Великая Отечественная война была не только на полях сражений, но и в информационном пространстве.
Советской журналистике пришлось столкнуться с мощнейшей пропагандистской машиной Третьего Рейха, которая в считанные годы сумела из немецких обывателей сделать ярых сторонников Гитлера, заставила их люто возненавидеть своих соседей — евреев, с которыми немцы мирно сосуществовали бок о бок сотни лет.
Позднее возглавляемое Геббельсом Министерство пропаганды Третьего Рейха без особого труда убедило французов, что сражаться бесполезно, гораздо выгоднее сложить оружие и есть круассаны на Монмартре. И вот немецкая машина пропаганды была, наконец, развернута в сторону СССР.
Сначала Геббельс тщательно обработал своих — мирное население Германии и немецких солдат. Были выпущено множество плакатов, расчеловечивающих русских людей, показывающих их в самом невыгодном свете. Выпускались фильмы, в которых население СССР представлялось в виде нищей, озлобленной массы, которая только и мечтает, чтобы скорее заполонить Германию и отнять у мирного бургера его сосиски и пиво.
После начала войны немецкая пропаганда начала действовать на множестве направлений. Выпускались плакаты и листовки для советских солдат, для жителей оккупированных и неоккупированных территорий, для женщин, для комиссаров и т.д.
Особое внимание Геббельс уделял различным народам СССР. Он, также как и Гитлер, понимал, что в случае с такой страной, как Советский Союз, максимально эффективным может стать старый принцип «разделяй и властвуй». И пропагандисты Третьего Рейха всячески старались вбить клин между советскими народами, внушить им враждебное отношение к русским.
Вот несколько плакатов, вполне демонстрирующих казуистические методики геббельсовской пропаганды.
Мчится тройка

На этом плакате иронически обыгрывается знаменитый отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Россия представлена в виде чугунной повозки, в которую запряжены пролетарии всех стран. Погоняет повозкой Сталин, использующий хлыст в виде НКВД. На повозке — огромная звезда Давида, в которую вписаны буквы «СССР».
Этот плакат использовался на оккупированных территориях, где немцы старались культивировать и поддерживать ненависть к большевизму и лично к Сталину.
В Германию за лучшим будущим!

Один из самых популярных и тиражируемых немецкой машиной пропаганды плакат. Здесь нет громких политических заявлений, нет высмеивания или демонизации большевиков, Сталина или коммунизма. Плакат призывает жителей оккупированных территорий отправляться в Германию на заработки, став так называемыми «остарбайтерами». Улыбающиеся советские граждане с чемоданами идут в свое прекрасное будущее. Отработав в Германии за отличные деньги и превосходное содержание они получат профессию, которая пригодится им, когда они вернутся на родину. Прямо идиллия!
Трудитесь, народы Кавказа!

А вот плакат для народов Кавказа. Большевистского ига больше нет, и симпатичный немецкий солдат дует в рожок, созывая всех на большой и по-кавказски гостеприимный пир, после которого все будут погружены в вагоны и отправлены в Германию делать патроны и автоматы.
Суровый выбор

На этом плакате советскому солдату предлагается сдаться в плен ради будущей идиллической жизни. Домик с цветущим розовым кустом, играющий с козленком ребенок и красавица-жена с пышными формами, которая так нежно трогает его за усы — ну, что еще красноармейцу надо?
Кстати, убитый солдат получился у художника похожим на немецкого. Чтобы никто не ошибся, мастер кисти и краски нарисовал на каске красную звезду.
Хай крiпне дружба!

Особое внимание немцы уделяли Украине. Украинцев старались убедить, что их братский народ — это не русский, а немецкий. Немцы на пропагандистских материалах представали в образе освободителей от большевистского гнета.
Большое внимание уделялось антипартизанской пропаганде. Партизан называли «бандитами Сталина», призывали матерей уберечь детей от ухода в лес, так как там «схоронилась Смерть».
Спасибо огромное, будем стараться!

Прекрасный пример геббельсовской казуистики. «Освободители» сжигали деревни дотла, порой — вместе со всеми жителями. Но, при этом, «освобожденные» должны быть им благодарны и с веселыми лицами трудиться ради этих прекрасных, похожих друг на друга ребят с крепкими, как у бульдогов, затылками.
Товарищи, переходите, здесь папиросы и суп!

Широко используемый геббельсовскими пропагандистами плакат-комикс, направленный на советских солдат. Бойцам предлагалось сдаваться в плен — здесь их ждали радостные улыбки немцев, отличные папиросы и вкусный горячий суп, причем в огромных мисках-кастрюлях. Да, одной такой мисочкой можно было наестся за все окопные голодные годы.
Вдохновившийся красноармеец кричит своим не сдавшимся товарищам: «Переходите! Немцы оказались классными парнями! Тут весело!».
Вот такие плакаты использовали гитлеровцы для борьбы с Советским Союзом. Следует сказать, на территории СССР эффективность немецкой пропаганды оказалась в разы меньшей, чем в других странах. Люди просто не верили «освободителям», смеялись над их листовками и ждали только одного — когда великий русский солдат даст отпор нацистской гадине.
И он дал.