История в фотографиях часто бывает познавательней длинных описаний и размышлений. Это просто немой свидетель происшедшего, важного исторического и не очень события. Зачастую, на них запечатлена жизнь самых обычных людей в обстановке той эпохи, в которой они жили.
В 1850 семья Оатман присоединилась к составу обозов, ведомых Джеймсом Брюстером — членом Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, который поссорился со своим церковным руководством в Солт-Лейк-Сити и решил переселиться на новое место. Всего путь начало около 100 переселенцев, но разногласия внутри группы спровоцировали раскол у селения Санта-Фе. Часть семей вместе с Брюстером поехали на север, а Оатман и несколько других семей отправились на юг. Однако, по мере продвижения условия климата на этой территории Нью-Мехико становились все хуже и хуже, и семьи решили поселится у оазиса Марикопа Уэллс, и только семья Оатман упрямо продолжила путешествие дальше на юг.
Сама семья состояла из Ройс и Мэри Оатман и их семерых детей возрастом от одного года до семнадцати лет. Четыре дня спустя они были атакованы группой индейцев, которые убили всех, кроме четырнадцатилетней Олив, семилетней Мэри Анн, пятнадцатилетнего Лоренцо, которого сильно избили и бросили умирать. Очнувшись он достиг поселения, где ему оказали помощь. Вернувшись с селянами на место бойни, он похоронил всех погибших в одной могиле и принялся за поиски пропавшей родни.
Похитителями девочек оказались индейцы племени толкепаяс (восточные явапаи), жившие в деревне в 100 милях от места нападения. Девушек, по словам Олив, использовали в качестве рабынь для добычи пищи, воды, присмотра за костром и остальными обязанностями прислуги; часто их подвергали жестокому обращению, избиениям.
Спустя год группа индейцев мохаве посетила деревню толкепаяс и обменяла девушек на овощи, одеяла, двух коней и всякие безделушки. Племя мохаве было более процветающим, нежели племя похитившее девушек. Обе девушки получили татуировки на своих подбородках и руках. Позже Олив утверждала, что она была татуирована как рабыня мохаве, но это противоречит традициям мохаве, согласно которым такие татуировки получали лишь члены племени для того, чтобы узнать друг друга в загробной жизни.
Во время засухи в регионе в 1855 Мэри Анн погибла от голода в возрасте одиннадцати лет вместе с многими индейцами племени. Позже Олив говорила с большой благодарностью о мохаве, которые обращались с ней куда лучше, чем толкепаяс. Возможно, сказался так называемый «Стокгольмский синдром».
Когда Олив Оатман было девятнадцать лет слухи о том, что в соседнем поселении мохаве проживает белая девушка, достигли форта Юма, и командир поста приказал вернуть её или узнать причину, по которой она не хочет возвращаться. Племя мохаве не хотело отдавать Олив, но им были предложены вещи, одеяла и лошади, или им сообщили, что в противном случае белые уничтожат племя. После переговоров, мохаве решили принять условия и Олив была доставлена в форт Юма.
Сьюзен Томсон — её подруга детства, с которой Олив подружилась снова, много лет спустя утверждала, что Олив скорбела по своему возвращению, потому что она была замужем за мужчиной мохаве и родила двух мальчиков.
Сама Олив отрицала слухи о её замужестве или то, что она была изнасилована явапаи или мохаве. Она объявила: «К чести этих дикарей будет сказано, что они никогда не относились ко мне оскорбительно». Однако она согласилась с тем, что лишь замужние женщины мохаве имеют такой синий татуаж подбородка как у нее. Во время пребывания в форте Олив встретила брата Лоренцо, который её давно разыскивал. Их встреча стала тогда главной новостью всего Запада.
В 1865 Олив вышла замуж за скотовода Джона Б. Фэирчайлда и переехала в город Шерман, Техас, где они удочерили девочку-младенца, которую назвали Мэми.
Фотография Олив была сделана в 1857 г. после возвращения в форт Юма.
«Джордж Ропер» (George Roper) четырехмачтовое судно было спущено на воду в Ливерпуле в 1882 году. Оно могло перевозить свыше 2000 тонн груза. Корабль спроектировали специально для перевозки крупных грузов в Австралию. Длина судна составляла 91 м, а ширина – почти 12 м. Однако «Джорджу Роперу» была суждена короткая жизнь: уже спустя год из-за ошибки, допущенной экипажем в расчетах, он налетел на риф у мыса Пойнт-Лонсдейл и затонул. Корабль до сих пор лежит на глубине всего 5 метров. 1883 год, Австралия.
Ковбои поймали серого волка во время загона скота. Штат Вайоминг. США. 1887 год.
XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка была профинансирована императором Николаем II и проходила с 28 мая (9 июня) по 1 (13) октября 1896 года в Нижнем Новгороде, в районе Кунавино. К открытию выставки в Нижнем Новгороде был пущен первый в России электрический трамвай, устроены фуникулёры — подъёмники, доставлявшие пассажиров с нижней части города в верхнюю (Кремлёвский и Похвалинский), выстроены здания городского драматического театра, окружного суда, биржи Волжско-Камского банка, гостиниц, открыта пароходная скоростная линия, связывающая верхнюю часть города с его заречной частью.
Для детального осмотра выставки, общей площадью около 25000 квадратных саженей, требовалось не менее недели. Количество посетителей составило примерно один миллион человек. В организации этой выставки принимали участие известные предприниматели: С. Т. Морозов был председателем ярмарочного комитета, С. И. Мамонтов заведовал одним из павильонов. Участниками выставки в основном были отечественные предприниматели, и прежде всего подчёркивалось российское происхождение представленных товаров. Успех выставки обеспечивался целой системой мер, предпринятых русским правительством для стимулирования экономического развития страны. На фото внутренний вид павильона машинного отдела.
Ялта, набережная. Рубеж XIX — XX вв.
Выросшая в богемной среде, Рут Сен-Дени (1879-1968) изучала бальные танцы и танцы в юбках в Сомервилле, штат Нью-Джерси, и впервые профессионально выступила в качестве эстрадного артиста в 1894 году в семейном театре и музее Уорта в Нью-Йорке.
К 1906 году в постановке «Радха» Сен-Дени развила суть своего отличительного танцевального стиля, сочетая спиральные формы с равными частями сладострастия, мистики и эротики. «Радха» была ее первой сольной работой. Эта работа была вдохновлена недавним обучением Сен-Дени на Востоке.
«Радха» была основана на истории из индуистской мифологии о Кришне, который был влюблен в свою смертную жену. Поскольку работа была основана на изучении востока, зрители сочли, что произведение больше соответствует современному подходу. Сен-Дени сказала, что она чувствовала духовные элементы в природе с юных лет. В своей автобиографии Денис написала: «Когда в детстве бегала по полям нашей фермы, я чувствовала, как радость жизни пульсирует во мне, когда я чувствовала теплую землю под моими ногами и большое золотое солнце, омывающее мое тело, тогда я знала, что жизнь как волшебная реальность».
Алeут в нeпpoмoкaeмoй oдeждe из кишoк мopcкoгo львa. Аляcкa , 1905 г.
Девочки в традиционной одежде позируют для снимка где-то под Амстердамом. Голландия, 1908 год. Обратите внимание на то, что все они в знаменитых голландских деревянных башмаках, которые тогда были повседневной обувью.
“Дурашка”, траншейный бегун – собака службы доставки сигарет и прочих плюшек для саперного полка. Повышал мораль однополчан, был дважды ранен. Первая мировая война.
Немецкий солдат даёт раненому британцу прикурить. 1918 год, Первая Мировая война.
7 ноября 1918 года большевики праздновали первую годовщину Октябрьской революции или Октябрьского переворота (кому какое определение ближе).
Новая власть уделяла огромное внимание наглядной агитации и пропаганде и, несмотря на разруху, неустроенность и Гражданскую войну, сделали все возможное, чтобы широко отметить первую годовщину своего прихода к власти. В праздничном оформлении Москвы принимали участие крупнейшие художники своего времени из сочувствующих большевикам. На фото Тверская улица, 7 ноября 1918 года.
Александр Васильевич Вишневский родился 23 августа (4 сентября) 1874 года в семье штабс-капитана пехотного полка и дочери военного священника в дагестанском ауле. После окончания Астраханской гимназии поступает на медицинский факультет Казанского университета. И на долгие годы судьба связала его с этим городом, ставшим родным.
Студенческие годы были тяжелыми. Его даже освободили от оплаты учебы “из-за крайней бедности”. В 1899 году Вишневский получает диплом хирурга с отличием. В годы Гражданской войны он еще и борется с болезнями, например, с эпидемией сыпного тифа в Казани.
Тогда ещё не было антибиотиков, и практически не было антисептиков. Эти средства нужны для борьбы с инфекцией в ране, иначе ранения приводили к тяжелым осложнениям, а иногда и к сепсису и смерти. Не было и средств, стимулирующих регенерацию – процесс заживления ран.
В те времена, врачи часто сами придумывали новые лекарства. Их изготавливали по их рецептам прямо в аптеках. Сегодня аптек с производственным отделом почти не осталось, а в начале ХХ века производство мазей, порошков, настоек, растворов и т. д. – и было, собственно, аптекой. Готовых лекарственных форм было мало.
Люди в основном работали на заводах и фабриках или в сельском хозяйстве. Открытые переломы, рваные раны, глубокие порезы были обычным делом. И дети играли не в компьютерные игры, а в подвижные, которые гораздо травматичнее. Мазь Вишневского реально помогала и была очень востребованной.
В войну, которую медики называют травматической эпидемией, травмы получаются “грязные” – инфицированными бактериями. А мазь Вишневского или по-научному масляно-бальзамическая повязка, применялась с успехом для лечения ран, так как антибиотики появились только в конце войны. Кстати изначально эта мазь не была такой вонючей. Сначала туда добавлялся перуанский бальзам, но привозить тропический ингредиент из-за океана было дорого, поэтому его заменили на березовый деготь. И оказалось, что родимый деготь хоть и вонюч, но зато гораздо целебнее заморских бальзамов.
И надо сказать, что советская военная медицина в годы войны работала суперэффективно. В строй возвращались 70% раненых. Это очень высокий показатель, свидетельствующий о качестве работы медиков. Теперь лечили и оперировали раненных уже два хирурга Вишневских – сам Александр Васильевич и его сын Александр. Последний лично прооперировал тысячи человек, он был главным хирургом Волховского и Карельского фронтов. А потом главным хирургом МО СССР.
Хотя Вишневского мы в основном знаем, как создателя чудодейственной и вонючей мази, он также основал целую школу военной хирургии. Одним из его принципов был подход к обезболиванию: медик считал, что на войне не нужно тратить бесценное время и силы нескольких специалистов на общий наркоз, поэтому анестезия должна быть местной. Ее можно проводить множеством способов, но у всех были свои минусы, например, повреждение окружающих тканей, когда вещество вводится с инъекцией.
Вишневский же ввел метод новокаиновой блокады, при котором теплый раствор новокаина омывал поврежденную ткань и воздействовал прямо на нерв, чтобы блокировать его и спасти человека от боли. Также раньше раны лечили так: просто зашивали не полностью, и время от времени удаляли гной, меняя повязки, то он предложил вырезать пораженные ткани, не давая гною образоваться, а инфекции – проникнуть в кровь и вызвать заражение.
Новые методы обезболивания и лечения ран, предложенные Вишневским, сыграли огромную роль во время войны, спасли тысячи советских воинов. Метод обезболивания по Вишневскому стал одним из ведущих в операционной деятельности советских хирургов и принёс автору широкую известность. Доступный рядовым хирургам, метод способствовал проникновению хирургии в любые лечебные учреждения до сельской районной больницы.
Вишневский умер в Москве в 1948 году. Его дело продолжили сын и внук. Мазь Вишневского сейчас устарела. Выявились ее побочные эффекты, при длительном применении препарата – зуд кожи, высыпания, крапивница, отечность тканей. Противопоказано применение мази Вишневского на открытых участках тела в весенне-летний период. Наука не стоит на месте: сегодня есть лекарства не менее эффективные и более удобные для применения. Но стоят они многократно дороже, и у них нет такой долгой, богатой и героической истории. На фото Вишневский за операционным столом.
Переходящая награда которой награждались цеха не выполнившие план. Сталинградский тракторный завод,1931 год.
То, что гитлеровская НСДАП в 20-30-е гг. ХХ века еще до своего прихода к власти имела свои военизированные подразделения – СА (“штурмабтайлюнген” – “штурмовые отряды”) и СС (“щутцштаффельн” – “охранные части”) – широко известно. Но аналогичные боевые формирования имели и другие немецкие партии. Так у коммунистов существовал Союз красных фронтовиков, более известный как «Рот Фронт», а у Социал-демократической партии – боевые отряды «Рейхсбаннер» (Reichsbanner, “Знамя государства”, в честь чёрно-красно-золотого флага Германии).
Рейхсбаннер – это боевая организация, осуществлявшая защиту демократии в Германии от её внутренних врагов — монархистов, фашистов и коммунистов. Руководящие посты в Рейхсбаннере занимали ветераны Первой мировой войны. К 1932 году по собственным данным организации Рейхсбаннер насчитывал более трёх миллионов человек. Численность Республиканских боевых отрядов обороны «Рейхсбаннера» составляла около 200000 человек. В составе Рейхсбаннера преобладали социал-демократы, представители рабочего класса.
Члены Рейхсбаннера приветствовали друг друга словом «Свобода» (нем. Freiheit) при поднятом кулаке над головой. В униформу Рейхсбаннера входили защитная полувоенная форма с защитными фуражками, бриджами, сапогами или ботинками с крагами или обмотками.
В 1931/32 годах Рейхсбаннер объединился с Немецким объединением профсоюзов (Всеобщее объединение немецких профсоюзов) в “Стальной фронт” (“Eiserne Front”). Также в новую организацию были привлечены участники спортивных клубов рабочей молодёжи. Было объявлено, что организация создаётся для борьбы с тремя враждебными демократической Германской республике силами – гитлеровскими нацистами, коммунистами, а также реакционно-дворянскими и монархическими организациями.
Указанные цели были отражены в эмблеме и флаге организации, разработанной, кстати, русским эмигрантом, учёным-микробиологом, ассистентом Ивана Павлова и публицистом Сергеем Степановичем Чахотиным. Каждая из изображенных на ней трёх стрел-молний поражают символы враждебных сил, то есть символически побивает один из враждебных “-измов”, а надпись призывает к борьбе с их лидерами – Гитлером, Тельманом и монархистом Францем фон Папеном.
Но, ни гордое название, ни боевитая символика не способствовали успеху организации, в борьбе с врагами её бойцы не преуспели (так, например, во время столкновений между нацистами и коммунистами в конце января 1933 года, предшествовавших приходу Гитлера к власти, подразделения «Стального фронта» были вообще выведены из Берлина). Такое несоответствие привело к тому, что организация очень скоро получила у публики язвительное прозвище “Ржавый фронт”.
После приглашения Гитлера при посредничестве фон Папена на пост рейхсканцлера организация де-факто исчезла. Создавалась-то она именно для поддержки государства против левых и правых экстремистов, а тут само государство “изменило” ей и взяла одного из ее недавних противников на службу. Стальной фронт прекратил своё существование, так и не сыграв заметной роли в политической жизни Германии.
На фото собрание Рейхсбаннера 2 декабря 1931 года и их предвыборный плакат.
Боливийские пастухи. 1933 год.
Антуан де Сент-Экзюпери рядом с самолетом Кодрон С. 630 Симун, на котором они вместе со вторым пилотом Андре Прево потерпели аварию в Ливийской пустыне при попытке установки рекорда при перелёте Париж — Сайгон. 1935 г. Казалось, что им уже не выбраться из плена безжалостных песков. Пройдя за три дня 185 километров под палящим солнцем, изможденные французы были в шаге от смерти. Но произошло чудо: 1 января они были спасены проходившим мимо караваном.
В комнате для свиданий на площади Пигаль, Париж, 1938. Фотограф Эмиль Савитри. «Богема Монпарнаса и творческая жизнь Парижа.»
Женщины готовят в полуразрушенной печи. Беларусь, январь 1942 г.
Советские солдаты собирают немецкое трофейное обмундирование и заодно скармливают лошадям немецкие караульные боты. Элементом зимней формы одежды в вермахте были караульные боты из толстого войлока на деревянной подошве. Однако нехватка обмундирования заставляла немецких военнослужащих изготовлять эрзац–вариант подобной обуви из соломенных жгутов. Соломенные боты одевались поверх сапог и набивались соломой или газетами. Сталинградский фронт, 1943 год. Фотограф Н. Боде.
17 мая 1943 года одним 4-торпедным залпом из торпедных аппаратов носового отсека подводная лодка С-56 Григория Щедрина поразила 2 вражеских транспорта: танкер и транспорт конвоя. Лодка С-56 была удостоена званий «Гвардейская» и «Краснознаменная»; Григорий Иванович Щедрин за успехи в борьбе с противником был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден рядом орденов. После войны адмирал Щедрин занимал командные должности на Балтийском, а затем на Тихоокеанском флоте. Его подлодка С-56 установлена на Корабельной набережной во Владивостоке, как корабль-памятник. На фото подводная лодка С-56 и ее командир Г. И. Щедрин.
Дочь заместителя мэра Лейпцига. Вся семья покончила жизнь самоубийством 20 апреля 1945 года, когда американские войска входили в город. Фотограф Ли Миллер.
Немецкие военнопленные в карцерах в лагере для военнопленных во Франции, 1945 год.
Эту необычную фотографию модели, плавающей в воде в Уики-Вачи-Спринг, Флорида, сделал фотограф модных нарядов Тони Фрисселл. Она была опубликована в Harper’s Bazaar в декабре 1947 года.
Послевоенный Крещатик. Киев, конец 40-х
Самолет American Airlines (DC-3) пролетает мимо дилижанса, 1949 год.
Танцовщица из Латинского квартала. Париж, 1950-е.
Малыши спят на свежем воздухе 1958 год.
1959 год: толпа обозлилась на темнокожего человека, нечаянно пнувшего ребенка кричащей женщины. Фото Кена Хеймана (Ken Heyman).
Солнечные ванны у стен Петропавловской крепости. Ленинград. 1964 год.
Командир танка М48, 7-го кавалерийского полка армии США за работой. Май 1967 года, южный Вьетнам. Фото из Co Rentmeester/Life, Нидерланды.
Надя Рушева – советский художник-график. Девочка начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал ее рисованию, также до школы ее не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к “Сказке о царе Салтане” Пушкина, за то время, пока отец читал эту ее любимую сказку вслух. В мае 1964 года состоялась первая выставка ее рисунков, организованная журналом “Юность” (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации ее рисунков, когда ей было всего 12 лет. В 1965 году в № 3 журнала “Юность” были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению – к повести Эдуарда Пашнева “Ньютоново яблоко”. Впереди были иллюстрации к романам “Война и мир” Льва Толстого и “Мастер и Маргарита” Михаила Булгакова. Ей прочили славу будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. Однако пророчествам не удалось сбыться. Скончалась 6 марта 1969 года в больнице из-за разрыва врожденной аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Прошло более 160 выставок ее работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
Нефтяной кризис 1973 года (нефтяное эмбарго) начался 17 октября 1973 года. В этот день все арабские страны-члены ОАПЕК, а также Египет и Сирия заявили, что они не будут поставлять нефть странам (Великобритания, Канада, Нидерланды, США, Япония), поддержавшим Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. В течение следующего года цена на нефть поднялась с трёх до двенадцати долларов за баррель. В марте 1974 года эмбарго было отменено. ОПЕК снизила объёмы добычи нефти не только для того, чтобы повлиять на мировые цены в свою пользу. Главная задача этой акции состояла в создании политического давления на мировое сообщество с целью уменьшения поддержки Израиля западными странами.
Кроме того, почти все государства Африки разорвали дипломатические отношения с Израилем. Создавшееся политическое положение усилило зависимость Израиля от США и вскрыло истинные масштабы зависимости развитых стран от цен на нефть. В промышленных странах возросшие цены на нефть вызвали экономический кризис. Вместе с тем кризис способствовал увеличению экспорта нефти на Запад из Советского Союза.
Пикник на шоссе во время нефтяного кризиса. Голландия, 1973 год.
Бостонский пожарный Боб Маккей приближается к обезумевшей 88-летней женщине, которая пытается спрыгнуть с дома по Chauncey St. Июнь 1977 года.
БТР-60ПБ и МДК-165 “Джейран” Балтийского флота СССР, конец 1970 годов. Группа огневой поддержки ННА ГДР с 73-м СПГ-9 “Копье” во время имитации высадки десанта и защиты берега в Западной части Балтийского моря.
Олимпийские сувениры в магазине. Москва, 1980 год
Ирина Алферова и Роберт Де Ниро на набережной Москвы–реки, 1983 год.
Военные после праздников сдают стеклотару… чтобы тут же купить новую партию водки по талонам. 1991 год
Солдаты 1-го батальона Королевского полка Австралии решили пошутить перед встречей чернокожих новобранцев. Таунсвилл, штат Квинсленд, Австралия, сентябрь 2000 года.
Ахмед. 8-летний сирийский мальчик с автоматом.