Художник Валентин Серов (1865 – 1911)

Художник Валентин Серов – это самое настоящее явление не только в русской, но и в мировой живописи. Даже его ранние работы «Девочка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем», позволяют утверждать, что Серов был одним из самых талантливых художников-портретистов своего времени.

художник Валентин Серов картины – 01

Автопортрет

 

А ещё Валентина Серова называют первым русским импрессионистом, который во многом опередил Ренуара по живости красок, благородству тонов и по изяществу передачи света и цвета.

Удивительно, но «Серовская техника живописи» позволяла художнику достигать портретного сходства даже в тех случаях, когда лицо на портрете не было прорисовано, а карандашные рисунки-портреты Серова впервые стали самыми настоящими произведениями искусства.

Чтобы не писал художник – всё удавалось и подчинялось мастеру. Портреты, пейзажи, жанровые картины, картины на исторические темы и анималистика. Но самое удивительное – Серов буквально с первого взгляда видел человека, или явление, «насквозь».

 

Детство и юность Валентина Серова

 

 

художник Валентин Серов картины – 02

Дети (Саша и Юра Серовы)

 

Художник Валентин Александрович Серов родился в городе Санкт-Петербурге в 1865 году, в семье композитора Александра Николаевича Серова и пианистки (часто её называют первой русской женщиной-композитором) Валентины Семёновны Серовой (в девичестве Бергман).

Можно говорить о том, что будущему художнику повезло родиться в одарённой и вполне благополучной семье. Отец будущего художника, Александр Николаевич, был известен как композитор, автор опер «Рогнеда», «Юдифь» и «Вражья сила». А кроме того Серов-старший считался одним из лучших музыкальных критиков и слыл известным самобытным художником – в молодые годы Александр Николаевич Серов увлекался живописью, мечтал о стезе живописца, но потом серьёзно занялся музыкой и сделал карьеру, как композитор.

Искусствоведы утверждают, что именно от отца Валентин Серов унаследовал свой дар живописца, редкую способность к чрезвычайно точному восприятию цвета и формы. А ещё – громадную любовь к животным, а особенно к лошадям, которых Серов-старший очень часто изображал в своих работах.

Александр Николаевич Серов впервые женился в возрасте сорока четырёх лет, уже будучи достаточно зрелым человеком и известным композитором. И женился Серов-старший на своей бывшей ученице – юной талантливой пианистке Валентине Семёновне Бергман.

Валентина Бергман выросла в семье крещённых евреев, которые держали в Москве лавку колониальных товаров. Девушка увлеклась музыкой и даже поступила в Петербургскую консерваторию, но из-за постоянных конфликтов с преподавателями и администрацией учебного заведения оставила учёбу. Дело в том, что Валентина Семёновна была, кроме музыки (а может и больше музыки), увлечена идеями Чернышевского и очень быстро приобрела славу «отчаянной нигилистки».

После того, как Валентина Бергман покинула стены консерватории, она начала брать уроки музыки у известно и популярного композитора Александра Серова. И эти уроки закончились свадьбой.

 

художник Валентин Серов картины – 03

Баба с лошадью

 

7 январе 1865 года в семье Серовых родился их единственный сын Валентин, которой с самых ранних лет попал и рос в окружении самых разных неординарных и творческих личностей, которые принадлежали к разнообразным социальным слоям российского общества, которых чета Серовых регулярно собирала в своём доме.

В дом Серовых приходили литераторы, учёные, музыканты, актёры и художники. Близкими друзьями Александра Николаевича были писатель Иван Тургенев, художник Николай Ге (именно Николай Ге привил будущему художнику огромную любовь к лошадям), скульптор Марк Антокольский.

Родители частенько вывозили маленького Валентина в свет, брали с собой в оперу, а в 1869 году семейство Серовых выехало за границу. После той поездки у Валентина Серова на всю жизнь осталось воспоминание о посещении дома великого Рихарда Вагнера. Но запомнил художник не самого композитора, а совершенно поразившую маленького Валентина клетку с фазанами. А ещё огромного пса, который жил в комнатах композитора.

Впрочем, при такой насыщенной жизни маленький Валентин был совсем не избалован вниманием своих родителей, которые самозабвенно отдавались своему творчеству, званным вечерам, интересным встречам, а своему ребёнку времени уделяли чрезвычайно мало.

Когда Валентину исполнилось 6 лет, в 1871 году, скончался Серов-старший, и время беззаботной жизни с приемами, музыкальными вечерами и светскими встречами навсегда кануло в прошлое.

 

художник Валентин Серов картины – 04

Летом (Портрет О. Ф. Серовой)

 

Валентина Семёновна, будучи поклонницей Николая Чернышевского, отправила сына в хутор Никольский Смоленской губернии, в колонию последователей Чернышевского, которой руководила княгиня Нина Друцкая. А сама очень скоро собралась и уехала в Мюнхен – повышать мастерство и писать новую оперу.

Однако, жизнь Валентина Серова в колонии «чернышевцев» не задалась. Мальчик был никому не нужен, предоставлен сам себе, идеями Чернышевского не загорелся, позволял себе всякие шалости и в каждую свободную минуту рисовал. Однажды Нина Друцкая решила наказать мальчика за какую-то шалость и порвала рисунок маленького живописца. А Валентин, в отместку, порезал любимое платье княгини и, по совместительству, главы коммуны. И Валентине Серовой пришлось забрать сына с собой в Мюнхен.

В Мюнхене, чтобы сын не болтался без дела, госпожа Серова определила своё восьмилетнее чадо в ученики к гравёру Карлу Кеппингу, который начал заниматься с Валентином, быстро понял, что мальчик безусловно талантлив и порекомендовал Валентине Семёновне серьёзно заняться развитием таланта сына.

В 1874 году семейство Серовых перебирается в Париж и Валентина Семёновна обращается с большой просьбой к Илье Репину, который в это время находился во французской столице и в зените славы после «Бурлаков на Волге», давать Валентину уроки живописи.

Сегодня искусствоведы говорят, что встреча Серова с Репиным в Париже стала не просто знаковой, а действительно судьбоносной, ибо никто другой, кроме Репина, не смог бы так раскрыть и развить способности будущего художника. Репин был просто идеальным учителем именно для Валентина Серова.

 

 

художник Валентин Серов картины – 05

Портрет И. Е. Репина. 1901

 

В Париже у Валентина Александровича начались первые самые настоящие уроки живописи, постоянные и действительно серьёзные. В ту пору Репин писал картины «Садко» и «Кафе», в процессе работы над полотнами художник делал огромное количество этюдов и набросков, но при всей свой занятости не забывал о своём ученике, постоянно давал Валентину задания, проверял работы, делился опытом, уточнял и подсказывал – эти советы Валентин Серов с благодарностью вспоминал всю свою жизнь.

Репин позволял ученику делать копии со своих работ, часто просил писать какие-то предметы по памяти, но больше всего времени уделял урокам по рисованию с натуры.

Валентин Серов настолько увлёкся живописью, что его просто невозможно было оторвать от этого занятия: весь день он писал красками, вечером, до глубокой ночи делал бесконечные наброски и рисунки.

Жизнь Валентина Серова в Париже была наполнена учёбой, но при этом однообразна и уныла – мать была постоянно занята своим творчеством. Целыми днями её не было дома, а вечерами она регулярно выезжала в оперу, и девятилетний Валентин оказался затворником, который большую часть времени был предоставлен самому себе. Это затворничество в детские годы во многом сформировало характер художника – в последующем коллеги и друзья Серова отмечали, что художник обособлен и угрюм, малообщителен и сторонится общества.

В 1875 году Валентина Семёновна решила вернуться, вместе с сыном, в Россию. Имея широкий круг общения в среде творческой московской интеллигенции, мать Валентина Серова была хорошо знакома и с самым «главным» российским меценатом Саввой Мамонтовым. Это знакомство оказалось ещё одной большой удачей в творческой судьбе Валентина Серова.

Маленький Валентин очень часто гостил в «Абрамцево», принимал самое горячее и активное участие во всех начинаниях мецената, особенно ему нравилось участвовать в домашних спектаклях, которые устраивали Мамонтовы – Валентин с огромным талантом играл роли животных и имел просто оглушительный успех.

Однако, благотворная творческая атмосфера Абрамцевского кружка проявилось значительно позже. Как вспоминал в последствии художник Игорь Грабарь, летом 1875 года, когда Валентина Семёновна в первый раз привезла сына в знаменитое имение, Валентин, оказавшийся в окружении детей и семьи Мамонтова, забросил свои альбомы и краски, увлёкся беззаботной весёлой детской жизнью. Немногочисленные рисунки той поры в альбомах будущего художника наглядно показывают, что даже самый выдающийся врождённый талант живописца, без постоянной работы, ничего не стоит. И правильно говорят, что настоящий гений – это только 10 процентов таланта и 90 процентов постоянного упорного труда.

 

художник Валентин Серов картины – 06

Девочки Н. А. и Т. А. Касьяновы

 

И Валентин эту истину подтвердил – без постоянной работы по тренировке точности штриха, отображению формы и цвета, будущий художник за это лето начал рисовать значительно хуже.

А в первые осенние дни в Абрамцево появилась Валентина Семёновна, у которой «вспыхнул роман» с коллегой-нигилистом Василием Немчиновым, забрала сына и увезла его в Харьковскую губернию на хутор своего любовника. Вскоре у Серовой и Немчинова родился сын Александр.

В 1878 году Серова с детьми покинула хутор – в окрестностях Харькова началась эпидемия чумы, и поселилась в Москве. А «гражданский муж» Немчинов остался на хуторе, где взялся лечить заболевших чумой крестьян. Вскоре Валентина Семёновна родила дочь, которую назвала Надеждой. А буквально через несколько дней после рождения дочери получила известие, что Василий Немчинов заразился на своём хуторе чумой и умер.

Валентина Семёновна устроила Валентина в московскую гимназию, дождалась весны и оставив старшего сына на попечение Ильи Репина, с двумя младшими детьми убыла в Новгородскую губернию.

Очень скоро Валентин Серов добился серьёзных успехов в живописи, его карандашные рисунки восхищали всех, поверил в себя, как в художника и так увлёкся живописью, что забросил занятия в гимназии. В результате чего директор гимназии обратился к матери юного живописца с предложением перевести Валентина в специализированное учебное заведение, где он сможет развивать свой талант и не будет отвлекаться. Мать дала своё согласие на отчисление старшего сына из гимназии.

Так Валентин Серов окончательно переселился в семью Репиных и получил возможность заниматься живописью, не отвлекаясь за занятие иными науками.

Художник Игорь Грабарь впоследствии писал:

Даже Репин смотрит на него уже как на художника, а не подростка, и даже позирует ему для портрета, сам одновременно рисуя Серова. 14-летний Серов угрюмо смотрит исподлобья — узнаваемая чисто «серовская» волчья повадка, до последних дней сохранившаяся у него. А за этой хмурой видимостью таится добрейшее сердце и самая нежная и чистая душа. Репин пишет портрет Серова, а Серов рисует самый точный портрет Репина, какой только когда-либо был сделан. В нём вся репинская суть: его взгляд, его обаятельность, его улыбка, даже его вечная конфузливость — словом, абсолютно все то, что все мы так хорошо знали, и что он сохранил вплоть до 70 лет.

 

художник Валентин Серов картины – 07

Автопортрет

 

Серов вместе с Репиным проехали практически всю Украину, некоторое время трудились в Крыму, а на лето поселились в Абрамцево, где учитель и ученик много работали и принимали самое активное участие в жизни «Абрамцевского кружка».

А осенью 1880 года Валентин Серов поступил в академию художеств, в класс известного педагога Павла Чистякова – этот педагог отличался крайне жёсткой манерой преподавания, высокой требовательностью и язвительным языком.

Профессор Чистяков частенько очень язвительно критиковал и жёстко высмеивал неудачные работы своих учеников и каждый неточный штрих мог превратить студента в объект насмешки.

Эти, казалось не педагогические, методы профессора помогли Серову выработать неспешную и продуманную манеру письма. Очень скоро Серов, как и его учитель, уже не мог терпеть поспешность, небрежность, приблизительность и торопливость в живописи. И отвечая на вопрос по поводу своей кропотливой работы заметил:

Иначе писать не умею, виноват, не столько не умею, сколько не люблю.

Искусствоведы утверждают, что Серов действительно не владел техникой сверхбыстрого изображения и для своих портретов зачастую требовал не менее сорока сеансов позирования, при этом делал великолепные моментальные наброски и в совершенстве владел искусством скоростной карандашной зарисовки.

И рисунок, и колорит, и светотень, и характерность, и чувство цельности своей задачи, и композиция — все было у Серова, и было в превосходной степени.

Павел Чистяков

Проучившись пять лет в академии Серов уже чувствует себя состоявшимся художником и считает, что в стенах учебного заведения ему больше делать нечего. И он уходит из академии и отправляется в Европу – изучать полотна итальянских и голландских мастеров.

 

Живопись художника Валентина Серова

 

 

художник Валентин Серов картины – 08

Заросший пруд. Домотканово

 

Сегодня Серова очень часто называют первым русским импрессионистом, сравнивая его творчество с работами Ренуара. При этом искусствоведы отмечают, что русский художник во многом опередил Ренуара по живости красок, благородству тонов и по изяществу передачи света и цвета.

Гениальный художник очень быстро воспринял новаторские идеи и неожиданно для всех начал писать в совершенно новой, необычной для русской школы живописи манере, которая получила название новый реализм. О том, какое впечатление произвели на публику первые новаторские работы Серова можно судить по записям Игоря Грабаря:

Антитеза «правда жизни и правда искусства» может быть символизирована в следующих именах: Манэ и Курбэ во Франции, Аейбль и Менцель в Германии, Серов и Репин в России. Помню, как я в первый раз почувствовал все значение этой антитезы. Это было в 1888. Для нас, тогдашних подростков, дни открытия двух единственных московских выставок того времени, Периодической и Передвижной, были настоящим праздником, счастливейшими днями в году… Выставка оказалась чрезвычайно значительной. Теперь ясно, что ни раньше, ни позже такой не было … ей суждено было сыграть огромную роль в истории нашей новейшей живописи… Самым значительным из всего были …два холста никому тогда неизвестного Серова, две таких жемчужины, что если бы нужно было назвать только пять наиболее совершенных картин во всей новейшей русской живописи, то обе неизбежно пришлось бы включить в этот перечень…

Речь идёт о двух Серовских портретах: «Девочка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем».

Оба этих портрета были задуманы и написаны в Абрамцево, под влиянием жизни в имении мецената Мамонтова – солнечной, лёгкой и беззаботной.

В 1887 году, будучи в Венеции, Серов писал своей невесте Ольге Трубниковой о живописцах времён Ренессанса:

Легко им жилось, беззаботно. Я хочу таким быть — беззаботным; в нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное.

«Девочку с персиками» Валентин Серов писал в Абрамцево с Веры Мамонтовой. Писал почти полтора месяца.

 

 

художник Валентин Серов картины – 09

Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой)

 

Все, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров…

 

художник Валентин Серов картины – 10

Девушка, освещенная солнцем (Портрет М. Я. Симонович)

 

В полотно «Девушка, освещённая солнцем» Валентин Серов вложил ещё больше труда. На картине изображена двоюродная сестра Серова Мария Симонович, перед которой художник поставил задачу – вспоминать и думать о приятном.

Так у Серова получилась картина из солнечных зайчиков и безмятежного счастья.

В Абрамцево Серов написал «ещё одну девушку» — свою невесту и будущую жену Ольгу Трубникову.

 

 

художник Валентин Серов картины – 11

У окна. Портрет О. Ф. Трубниковой

 

Молодые обвенчались в начале 1889 года, полгода после свадьбы жили в Париже, потом вернулись в Россию и Серов снова, с головой, окунулся в работу.

Он писал портреты друзей и знакомых, художников и композиторов, писал на заказ и даже стал неофициальным портретистом царской семьи. Сначала был портрет императора Александра III, потом были портреты царских детей Ксении, Михаила и Ольги. Затем Серова пригласили на церемонию коронации Николая II в Успенском соборе. В результате этого приглашения появилась картина «Миропомазание Государя Императора».

 

художник Валентин Серов картины – 12

Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе

 

Затем были парадные портреты императоров и «домашний портрет» Николая II, на котором император изображён в тужурке. Увидев этот портрет Константин Коровин написал, что Серов удивительным образом заметил и показал на своём полотне, что император интеллигентен, мягок и… слаб.

 

художник Валентин Серов картины – 13

Портрет императора Николая II

 

Валентин Серов был постоянным членом «Товарищества передвижных художественных выставок», а после того, как Товарищество раскололось, Серов, Васнецов, Левитан, Архипов и ещё некоторые другие художники, которые вышли из Товарищества, организовали в 1898 году новое объединение художников «Мир искусств». И Серов стал душой этого объединения: он организовывал выставки, искал деньги на создание журнала «Мир искусства», а самое главное —  был беспристрастным третейским судьёй во всех спорах. Впоследствии Александр Бенуа вспоминал:

Серов был в нашей среде самым надежным цементом, скреплявшим пестрые, разнохарактерные личности. Его дружескому суду мы верили, и ссорившиеся протягивали друг другу руки.

После того, как умер Павел Третьяков, Серова избрали в члены совета Третьяковской галереи – Валентин Александрович оставался в совете до конца своей жизни.

В 1898 голу Валентина Серова пригласили руководить мастерской в Московской школе живописи. Он приглашение принял и 11 лет занимался со студентами школы. Свои учителя Серова называли Мартирос Сарьян, Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов и многие другие известные художники.

При этом Валентин Александрович не оставлял живописи. Он продолжал писать портреты, в которых не просто старался передать внешнее сходство, а показать чувства и эмоции, душевное состояние. И художнику это удавалось самым невероятным образом – Портрет «Мики Морозова», который был написан в 1901 году, современники признали просто гениальным.

 

художник Валентин Серов картины – 14

Мика Морозов

 

С 1910 года Серов начал сотрудничать с Сергеем Дягилевым и его «Русскими сезонами»: была написана, кроме всего прочего, афиша для выступления балерины Анны Павловой и портрет в стиле ню Иды Рубинштейн.

 

художник Валентин Серов картины – 15

Портрет Иды Рубинштейн

 

«Портрет Иды Рубинштейн» озадачил, если так можно сказать, современников. Неестественное, деформированное обнажённое тело, с неестественно длинными ногами и руками… Репин назвал этот портрет «гальванизированным трупом». И все дружно предположили, что художник уходит от реализма в модернизм.

В тот же период публика увидела и «Похищение Европы»: мощный рыжий бык, плывущий по фиолетово-синим волнам… Это уже заявка на абстракционизм.

 

художник Валентин Серов картины – 16

Похищение Европы

 

Художник просто экспериментировал, искал новые формы, новое содержание. При этом продолжал писать портреты в стиле «серовского реализма». Так в 1911 году появился портрет княгини Ольги Орловой. Этот портрет Серов писал почти два года. Примечательно то, что это был, пожалуй, единственный портрет, которым художник был «чрезвычайно доволен».

 

художник Валентин Серов картины – 17

Портрет княгини Ольги Орловой

 

Современники же утверждали, что Серов написал портрет-пародию, красивую насмешку над «первейшей при дворе дамой» и «самой элегантной женщиной Петербурга». Показал не только внешнюю элегантность.

Так же получилось и с портретом юного Феликса Юсупова, будущего убийцы Григория Распутина – на портрете угадывается личность самодовольная и капризная, с извращенной чувственностью (князь был тайным бисексуалом), своенравная и эгоистичная.

 

художник Валентин Серов картины – 18

Портрет графа Ф. Ф. Сумарокова- Эльстон, впоследствии князя Юсупова, с собакой

 

Многие мечтали о портрете кисти Валентина Серова. Мечтали и опасались – художник слыл не просто мастером своего дела, но и физиономистом со сверхъестественными способностями, который видит человека буквально насквозь со всеми его добродетелями и пороками.

 

художник Валентин Серов картины – 19

Портрет Г. Л. Гиршман

 

В ноябре 1911 года Валентин Серов вместе и Игорем Грабарем посетили Третьяковскую галерею. Серов остановился и долго смотрел на свою картину «Девушка, освещенная солнцем», потом махнул рукой и сказал:

Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся.

Что это было? Самокритика или предчувствие?

Ранним декабрьским утром 1911 года Валентин Александрович Серов начал собираться в дом князей Щербатовых – художника пригласили рисовать семейный портрет. И тут с мастером случился сердечный приступ, и смерть пришла мгновенно. А было ему на момент смерти всего 46 лет.

Источник

Художник Валентин Серов (1865 – 1911)

TELEGRAM BARCAFFE

Адаптивная картинка
Картинка при наведении
 Спешите! Вам осталось до перехода на телеграм-канал "BarCaffe":  

Художник Валентин Серов (1865 – 1911)
5

Публикация:

не в сети 4 месяца

B e a u t e

Художник Валентин Серов (1865 – 1911) 4 716
Дневная порция эстетического наслаждения...
Комментарии: 29Публикации: 826Регистрация: 18-08-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!

© 2019 - 2024 BarCaffe · Информация в интернете общая, а ссылка дело воспитания!

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля