Как Александр I создал первый Евросоюз и написал Конституцию современной Швейцарии

26 сентября 1815 года Россия, Австрия и Пруссия подписали договор о создании Священного союза, в который вошли все христианские монархи Европы

Сегодняшняя Европа многим представляется если не идеальным, то близким к тому миропорядком: устроенным на принципах человеколюбия и невмешательства во внутренние дела друг друга, направленным на решение любых межгосударственных проблем мирным путем. Между тем уже 204 года назад в Старом Свете была предпринята попытка создания именно такого межгосударственного союза, и инициатором этого процесса выступала Россия.

Акт о заключении этого союза был подписан 26 (14 по ст. ст.) сентября 1815 года. В течение нескольких лет к этому конгломерату, названному Священным союзом, присоединились все европейские монархи, кроме британского принца-регента, Папы Римского и султана Оттоманской Порты. И на протяжении первых полутора десятилетий действия соглашения Европа действительно жила, не зная ни одной крупной войны и сохраняя спокойствие в границах государств-участников.

Первая встреча австрийского императора с императором России и королем Пруссии около Праги 18 августа 1813. Рисунок художника Фридриха Кампа, начало XIX века
Первая встреча австрийского императора с императором России и королем Пруссии около Праги 18 августа 1813. Рисунок художника Фридриха Кампа, начало XIX века

 Бесполезный Венский конгресс

Советская историография рассматривала Священный союз исключительно как реакционное объединение, основной целью которого было сохранение европейского миропорядка после свержения Наполеона и разгрома наполеоновской Франции, а также противостояние революционному движению. Вопрос лишь в том, почему именно Россия в лице ее императора Александра I взялась за создание такой «охранительной» системы и добровольно приняла на себя обязанности по ее поддержанию, за что позднее получила презрительное прозвище «жандарма Европы».

Начать надо с того, что Священный союз стал еще одним результатом Венского конгресса. Результатом неожиданным для большинства его участников, но совершенно логичным для России. Созванный в Вене 1 октября 1814 года, этот межгосударственный консилиум должен был решить важнейший после падения бонапартистской Франции вопрос: как именно распределить между остальными крупными европейскими державами завоевания, отобранные у Наполеона, и как обеспечить сохранность новых границ на континенте и за его пределами в течение максимально длительного времени. Фактически Венский конгресс стал той точкой, в которой начался завершающий этап формирования поздних европейских империй с их масштабными колониями. Отобранные у наполеоновской Франции территории оказались распределены между главными участниками «бессмертной коалиции» — Россией, Англией, Австрией и Пруссией, и именно эти территориальные приобретения в значительной степени определили формы европейского мира на следующие сто лет.

Процесс этот шел весьма непросто, что, впрочем, естественно. Во-первых, территориальные притязания каждой из четырех ведущих держав то и дело оспаривались остальными. Во-вторых, положение России, добившейся в результате Заграничного похода положения самой могущественной державы континента, никак не устраивало ее союзников по антифранцузской коалиции, и те изо всех сил старались изменить ситуацию. В-третьих, представлявший побежденную Францию министр иностранных дел Шарль де Талейран прикладывал все усилия, чтобы обострить эти противоречия и, воспользовавшись ими, добиться немалых успехов.

Большой Венский конгресс для восстановления свободы и справедливости в Европе. Литография художника Фридриха Кампа, 1814 год. В центре у стола (слева направо) — российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III
Большой Венский конгресс для восстановления свободы и справедливости в Европе. Литография художника Фридриха Кампа, 1814 год. В центре у стола (слева направо) — российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III

В итоге несмотря на то, что с последним этапом работы Венского конгресса совпали знаменитые наполеоновские «сто дней», его участникам (а это были представители 216 европейских государств, включая даже самые незначительные) удалось договориться и 28 мая 1815 года подписать Заключительный акт. Это документ, состоявший из 121 статьи, определял границы Франции в пределах, которые она занимала до начала Великой Французской революции, оговаривал раздел Польши между ведущими державами (именно тогда в составе Российской империи появилось Царство Польское), появление Германского союза из 39 государств во главе с Австрией, вечный нейтралитет воссозданной Швейцарии и так далее. Но самого главного, чего ожидал от конгресса русский император Александр I, не произошло: исключить возможность новых войн и новых революций в Европе так и не удалось.

Европа, соединенная узами братства

Начинавший свою государственную деятельность как сторонник либеральных политических взглядов и симпатизировавший Наполеону самодержец Всероссийский к 1815 году существенно пересмотрел свои позиции. После того как России удалось сыграть ведущую роль в антинаполеоновской коалиции и завоевать ведущее положение на европейском континенте, русского царя, по свидетельству многих современников, не оставляла мысль выступить в роли общеевропейского миротворца. Чтобы реализовать эти планы, требовалось, во-первых, исключить или предупредить возникновение разногласий между ведущими державами Старого Света, которые и становились причинами войн, и, во-вторых, нужно было исключить новые революционные выступления в Европе, поскольку именно как революционера Александр I воспринимал Наполеона и именно революционное движение видел он в качестве главной угрозы для сложившегося статус-кво.

Но заключать еще один обыкновенный союз между властителями государств российскому императору казалось бессмысленным: он успел неоднократно убедиться в том, какое малое значение таким соглашениям придается политиками. И тогда Александр I, к тому времени ставший гораздо более религиозным человеком, чем в начале своего царствования, нашел, как ему казалось, возможность гарантировать незыблемость нового союза. Он решил придать ему характер не политический, а религиозный, полагая, что соглашение, основанное на христианских принципах любви и милосердия, окажется более крепким, чем любое другое.

Венский конгресс. Рисунок художника Жана-Батиста Изабе, 1815 год
Венский конгресс. Рисунок художника Жана-Батиста Изабе, 1815 год

Именно поэтому текст акта о создании Священного союза (La Sainte-Alliance – по-французски и Heilige Bund – по-немецки) выглядел совершенно необычно для межгосударственных договоров того времени. Он не содержал политических или юридических формулировок, зато был насыщен отсылками к тексту Библии, и более того, прямо отвергал «какие-либо правила», кроме «заповедей святой Веры»!

Согласно акту о заключении Священного союза, три государства — Россия, Австрия и Пруссия — отныне брали на себя обязательства быть «соединенными узами действительного и неразрывного братства», всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь» и управлять своими подданными и войсками «как отцы семейств… в том же духе братства, которым они одушевлены, для охранения веры, мира и правды». Более того, договор прямо объявлял стоящим выше властителей трех государств «Самодержца народа христианского», «нашего Божественного Спасителя Иисуса Христа». А потому присоединиться к Священному союзу в любое время могли любые государства, «желающие торжественно признать в сем акте священные правила», то есть исповедующие христианство.

Когда император Франц I Австрийский и король Фридрих Вильгельм III Прусский получили предварительный текст соглашения и внесли в него свои правки (надо заметить, весьма незначительные, поскольку поначалу не воспринимали затею всерьез), все три монарха подписали этот документ. Дату подписания русский самодержец выбрал сам и с особым смыслом: в том году 14 сентября по старому стилю православная церковь праздновала Воздвижение Креста Господня. И этот выбор демонстрировал, насколько серьезным и великим начинанием русский царь считает зарождающийся Священный союз.

Священный союз. Рисунок художника Йогана Карла Бока, 1815 год. Слева направо: российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III
Священный союз. Рисунок художника Йогана Карла Бока, 1815 год. Слева направо: российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III

 Союз забытой веры

Первоначально к Священному союзу даже в России отношение было довольно скептическим (за исключением самого Александра I и его сподвижников, разделявших религиозное рвение царя), — что уж говорить о более прагматичных Австрии и Пруссии. Австрийский канцлер Клеменс фон Меттерних, например, в разговоре со своим императором откровенно назвал договор «пустым и трескучим документом». Но очень скоро и главные участники Священного союза, и другие европейские государства рассмотрели и оценили те возможности, которые открывались с подписанием инициированного русским царем договора.

Обращение к христианским ценностям и готовность всегда и в любых обстоятельствах получить помощь от другого христианского монарха перевесили европейский скепсис. Всего за три года — с 1815-го по 1818-й — к Священному союзу присоединились 50 государств Старого Света. А в конечном итоге его участниками стали все европейские монархии, исключая Великобританию (британские законы требовали, чтобы на соглашении поставил подпись не только принц-регент, но и премьер-министр, что не устраивало остальных участников), Святой Престол, поскольку Папа, по его собственным словам, и без того руководствуется Святым Писанием, и Оттоманскую Порту как мусульманское государство.

За первые семь лет существования Священного союза состоялись четыре его конгресса, на которых обсуждались детали совместной деятельности участников: осенью 1818 года — в Аахене, в конце 1820 года — в Троппау (Силезия), в первой половине 1821 года — в австрийском Лайбахе (нынешняя словенская столица Любляна) и в конце 1822 года — в Вероне. Главным результатом всех этих конгрессов стала выработка принципа вмешательства во внутренние дела стран-членов Священного союза с целью поддержки и сохранения существующего миропорядка. Именно на этом основании в дальнейшем войска одних монархий участвовали в подавлении революций в других, что и позволило со временем объявить Священный союз исключительно реакционным объединением.

Конгресс. Литография художника Фридриха Кампа, 1821 год. Слева направо: российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III
Конгресс. Литография художника Фридриха Кампа, 1821 год. Слева направо: российский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III

Между тем первые пятнадцать лет после создания Священного союза в Европе не знали крупных войн, и серьезных военных конфликтов удавалось избегать. Даже после того, как умер главный инициатор и вдохновитель союза — император Александр I, его детище продолжало удерживать Старый Свет от военного безумия, хотя в действительности союз уже перестал существовать. А последнюю точку в его истории поставил 1853 год: начавшаяся Восточная (или Крымская) война на полтора века похоронила идею всеевропейского объединения государств, которые могут решить все свои противоречия исключительно мирным путем.

Александр I и конституция Швейцарии

Часть интервью с историком Андреем Николаевичем Сахаровым:

В.Д.   В начале нашей беседы вы открыли передо мной фантастический исторический факт, что оказывается, герой, о котором вы написали прекрасную книгу, Александр I, принял участие в сегодняшнем процветании Швейцарии — этой маленькой, но очень интересной страны.

А.Н.   Он не только принял, он написал Конституцию современной Швейцарии, утвердил ее, провел ее, на совещании Венского Конгресса вопреки мнению, скажем, австрийских руководителей, Англии и т.д. Он настоял на том, чтобы Швейцария приняла тот политический облик, который она имеет сейчас. Ну, естественно, это было давно. За это время швейцарская конституция была изменена, после революции, 1848 года, но, тем не менее, основные контуры ее остались. И это заслуга Александра I, учителем которого был швейцарец, республиканец Лакарт.

Практически самодержец, русский император Александр Первый дал швейцарскому государству республиканскую конституцию. И вообще он дал свободу и конституцию с его определением в Финляндии, самоуправление и свободные категории Польши. Единственное, он был очень робок в отношении России. Он боялся военных, помещиков, он боялся покушений и действовал здесь очень осторожно. И даже однажды сказал: «Я вот уеду в Польшу и из Польши, из Варшавы, там конституцию рассею и таким образом спасу себя». Вот это было очень любопытно.

Источник

Как Александр I создал первый Евросоюз и написал Конституцию современной Швейцарии
Как Александр I создал первый Евросоюз и написал Конституцию современной Швейцарии
10

Публикация:

не в сети 8 часов

Янус Полуэктович

Как Александр I создал первый Евросоюз и написал Конституцию современной Швейцарии 4 287
Существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А-Янус и как учёный У-Янус.
Янус Полуэктович Невструев — единый в двух лицах директор института и политолог блуждающий в прошлом и будущем!
Комментарии: 16Публикации: 660Регистрация: 13-08-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!

© 2019 - 2022 BarCaffe · Информация в интернете общая, а ссылка дело воспитания!

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля