Социалистический реализм художника Александра Дейнека

Первые десятилетия XX века в России царили революционные настроения: и в искусстве, и в политике. Русский авангард и русская революция нашли друг друга, и после победы последней в России сложилась уникальная ситуация: художественный авангард стал фактически официальным государственным искусством. Но длился этот роман недолго.

Новая власть укоренилась, вчерашние революционеры превратились в новую элиту, и ожидания от искусства изменились: революции остались в прошлом, теперь художникам предписывалось живописать счастливый трудовой быт советского народа. Так в 1930-х годах возник так называемый “социалистический реализм”. Потом, после краха СССР к нему было принято относиться со снисходительной усмешкой – что, на мой взгляд, совершенно напрасно. Соцреализм – не стиль, а скорее  – жанр. Он ограничивал сюжет и тему, но оставлял художнику достаточно свободы в выборе художественных средств: всё мировое художественное наследие к твоим услугам – от античности до импрессионизма. Главное пиши не графьёв, а сталеваров.

И в официальном советском изобразительном искусстве было немало интересного. Не говоря уж про таких мастеров, как Бродский, Решетников, Яблонская, Пластов… И, конечно же, мой сегодняшний герой:

Александр Дейнека (1899 – 1969)

“Будущие лётчики” (1938, Третьяковка)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

На смену новаторским и конструктивистским 1920-м пришли монументальные и помпезные 1930-е. В архитектуре – сталинский ампир: лепнина, шпили, арки, колосья и грозди. А в живописи – идеальные люди (привет античности и ренессансу), уверенно смотрящие в будущее. И Дейнека, на мой взгляд, наиболее яркий представитель этой эстетики.

Родился в Курске, там же учился рисовать. Образования оказалось достаточно, чтобы работать оформителем. А продолжает образование он во ВХУТЕМАССе. Вот так вот – Дейнека уже продукт не классической художественной школы, а новой. Работает в РОСТе, общается с Маяковским.

“Физкультурница” (1933, Российская государственная библиотека, Москва)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

“Работать, строить и не ныть!”  Да и живопись у Дейнеки как плакат – лаконична, выразительна и, пожалуй, несколько прямолинейна.

“Стахановцы” (1937, Пермская государственная художественная галерея)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

“Колхозница на велосипеде” (1935, Русский музей)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

О, вот сверхактуальное:
“Вратарь” (1934, Третьяковка)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

“Бегуны” (1934, Русский музей)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

С формой Дейнека очень интересно работает. Не хватает мне образования, чтобы описать… Как будто бы не светотенью моделирует её, а цветом. В итоге получается какая-то адская смесь ренессанса и экспрессионизма. Ну это на мой дилетантский взгляд…

“Игра в мяч”  (1932, Третьяковка)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

А потом – война. Дейнека остаётся в Москве, работает в мастерской плаката ТАСС и пишет одну из своих самых знаменитых и эмоциональных работ:
“Оборона Севастополя” (1942, Руский музей)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

“Сбитый ас” (1943, Русский музей)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

Очень пронзительная… к сожалению, не нашёл в большом размере:
“В оккупации” (1944. Курская областная картинная галерея им. Дейнеки)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

Про следующую картину я всегда думал, что она довоенная, а оказывается – 1944 год.
“Раздолье” (1944. Русский музей)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

После войны манера художника слегка изменилась – Дейнека теперь чаще отказывается от фирменной плакатности и пишет более реалистично.

“Женский портрет” (1944, Симферопольский художественный музей)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

“У моря” (1957, Русский музей)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

“Купальщицы” (1952, частная коллекция)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

Вообще, на мой взгляд, наряду с рубенсовскими женщинами и кустодиевскими красавицами, заслуживают вынесения в отдельный типаж и дейнековские физкультурницы.
“Натурщица” (1952, Курская областная картинная галерея им. Дейнеки)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

Монументальный стиль Дейнеки находит применение и в крупных формах: он создаёт панно, витражи и мозаики для станций метро “Маяковская” и “Новокузнецкая”, для МГУ, Кремлёвского Дворца съездов и т.д. После войны работает (и даже возглавляет несколько лет) в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Удостаивается и множества других регалий. Умер Дейнека в возрасте 70 лет.

Закончу не совсем типичной для Дейнеки картинкой. Кажется, это иллюстрация к какой-то детской книжке: трогательная и совсем немонументальная.
“Девочка у окна. Зима” (1931, частная коллекция)


Социалистический реализм художника Александра Дейнека

Источник

Пример HTML-страницы
6

Публикация:

не в сети 3 дня

B e a u t e

Социалистический реализм художника Александра Дейнека 2 664
Дневная порция эстетического наслаждения...
Комментарии: 21Публикации: 484Регистрация: 18-08-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!