Небольшой город Сант’Агата-де’-Готи находится в 15 км к востоку от Казерты и в 25 км к западу от Беневенто на крутом берегу горной реки Марторано.
Центр города представляет собой в плане правильный полукруг диаметром 1 км, протянувшийся с севера на юг, а с запада ограниченный рекой.
В 4 веке до нашей эры на этом месте уже существовал город Сатикула, во время второй самнитской войны в 315 году до нашей эры взятый римлянами. Он упоминается историком Титом Ливием и Вергилием в «Энеиде». После падения Римской империи город захватывают гунны, вандалы и готы, построившие здесь крепость после поражения в 553 году. После прихода лангобардов Сант’Агата присоединен к герцогству Беневенто, позже город становится союзником Византии и 886 году взят императором Людовиком II.
В 1066 году сюда приходят норманны, а 1230 году город переходит под власть папы. В 14 веке город отдают французам, он переходи из рук в руки родовитых семей. С 1696 до упразднения феодализма в 1806 году город принадлежит семье Карафа, графам Черрето-Саннита. С 10 века Сант’Агата становится резиденцией епископов, среди которых Феличе Перетти (1521 — 1590), будущий папа Сикст V (1585-1590) и святой Альфонс де Лигуори (1696 — 1787), основатель конгрегации редемптористов.
Первая часть названия «Сант’Агата» появляется в 6 веке, а о происхождении второй существуют разные версии. Считалось, что «Готи» относится к моменту сооружения крепости готами, но эта часть появляется в источниках только после 13 века, возможно, по имени французской семьи де Гот, которой король Неаполя Роберт Мудрый из Анжуйской династии отдал земли во владение.
Культурное наследие Сант’Агата-де’-Готи так же разнообразно и интересно, как его история. К старому городу ведет улица и мост Виктора Эммануила III (Viale Vittorio Emmanuele III). Исторический центр разделен надвое улицей Via Roma, и, двигаясь с юга на север, можно увидеть все основные достопримечательности. На самом юге, на одноименной площади расположена церковь святейшего Благовещения (Chiesa del Santissima Annunziata). Здание заложено в 1239, в 14 веке перестроено в готическомстиле, а фасад церкви относится к 16 веку. Церковь имеет один неф и прямоугольную абсиду, первоначально стены были покрыты фресками, но сохранились только их фрагменты, в том числе «Страшный суд» 15 века напротив входа и фрески 14-15 века в апсиде. В капелле слева находится алтарный образ«Благовещение» 15 века.
С северной стороны площади расположен норманнский Замок с полукруглыми аркадами первого этажа и фреской 1110 года «Диана и Актеон» на втором. Напротив видна церковь святого Мина (Chiesa di San Menna) 11 века, перед входом в которую сохранился романский архивольт с львиными головами. Церковь имеет три нефа, разделенные разными колоннами, а мозаичный пол начала 12 века является одним из старейших в южной Италии.
Дальше к северу находится церковь святого Ангела, до недавнего времени считавшаяся зданием 18 века, но, скорее всего построенная в средние века на фундаменте римского здания. Недавно отреставрированный портал поддерживают две раннесредневековые колонны, а среди колонн разделяющих нефы – пять римских. Чуть дальше расположена церковь святого Франциска, построенная в 1282 году и почти полностью перестроенная в 18 веке, в интерьере которой, тем не менее, сохранились фрески и алтарный образ 15 века. Рядом с входом – могила Людовика Артуса, правителя города, умершего в 1370 году.
За муниципалитетом, расположившимся в бывшем францисканском монастыре 13 века, находится кафедральный собор. Здание 970 года было перестроено в 12 веке и восстановлено после землетрясения 1688 года в 1728 — 1755 годах. Перед входом в собор – просторный портик в романском стиле, в 17 веке отделанный барочнымистукко. Слева от фасада трехъярусная колокольня, облицованная изразцами.
В плане собор представляет латинский крест, три нефа разделены массивными двойными колоннами, с обеих сторон располагаются капеллы с алтарями из цветного мрамора и отделанные стукко. В целом интерьер собора барочный, полотна относятся к 18 веку, резной хор и врата выполнены в начале 17 века, но в третьей капелле справа находится мраморная статуя Мадонны с младенцем, датированная 1402 годом. Под пресвитерием можно спуститься в крипту, сохранившуюся от романской церкви, своды которой покоятся на 12 арках разного происхождения, римских и раннесредневековых с фантазийными капителями. На стенах крипты видны фрески 14 века, изображающие страсти христовы, мадонну и святых.
За пределами города (на юго-востоке) интересен римский акведук, снабжавший водой Казерту. С него открывается прекрасный вид на город. В конце июля в Сант’Агата-де’-Готи проходит международный фестиваль костюмированного кино Sannio Film Fest.