Поистине великий русский живописец, Академик живописи, Заслуженный деятель искусств РСФСР и Лауреат Сталинской премии.
Художник Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе в 1862 году, в купеческой семье. Его мать, Мария Михайловна, из старинного купеческого рода Ростовцевых, была женщиной строгой и властной. Отец, Василий Иванович, был достаточно успешным торговцем мануфактурой, человеком независимым в суждениях и прямым в своих желаниях. Василий Иванович успешно вёл своё дело, но больше дел мануфактурных его увлекала литература и русская история.
К таланту сына проявлял большое участие и понимание, поддерживал сына во всех его творческих начинаниях и трудах.
До 1874 года Михаил Нестеров жил и учился в местной гимназии. Однако, отец решил, что губернская гимназия не сможет дать сыну хорошего образования и отправил сына в Москву для учебы в техническом училище. Увы, но отец оказался прав – Михаил не выдержал вступительных экзаменов в училище.
Михаила устроили в реальное училище К.П. Воскресенского. Неудача с поступлением в техническое училище оказалась большим поворотным событием в жизни Нестерова – в реальном училище талант будущего художника разглядел Воскресенский и помог молодому человеку поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс В.Г. Перова. Уже через два года обучения в училище молодой художник начал участвовать в выставках. Ещё через год, в 1881 году, Михаил Нестеров оставляет Московское училище и поступает в Петербургскую Академию художеств.
Академия художеств откровенно разочаровала Нестерова и, не закончив курса, он возвращается в Москву к своему любимому учителю. Однако, Перов уже тяжело болеет и вскоре умирает.
Нестеров снова поступает в Московское художественное училище. Его учителями становятся А.К. Саврасов и В.Е. Маковский.
В 1884-1885 годах художник пишет картины на исторические темы: «Приём послов», «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным».
В тот же период, для заработка, художник начинает иллюстрировать журналы и книги (в том числе и сказки А.С. Пушкина).
В 1885 году Нестеров написал картину «Призвание М. Ф. Романова на царство». За это полотно Михаил Васильевич получил звание свободного художника.
Буквально за пять лет Нестеров приобретает известность, как автор жанровых картин и картин на историческую тему. Публика очень благосклонно приняла такие полотна, как:
«Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.», «Свадебный поезд на Москве в XVII в.».
Летом 1885 года, вопреки воле родителей, Нестеров венчается с М.И. Мартыновой. Я совсем не зря решил отметить это событие в творческой биографии художника. Михаил Васильевич страстно любил свою супругу, но в 1886 году, в мае, случилась трагедия – молодая жена родила дочь Ольгу и умерла после родов. Образ любимой жены многие годы преследовал художника и он писал её портреты огромное количество раз. Её лицо мы видим в исторических и жанровых картинах. Это, как пример, и несколько вариантов «Царевны», и «Христова невеста». Всё она – любимая и безвременно ушедшая.
Вот что писал Дурылин:
Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестёр и подруг, создал свой женский образ, и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью.
Художник создал свой «нестеровский женский образ» — образ поэтический, с чуткой и одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, очень русский и почти народный.
В 1886 году за картину «До государя челобитчики», художнику было присвоено классное звание и Большая серебряная медаль.
Ещё одной знаковой работой, которая раскрывала великую скорбь и душевную красоту русской женщины, стало полотно «За приворотным зельем». Это тема неразделенной несчастной любви.
А потом был «Пустынник»
Эта картина была показана публике на XVII Передвижной выставке. О молодом художнике не просто заговорили – пресса назвала его одним из лучших живописцев нового времени.
Вот что о картине написал Сергей Дурылин:
Зрителю передавалось тёплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную ёлочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку и первым, робким ещё снежком.
«Пустынник» ещё до начала выставки был приобретен П.М. Третьяковым.
На вырученные от продажи картины деньги Нестеров отправился в своё первое заграничное путешествие – он посетил Германию и Австрию, Италию и Францию. Природа, архитектура и живопись Европы просто поразили молодого художника.
Великая картина художника Михаила Нестерова
В 1890 году художник закончил писать картину «Видение отроку Варфоломею». Полотно написано на сюжет «Жития преподобного Сергия». Нужно сказать, что картина вызвала самые разные отзывы (в том числе и критические), но стала сенсацией XVIII Передвижной выставке и была приобретена Третьяковым.
До самого конца своей жизни Нестеров был убежден, что «Видение отроку Варфоломею» — это лучшее, что удалось ему создать.
Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.
Полотно стало первым в целой серии работ, которые художник посвятил Сергею Радонежскому – образ святого волновал живописца на протяжении всей жизни.
Случилось так, что «Отрока Варфоломея» увидел профессор Старцев, который руководил росписью Владимирского собора в Киеве. И был просто поражен талантом художника. Старцев нашел художника и предложил Нестерову работу по росписи собора. Нужно сказать, что Михаил Васильевич долго колебался, но предложение принял. И ещё 22 года, с огромным удовольствием, расписывал церкви и реставрировал иконы.
Для изучения традиций византийской живописи художник отправился в путешествие, посетил Константинополь, Равенну, Рим и Палермо. Работа по росписи храмов принесла художнику огромную известность и, что греха таить, большое количество заказов. Однако, сам художник был редко доволен своей работой – человек глубоко и искренне верующий, он очень критично относился к этому роду своей творческой деятельности. Всегда присутствовало желание сделать больше и лучше.
Работа в храмах сильно повлияла на творчество живописца – появилась целая религиозная тема «Святая Русь». В 1895 году Нестеров закончил полотно «Под благовест» (авторское название «Монахи»).
В 1901 году, желая глубже узнать и прочувствовать мир русских монастырей, Михаил Васильевич отправляется на белое море в Соловецкий монастырь. Итогом этого путешествия стала целая серия картин: «Соловки», «Мечтатели», «Тихая жизнь», «Молчание», «Обитель Соловецкая» «Лисичка» и другие.
Нужно сказать, что в своих «православных» работах живописец не изображал ни архиереев церкви, ни пышных церковных праздников, ни золотого внутреннего убранства храмов.
Сергей Дурылин писал:
Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с ёлочками да берёзами, а в собеседники даёт им птицу да зверей. (…) Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой.
В 1902 году Нестеров решил показать публике ещё не законченную работу «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы». Пришедшая на показ картины Екатерина Петровна Васильева через несколько месяцев стала второй женой Нестерова.
В 1905 году художник вступил в «Союз русского народа», более известный советским людям, как «Чёрная сотня». Что побудило его на этот шаг? Может быть, живописца так напугала кровавая смута Красной Пресни?
В этот же период художник написал целую серию картин о горестной судьбе русской женщины и вере в Бога. Такая «любовь-жаль», где чуткая и ранимая женская душа, которая одарила своим светом недостойного и смогла найти свой покой только за стенами старообрядческого скита. Картины: «Великий постриг», «Две сестры», «За Волгой», «Одинокие», «Думы».
Будучи человеком православным, Нестеров испытывал особое почтение и трепет к старообрядчеству, как к вере более старой, более русской.
И всего одна картина в творчестве художника рассказывает о любви счастливой – «Два лада». Картина написана в 1905 году и рассказывает о счастье первой любви, которая так созвучна молодой и яркой весне.
Последней предреволюционной работой художника стала «Душа народа». Картина-размышление.
Вот, что говорил о ней сам живописец:
У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя…
Октябрьская революция просто перевернула жизнь художника – семья Нестеровых уехала на Кавказ, потом был Армавир, где художник тяжело заболел и долгое время не мог работать. Нестеровы вернулись в Москву только в 1920 году.
В послереволюционный период Михаил Васильевич начал писать портреты. Это и портрет жены, портреты членов семьи, близких друзей, людей творческих. Основная масса – это женские портреты.
Особо следует отметить работу «Девушка у пруда».
Вот что о портрете сказал Максим Горький:
О каждой нестеровской девушке думалось: она в конце концов уйдёт в монастырь. А вот эта девушка — не уйдёт. Ей дорога в жизнь, только в жизнь.
В 1938 году Нестеров был арестован и провел несколько недель в тюрьме. Арестован (и расстрелян) был зять художника, а любимая дочь попала в лагеря из которых вернулась на костылях.
В 1941 году за портрет И.П. Павлова художнику была присвоена Сталинская премия.
Последней работой художника стала «Осень в деревне» (1942 год).
А в октябре 1942 года художника не стало. Нам же осталось его творческое наследие с вечно живым «Отроком Варфоломеем».