Он ограничивал сюжет и тему, но оставлял художнику достаточно свободы в выборе художественных средств: всё мировое художественное наследие к твоим услугам – от античности до импрессионизма. Главное пиши не графьёв, а сталеваров.
И в официальном советском изобразительном искусстве было немало интересного. Не говоря уж про таких мастеров, как Бродский, Решетников, Яблонская, Пластов… И, конечно же, мой сегодняшний герой:
Александр Дейнека (1899 – 1969)
“Будущие лётчики” (1938, Третьяковка)
На смену новаторским и конструктивистским 1920-м пришли монументальные и помпезные 1930-е. В архитектуре – сталинский ампир: лепнина, шпили, арки, колосья и грозди. А в живописи – идеальные люди (привет античности и ренессансу), уверенно смотрящие в будущее. И Дейнека, на мой взгляд, наиболее яркий представитель этой эстетики.
Родился в Курске, там же учился рисовать. Образования оказалось достаточно, чтобы работать оформителем. А продолжает образование он во ВХУТЕМАССе. Вот так вот – Дейнека уже продукт не классической художественной школы, а новой. Работает в РОСТе, общается с Маяковским.
“Физкультурница” (1933, Российская государственная библиотека, Москва)
“Работать, строить и не ныть!” Да и живопись у Дейнеки как плакат – лаконична, выразительна и, пожалуй, несколько прямолинейна.
“Стахановцы” (1937, Пермская государственная художественная галерея)
“Колхозница на велосипеде” (1935, Русский музей)
О, вот сверхактуальное:
“Вратарь” (1934, Третьяковка)
“Бегуны” (1934, Русский музей)
С формой Дейнека очень интересно работает. Не хватает мне образования, чтобы описать… Как будто бы не светотенью моделирует её, а цветом. В итоге получается какая-то адская смесь ренессанса и экспрессионизма. Ну это на мой дилетантский взгляд…
“Игра в мяч” (1932, Третьяковка)
А потом – война. Дейнека остаётся в Москве, работает в мастерской плаката ТАСС и пишет одну из своих самых знаменитых и эмоциональных работ:
“Оборона Севастополя” (1942, Руский музей)
“Сбитый ас” (1943, Русский музей)
Очень пронзительная… к сожалению, не нашёл в большом размере:
“В оккупации” (1944. Курская областная картинная галерея им. Дейнеки)
Про следующую картину я всегда думал, что она довоенная, а оказывается – 1944 год.
“Раздолье” (1944. Русский музей)
После войны манера художника слегка изменилась – Дейнека теперь чаще отказывается от фирменной плакатности и пишет более реалистично.
“Женский портрет” (1944, Симферопольский художественный музей)
“У моря” (1957, Русский музей)
“Купальщицы” (1952, частная коллекция)
Вообще, на мой взгляд, наряду с рубенсовскими женщинами и кустодиевскими красавицами, заслуживают вынесения в отдельный типаж и дейнековские физкультурницы.
“Натурщица” (1952, Курская областная картинная галерея им. Дейнеки)
Монументальный стиль Дейнеки находит применение и в крупных формах: он создаёт панно, витражи и мозаики для станций метро “Маяковская” и “Новокузнецкая”, для МГУ, Кремлёвского Дворца съездов и т.д. После войны работает (и даже возглавляет несколько лет) в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Удостаивается и множества других регалий. Умер Дейнека в возрасте 70 лет.
Закончу не совсем типичной для Дейнеки картинкой. Кажется, это иллюстрация к какой-то детской книжке: трогательная и совсем немонументальная.
“Девочка у окна. Зима” (1931, частная коллекция)