Жизнь России XIX века на живых картинах забытого художника Алексея Корзухина, которого обожают на западных аукционах

Имя Алексея Ивановича Корзухина редко упоминается среди именитых художников России XIX века. Но от этого его творческое наследие не становится менее весомым в истории искусства.

Корзухин – великий художник, один из лучших русских живописцев бытового жанра, имя которого было забыто. В то время, как его картины – настоящие документальные свидетельства о жизни и быте русского народа в позапрошлом веке.
«Автопортрет». (1850). Автор: А.И.Корзухин.
«Автопортрет». (1850). Автор: А.И.Корзухин.

Одаренного молодого парня заметил управляющий горного завода С.Ф.Глинка и посодействовал в поступлении в горное училище. Алексею необходимо было получить хоть какое образование и профессию, чтобы он смог далее учиться живописи. И только в 1857 году Корзухин поступает в Академию художеств, где сразу же был отмечен педагогами. И талантливый молодой художник вскоре получил Малую золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства».

«Пьяный отец семейства». (1861). Автор: А.И.Корзухин.
«Пьяный отец семейства». (1861). Автор: А.И.Корзухин.

Требования Академии к учащимся были высоки, и все достижения Корзухину давались нелегко, но кропотливым трудом и усердием он был близок к получению золотой медали и заграничной поездке для повышения мастерства. Увы, волею судьбы он оказался в числе тех студентов, возглавляемых Иваном Крамским, которые покинули Академию в знак протеста против навязанной темы выпускной работы. Этот бунт был назван -“бунт 14-и”. Спустя несколько лет Алексей Корзухин все же вернулся в Академию и получил звание академика.

А.И.Корзухин. Фотография работы Генриха Иоганна Деньера.
А.И.Корзухин. Фотография работы Генриха Иоганна Деньера.

Все свое мастерство и умение Алексей Иванович посвятил бытовому жанру, отражавшему сцены из повседневной жизни народа. Но в отличие от художников, писавших в этом жанре и обличавших несправедливый существующий порядок, Корзухин не склонен был к бунтарству и к возмущению – на его полотнах не видим обличительного пафоса передвижников.

«Петрушка идёт!». (1888). Автор: А.И.Корзухин.
«Петрушка идёт!». (1888). Автор: А.И.Корзухин.
«Девичник» (1889). Автор: А.И.Корзухин.
«Девичник» (1889). Автор: А.И.Корзухин.
«Перед исповедью». (1877). Автор: А.И.Корзухин.
«Перед исповедью». (1877). Автор: А.И.Корзухин.
«Поминки на деревенском кладбище». Автор: А.И.Корзухин.
«Поминки на деревенском кладбище». Автор: А.И.Корзухин.

В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Корзухину был присвоен чин художника первой степени, а в 1868 за картину «Возвращение отца семейства с ярмарки» Академия присвоила ему звание академика.

«Возвращение отца семейства с сельской ярмарки». (1868)

«Возвращение отца семейства с сельской ярмарки». (1868). Автор: А.И.Корзухин.
«Возвращение отца семейства с сельской ярмарки». (1868). Автор: А.И.Корзухин.

А эта картина пропитана лиризмом и задорным настроением. Она красочно передает светлые стороны человеческой души, искреннюю симпатию художника к простому народу. Незатейливый сюжет картины повествует о том как отец семейства навеселе с друзьями под бренчанье балалайки, возвращаясь домой с ярмарки, ликует, пляшет и радуется удачным торгам.

«Воскресный день»

«Воскресный день». Автор: А.И.Корзухин.
«Воскресный день». Автор: А.И.Корзухин.

Все мастерство живописца ярко просматривается на полотне «Воскресный день». Композиция этой особенной картины удивительна. Ее центром является закипающий самовар, вокруг которого и завязан весь сюжет. Вся семья в сборе и вот-вот начнет трапезничать. А пока они веселятся, пляшут и играют.

От такого живого и веселого сюжета веет семейным теплом, вкусным запахом обеда. У зрителя появляется желание самому попасть на эту веселую поляну, пойти в пляс, подыграть гармонисту и просто вдохнуть воздух этого удивительного весеннего дня.

«Возвращение из города». (1870)

«Возвращение из города». (1870). Автор: А.И.Корзухин.
«Возвращение из города». (1870). Автор: А.И.Корзухин.

Полотно воссоздает бедный крестьянский быт: темную комнатенку старой деревенской избы, с закопченными серыми стенами и щелястым полом, скудно обставленную. Сюжет развивается вокруг отца семейства, который приехал из городского базара, где купил товары для дома и гостинцы своим домочадцам.

Вот старшая дочь-подросток с интересом развернула синюю ленту; дочурке пяти-шести лет отец привез мелкие баранки, нанизанные на нитку. А она с радостью приготовила для подарков подол своего платья. На пыльном полу ползает маленький ребенок в одной рубахе. Слева старая мать наливает в самовар воду для чаепития со сладостями, которые обычно привозит отец с рынка. Это полотно полно оптимизма, оно свидетельствует, что даже среди тяжкой беспросветной жизни человек находит свои маленькие радости.

«Птичьи враги». (1887)

«Птичьи враги» (1887). Автор: А.И.Корзухин.
«Птичьи враги» (1887). Автор: А.И.Корзухин.

Трое крестьянских босоногих мальчишек ранним утречком отважно шагают на “охоту”. Ловля птиц на продажу дает им неплохой доход, поэтому ребята подходят к этому занятию ответственно. Об этом говорят клетки для будущей добычи и длинный шест для ловли. Старший мальчик, по-видимому, увидел стаю пернатых и увлекает за собой, указывая другим, куда им следует двигаться.

«У краюшки хлеба». (1890)

«У краюшки хлеба». (1890). Автор: А.И.Корзухин.
«У краюшки хлеба». (1890). Автор: А.И.Корзухин.

Трагизмом и мрачной безысходностью веет от этого полотна. Крестьянские дети, стоящие у стола, делят краюшку хлеба. Мольбой наполнены глаза 3-х летнего мальчугана, который уже съел свой кусочек и голодным взглядом смотрит на пайку, оставшуюся на потом. А сестра бережно прижимает хлеб к себе и не знает как поступить. Дать хлеб брату сейчас – значит вечером остаться голодными: есть то больше нечего.

Больная мать, лежащая на лежанке видя растерянность в глазах дочери, просит не беспокоиться о ней и съесть ее краюху, которая осталась на столе. Но 5-летняя дочка уже достаточно взрослая, чтобы понимать, что этого делать нельзя, иначе мать никогда не поправится. Во всем облике маленькой девочки стоит немой вопрос: “Как поступить?” А у зрителя до боли сжимается сердце.

«Сбор недоимок». (1868)

«Сбор недоимок (1868)». Автор: А.И.Корзухин.
«Сбор недоимок (1868)». Автор: А.И.Корзухин.

Трагизмом и безысходностью сквозит от этого полотна. В бедную крестьянскую семью пришли сборщики недоимок. Главный чиновник по сбору податей и слушать не хочет слезные мольбы женщины, стоящей на коленях и держащей младенца на руках. Она отчаянно просит пожалеть их, не уводить корову – единственную их кормилицу.

Рядом стоит босой, одетый в белые портки и потрепанный кафтан хозяин дома. Он чешет затылок в растерянности, не зная как же дальше жить. На втором плане стоящие соседи, якобы сочувствуют несчастным, но в душе тихо радуясь тому, что на этот раз беда обошла их двор.

«Разлука». (1872)

«Разлука (1872)». Автор: А.И.Корзухин.
«Разлука (1872)». Автор: А.И.Корзухин.
«Девочка
«Девочка
«Бабушка с внучкой». (1879). Автор: А.И.Корзухин.
«Бабушка с внучкой». (1879). Автор: А.И.Корзухин.
«В красном углу». Автор: А.И.Корзухин.
«В красном углу». Автор: А.И.Корзухин.
«Крестьянские девочки в лесу». (1877). Холст, масло. 94 x 68,6   Цена: 266,5 тысячи долларов . 2011
«Крестьянские девочки в лесу». (1877). Холст, масло. 94 x 68,6 Цена: 266,5 тысячи долларов . 2011

Долгое время живописец Алексей Корзухин считался второстепенным художником, но не смотря на это его полотна успешно экспонируются во многих галереях и музеях России и имеют большой спрос на аукционных мировых торгах.

Картины о непростой жизни и быте простого народа, о его лишениях, страданиях и маленьких радостях писал и современник А.Корзухина известный русский художник Владимир Маковский.

Источник

Жизнь России XIX века на живых картинах забытого художника Алексея Корзухина, которого обожают на западных аукционах

TELEGRAM BARCAFFE

Адаптивная картинка
Картинка при наведении
Приглашение в телеграм-чат BarCaffe

Вас всегда ждут и всегда рады в телеграм-чате BarCaffe

Приглашение в телеграм-чат BarCaffe

Так же с Вами всегда рад общению наш виртуальный ИИ бармен в BarCaffe

Жизнь России XIX века на живых картинах забытого художника Алексея Корзухина, которого обожают на западных аукционах
6

Публикация:

не в сети 1 неделя

B e a u t e

Жизнь России XIX века на живых картинах забытого художника Алексея Корзухина, которого обожают на западных аукционах 4 718
Дневная порция эстетического наслаждения...
Комментарии: 29Публикации: 827Регистрация: 18-08-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!

© 2019 - 2024 BarCaffe · Информация в интернете общая, а ссылка дело воспитания!

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля