Русские самовары А.А. Лобанова
Лобанов Андрей Андреевич (16 декабря 1941, Ленинград — 1 августа 1998, Санкт-Петербург) — ленинградский и санкт-петербургский коллекционер, искусствовед, создатель крупнейшей коллекции русских самоваров.
Самая известная и признанная в России коллекция самоваров собрана тремя поколениями петербургской семьи Лобановых.
Уникальность коллекции заключается не только в том, что в ней собраны самовары — подлинные произведения искусства периода ХVШ — нач. ХХ века, показывающие всех известных мастеров и географию самоварного дела в России, но и в том, что коллекция, кроме 200 самоваров включает в себя более 200 сопутствующих предметов (мебель, фарфор, гравюры и т.д.), составляющих готовую музейную экспозицию, представляющей историческое развитие самовара как символа русской бытовой культуры.
Большую ценность представляют самовары, принадлежавшие крупным деятелям отечественной культуры и истории (Денис Давыдов, Александр Блок, Вера Комиссаржевская и др.), самовар, который наследник престола Николай Александрович должен был подарить японскому императору.
Коллекция Лобанова неоднократно выставлялась отдельной экспозицией в России и за рубежом.
Начало коллекции самоваров было положено Петром Кондратьевичем Лобановым, который родился в 1884 году в Рязанской губернии в крестьянской семье. Сын П.К. Лобанова, Андрей Петрович, получив историческое образование, работал сначала учителем, а затем директором школы в Ольгино, пригороде Ленинграда. Летом 1943 года он был мобилизован и осенью погиб в боях под Ленинградом. Его сын, внук П.К. Лобанова, родился в декабре 1943 года, был назван в честь отца Андреем. П.К. Лобанов воспитывал своего внука как продолжателя рода, старался передать ему семейные ценности и традиции. Работа Андрея Лобанова в то время была связана с разъездами по провинциальным городам России. Так, постепенно, за 30 лет неустанных трудов и поисков была собрана уникальная коллекция самоваров и сопутствующих предметов.В 1998 году жизненный путь Андрея Андреевича Лобанова трагически оборвался. Коллекция перешла к его сыну Алексею.
Самовар– по определению В.И.Даля — ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды.
Самовар-сбитенник.
Середина XVIII в. Фото А. А. Лобанова.
Самовар-кухня.
Середина XVIII в. Фото А. А. Лобанова.
Самовары появились в тот период русской истории, когда в быту стала закрепляться новая для россиян культура – культура чаепития.
Чай попал в Россию в 1638г. под названием «китайская трава». Его привез сын боярский Василий Старков, который был послан с дарами к одному из западно-монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей был буквально навязан довольно значительный запас чая – 64кг. При дворе Михаила Федоровича напиток был испробован, понравился царю и боярам и после вошел в употребление. В 1679г. был заключен первый договор на поставку чая из Китая.
Самовар.
Конец XVIII – начало XIX в. Фото А. А. Лобанова.
Самовар-бочонок.
Последняя четверть XVIII в. Фото А. А. Лобанова.
Первоначально чай пили как лекарство (от желудочных колик, например), но, заметив, что он обладает еще одним замечательным свойством – снимает усталость и повышает жизненный тонус, стали употреблять при завершении трапезы или как самостоятельный напиток.
Для приготовления кипятка и стали использовать вновь изобретенный предмет, самовар, с внутренним нагревательным элементом, трубой-жаровней.
Самовар.
1840-е. Фабрика К. Я. Пеца, Москва. Фото А. А. Лобанова.
Бульотка.
Конец XIX в. Фото А. А. Лобанова
Эта идея «самоварящего», то есть самонагревательного, сосуда, достаточно стара. В Китае, например, с давних пор пользуются предметом под названием «хо-го».
Он представляет собой круглый сосуд, отчасти похожий на кастрюлю, внутри которого находится труба-жаровня с колосниковой решеткой. Кастрюля опирается на цилиндрический поддон с отверстиями для тяги и ножки. Такой прибор использовали для приготовления пищи.
Самовар с двумя кранами.
Вторая половина XIX в. Фото А. А. Лобанова
Самовар. 1340-е.
Фабрика Н. Маликова, г. Тула. Фото А. А. Лобанова,
В Древнем Риме также использовалась идея внутреннего нагревателя (аутепса и каеда). Аuthepsa представляла подобие римской крепости, сделанной из бронзы, с башнями и зубцами и двойными стенками. Посередине ее клались горячие угли, над которыми можно было варить пищу, установив на треножнике котел. В то же время в двойных стенках нагревалась вода, потом она выпускалась через кран. Такие приборы служили также в Южной Италии и Греции для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами.
Сaeda служила для приготовления горячего вина, а точнее смеси из вина, меда и воды. Внешний вид сосуда напоминал горшок на трех ножках. В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Найдены были они при раскопках богатых вилл в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулкана Везувий в I веке н.э.
Самовар.
Вторая половина XIX в. Фото А. А. Лобанова
Самовар.
Конец XVIII в. Фото А. А. Лобанова.
Так что русский самовар явился продолжением в цепочки похожих приборов, но уже именно, как сосуд для приготовления кипятка к чаю.
В тридцатых годах XVIII века появляются первые русские серебряные чайники для заваривания чая. Со второй половины XVIII века, по мере распространения чая, начинается изготовление медных и латунных чайников. Этим же временем датируется ряд чайников-самоваров и самоваров-«кухонь
Самой первой фабрикой, занявшейся самоварами была Верхне-Иргинская фабрика медных изделий купцов Осокиных. Ее основали двоюродные братья Петр и Гаврила Осокины из Балахны. Приказчиком у них работал нижегородец Родион Набатов, старообрядец, а другими работниками завода были сплошь земляки и единоверцы Набатова – беглые раскольники из Нижегородской губернии. Изделиями иргинского завода в основном была посуда: точеная – четвертины, кумганы, чайники, винокуренная – казаны и трубы. И кому-то из котельников (их было семеро, во главе с мастером Иваном Смирновым) пришла идея соединить котел с трубой и создать походный кипятильный прибор, который разогревался бы сам собой, без печки или котла. Так, между сентябрем 1738 года и февралем 1740 года появился первый русский самовар.
Бульотка.
Конец XIX в. Фото А. А. Лобанова
Самовар дорожный. 1770-е.
Мастер Назар Лисицын, Тула. Фото А. А. Лобанова
Предшественником чая в России был сбитень.
В древности называли его еще и «взваром», потому что варили и настаивали для его приготовления различные духовитые травы, которые собирались на лесных полянах и луговинах.
В сбитень добавляли мед для сладости и различные пряности. Изначально это был хмель, позже — привозные имбирь, корица, лавровый лист. Долгое время сбитень был конкурентом чаю из-за дороговизны последнего.
Торговцы горячем сбитнем обыкновенно составляли часть толпы во время любого народного гулянья или ярмарки.
Для удобства уличной торговли сбитнем послужил и самовар – уже в середине 18 века изготавливали круглые чайники на высоких ножках – сбитенники – внутри которых, как в самоваре находилась труба-жаровня, наполненная углями, для постоянного подогрева сбитня.
Обычно торговали сбитнем дюжие мужчины, так как нужна была немалая физическая сила таскать в руке сбитенник, на плечах связки баранок (обычный компонент для угощения сбитнем), вокруг туловища – лубяной пояс для стаканов. Таких продавцов еще называли «ходебщик» — не стоял он на одном месте, а ходил-бродил по улицам, предлагая свой товар.
Во 2-й половине 19 столетия старинный самовар-сбитеник сменил самовар магазинный или «лавочный».
Такие же ходебщики с горячим сбитнем или уже чаем (чай потеснил конкурента, так как стал относительно дешев, да и более скор в приготовлении) заполняли улицы в и площади в базарные или праздничные дни. Роль самовара для уличной торговли осталась прежней, а вот внешний вид изменился – теперь он выглядел как обычный самовар, с цилиндрической формы корпусом, краном и поддоном с ножками, но вот ручка только была необычной. Она была перекидной, в виде высокой дуги, с длинным валиком-держаком посередине.
Самовар дорожный.
Первая половина XIX в. Фото А. А. Лобанова
Самовар Паровоз.
Конец XIX в. Фото А. А. Лобанова
Именно кран самоварный оказался более удобен в использовании, чем длинный носик сбитенника: если сбитенник наклоняли чуть сильнее, чем нужно, драгоценный напиток без пользы выливался на землю, ну а кран, как уж не клони самовар, надежно запирает жидкость.
Сбитень – любимы напиток простонародья, а вот в дворянских семействах, по примеру европейских бар, с удовольствием начали употреблять в 18 веке заморский кофе. Еще Петр I активно насаждал обычай пить «кофий» среди русских бояр, и труды его увенчались успехом – во времена Екатерины II с кофе начинался день во многих столичных семействах:
-А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью (Г.Державин)
Самовар Петух.
1870-е гг. Фото А. А. Лобанова
Самовар. 1860-е гг.
Фабрика Н. А. Воронова, г. Тула. Фото А. А. Лобанова
В середине 18 века начали изготавливать самовары для варки кофе, так как удобнее и быстрее это делать было именно в «самоварящем» сосуде, не требующем большого количества ни топлива, ни времени.
Отличие кофейного самовара от обыкновенного состояло лишь во внешней форме – чуть сплющенный цилиндр корпуса и параллельные корпусу плоские ручки. К кофейному самовару прилагалась рамка с петлей, в которую подвешивали мешочек для кофейных зерен, предварительно смолотых.
Кофе, сбитень, чай – все это напитки, только в кипятке в каждом случае заваривают разные продукты: или сухой чай, или кофейные зерна, или душистые травы. Но самовар служил не только для кипячения воды. В конце 18 – начале 19 века в нем можно было варить и кашу! Появились так называемые «кухни» — самовары для приготовления пищи. Внутри самовара начали варить бульон, похлебку, кашу, делали это с помощью вес той же трубы-жаровни, которая изнутри нагревали воде до нужной температуры, а затем в самоварный корпус засыпали крупу, клали мясо, коренья, или картофель.
Многие самовары-«кухни» могли приготовить полный обед. Изнутри они делились на отсеки стеночками, у каждого отсека была отдельная крышка, к одному из отсеков приделывали кран, и одновременно готовили два блюда плюс кипяток для чая. Конечно, использовали такие чудо-печки только в дорожных условиях, когда на изысканность обеда не особенно обращали внимание.
На почтовых станциях и в придорожных трактирах тоже можно было встретить подобные кухни.
Самовар.
Вторая половина XIX в. Варшава. Фото А. А. Лобанова
Самовар.
Вторая половина XIX в. Фото А. А. Лобанова.
Незаменимым средством, облегчавшим тяготы передвижения по дорогам России, был горячий чай. На почтовых станциях чаем угощали господ и ямщиков, самовары ставили в чистой половине и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки употреблять не рекомендовалось, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чай бодрил, поднимал настроение.
Почтовые станции располагались в России на расстоянии примерно от 18 до 25 верст. Гостиницы и трактиры имелись при почтовых станциях первого и второго разрядов, которые строились в губернских и уездных городах. Небольшие населенные пункты имели станции 3-4 разрядов. Путешественники были вынуждены иметь при себе запасы провизии, так как на почтовых станциях нельзя было найти ничего, кроме помятого и нечищеного самовара.
«Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы для блохи
Заснуть минуты не дают.
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодных
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит. «
(А.С.Пушкин)
Самовар.
Первая половина XIX в. Фабрика И. Пушкова, г. Данилов.
Фото А. А. Лобанова.
Самовар.
Середина XIX в. Фабрика А. П. Захранина, г. Переяспавль.
Фото А. А. Лобанова
Для чайного и столового прибора предназначался погребец. Это был специальный ящик для посуды, чаще всего плетеный из лозы, но мог быть изготовлен из дерева, кожи и даже серебра (для особо знатных и состоятельных путешественников). В погребце было все: и жестяные тарелки для стола, ножи, вилки, ложки, столовые и чайные, чашки, чайники, перечница, горчичница, водка, соль, уксус, чай, сахар, салфетки и прочее.
Кроме погребца и ящика для харчей, был еще ящик для дорожного складного самовара . Дорожные самовары для удобства упаковки имели съемные ножки, иногда съемный кран, и вислые ручки на шарнирах. К тому же удобная форма корпуса (в виде коробки или цилиндра) позволяла не тратить время и нервы на укладку и упаковку такого предмета.
Многие ходили в трактиры именно для чаепития:
«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай…Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах…» (В.Г.Белинский «Петербург и Москва»).
Самовар.
Середина XIX в. Фабрика И. Зотова, Москва.
Самовар.
Середина XIX в. Фабрика П. В. Суровцева, Москва.
Фото А. А. Лобанова.
Такие же огромные самовары вывозились во время народных гуляний за город, и оборотистые трактирщики зарабатывали немалые деньги таким образом: кто же откажется попить чайку на свежем воздухе, наслаждаясь и вкусным напитком и отличной погодой одновременно.
За чаепитием в трактирах обсуждались новости, решались важные вопросы, заключались договора.
Самовар-кофейник.
Вторая половина XIX в. Фото А. А. Лобанова
Самовар-чайник.
Середина XIX в. Фото А. А. Лобанова
Такие же огромные самовары вывозились во время народных гуляний за город, и оборотистые трактирщики зарабатывали немалые деньги таким образом: кто же откажется попить чайку на свежем воздухе, наслаждаясь и вкусным напитком и отличной погодой одновременно.
За чаепитием в трактирах обсуждались новости, решались важные вопросы, заключались договора.
Самовар.
Вторая половина XVIII в. Фото А. А. Лобанова.
Самовар. 1780-е гг.
Фото А. А. Лобанова.
Единственное стойкое название подобных изделий, употребляемое тульскими фабрикантами практически всегда – это самовары «детские» (для самоваров от 16 до 32 сантиметров высотой) и еще «детские игрушечные» (для самоваров от 10 до 16 сантиметров высотой). Но определение «игрушечный» не означало, что предмет только имитирует настоящий самовар. Это тоже были самые настоящие жаровые самоварчики, только небольших объемов (на 50-100г воды), а топливом для них могли служить щепки и лучинки. Играя в куклы. Девочка могла и по-настоящему растопить самоварчик, устроить кукольное чаепитие и поучиться всем премудростям ведения чайного стола, столь необходимые ей в будущем.
Самовар.
Последняя четверть XVIII в. Середина XVIII в.
Фото А. А. Лобанова.
Самовар.
Последняя четверть XVIII в.
Фото А. А. Лобанова.
В XVIII веке в домах европейских и русских вельмож на парадных обеденных столах можно было видеть фонтаны, этакие «самовары наоборот». Фонтаны использовались для охлаждения вина: в центре фонтана также проходила труба, но вместо углей наполняли ее льдом. Вокруг в свободное пространство наливали вино.
Самовар. Конец XVIII – начало XIX в. Фото А. А. Лобанова.
Самовар-бочонок.
Конец XVIII в. Фото А. А. Лобанова.
Самовар — это именно русское изобретение, отражающее русские традиции чаепития, соответствующий именно русскому образу жизни.
И нигде, никогда, ни у какого народа этот предмет утвари не пользовался таким особым почитанием и уважением как в России. Ни один из известных самоварящих сосудов не был наполнен таким колоритом и одухотворенностью, только в России у самовара был своеобразный культ. В каждом доме, в каждой семье у самовара было особенное положение: лучшее место в комнате отводили сияющему самовару, на чайном столе он занимал центральное место. С уважением его называли «друг семьи» и «генерал стола». И только в России стал он неотъемлемой частью истории народа, его культуры и быта.
Самовар.
Первая четверть XIX в. Фото А. А. Лобанова
Бульотка. Начало XIX в.
Петербург. Фото А. А. Лобанова.
Бульотка.
Первая половина XIX в. Фото А. А. Лобанова
Бульотка.
Первая половина XIX в. Фабрика И. Зотова, Москва.
Фото А. А. Лобанова.
Самовар. Середина XIX в. Фото А. А. Лобанова.
Самовар. Конец XIX в.
Фото А. А. Лобанова.
Самовар дорожный.
Вторая половина XIX в. Фото А. А. Лобанова
Самовар дорожный.
Середина XIX в. Фабрика Соколова, Тула.
Фото А. А. Лобанова
Самовар дорожный. Середина XIX в. Фабрика Ф. Кондратьева, Петербург. Фото А. А. Лобанова
Самовар. 1860-е.
Фабрика А. Шмакова, Москва.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. 1870-е гг. Фото А. А. Лобанова
Самовар. XIX в. Мастер Плешкевич, Варшава.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Вторая половина XIX в. Варшава.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Вторая половина XIX в. Варшава.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Вторая половина XIX в. Тула.
Фото А. А. Лобанова
Самовар.
Вторая половина XIX в. Фабрика И. Д. Звенкова
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Вторая половина XIX в.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Вторая половина XIX в.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Конец XIX в.
Фабрика Р. А. Тейле, г. Тула.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Конец XIX в. Фото А. А. Лобанова
Самовар. Первая половина XIX в.
Фабрика Демидова, г. Архангельск
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Середина XIX в. Кострома.
Фото А. А. Лобанова
Самовар.
Середина XIX в. Мастер В. Ермолин, г. Кострома.
Фото А. А. Лобанова
Самовар.
Середина XIX в. Петербург. Фото А. А. Лобанова
Самовар. Середина XIX в.
Фабрика И. А. Скорнякова, г. Углич.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Середина XIX в. Фабрика П. Севрюгина, Москва. Фото А. А. Лобанова
Самовар. Середина XIX в.
Фабрика Ф. Кондратьева. Фото А. А. Лобанова
Самовар. Середина XIX в.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Середина XIX в.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Середина XIX в.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Середина XIX в.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Середина XIX в. Фото А. А. Лобанова
Самовар. Середина XIX в., г. Тула
Самовар-кофейник. Середина XIX в.
Фото А. А. Лобанова
Фонтан. Конец XIX в. Петербург.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Последняя четверть XVIII в.
Фото А. А. Лобанова
Самовар-бочонок. Середина XIX в.
Фото А. А. Лобанова
Самовар-бочонок. Конец XVIII в.
Мастер Василий Бечинский. Фото А. А. Лобанова
Самовар. Начало XIX в. Фото А. А. Лобанова.
Самовар. Первая четверть XIX в. Петербург.
Фото А. А. Лобанова.
Самовар. Первая половина XIX в.
Фабрика Ф. И. Дубинина, Петербург.
Фото А. А. Лобанова.
Самовар. Середина XIX в.
Фото А. А. Лобанова
Бульотка. Начало XX в.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. 1840-е гг. Фабрика Дубинина.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. 1870-е. Москва.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Вторая половина XIX в. Москва.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Вторая половина XIX в. Фото А. А. Лобанова, antiqueshop.ru
Самовар. Вторая половина XIX в.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Конец XIX в. Москва. Фото А. А. Лобанова
Самовар. Первая четверть XIX в.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Середина XIX в. Фабрика Е. М. Попова, г. Вятка. Фото А. А. Лобанова
Самовар. Середина XIX в.
Фабрика Ф. И. Дубинина, Петербург.
Фото А. А. Лобанова
Самовар. Середина XIX в. Фото А. А. Лобанова
Полина Лучанова Помещица за чаем
ИсточникИсточник
🍵 «BarCaffe — ваша личная книга, наполненная разговорами о жизни и интересах. Встречайте уютные вечера за чашкой чая в компании умных и веселых собеседников! ✨ Погрузитесь в мир разговоров о любимых увлечениях, истории, политике и жизненном опыте. Канал, где веселье и серьезность сочетаются в одном трепе. Подпишитесь, чтобы не упустить ни одной интересной беседы! 🌟 #BarCaffe #УютноеОбщение
📚 Интересный факт: BarCaffe — это не просто канал, это место, где рождаются новые дружеские связи и открываются новые горизонты общения.
🔗 Специально для вас:
1. «Смехотерапия: Как юмор влияет на наше настроение»
2. «История в капле кофе: Путешествие в далекие эпохи с чашкой эспрессо»
🌿 Присоединяйтесь к сообществу BarCaffe для уютных встреч и интересных бесед! Нажмите ‘Подписаться’ и погрузитесь в атмосферу вдохновения и доброго общения! ☕️»
Отдельное приглашение в телеграм-чат BarCaffe для общения
Так же с Вами всегда рад общению наш виртуальный ИИ бармен в BarCaffe Джек
Просмотрено: 6 637
Публикация:
1 085
Имеется Хома Брут. Он напился пьяный. Дрался. Что он еще делал? - К девушкам приставал, - сказала Стелла. - Стекло разбил. - Хорошо, - сказал я.
Комментарии: 17Публикации: 143Регистрация: 13-08-2019