Один из моих любимых фильмов «Пролетая над гнездом кукушки» с гениальным Джеком Николсоном. Сюжет фильма прост:
Преступника Рэндла Патрика Макмёрфи (Джек Николсон) переводят из тюрьмы в психиатрическую клинику для экспертизы.
Попав в отделение, Макмёрфи сталкивается с жёстким распорядком, установленным старшей медсестрой Милдред Рэтчед. Милдред это такая холодная, извращенная сука- символ системы, которая создана, чтобы ломать индивидуальность и заставить человека отказаться от своих проявлений и свободы. Она с наслаждением изуверски унижает пациентов, понимая, что она — единственная власть.
Вольнолюбивый Макмёрфи не понимает, почему люди терпят такое обращение со стороны персонала. Он постоянно ругается с медперсоналом, организует в отделении уголок азартных игр, проводит голосование, дабы получить разрешение больным неурочно посмотреть телевизор. И когда медсестра подтасовывает выборы, в знак протеста Мамерфи садится смотреть выключенный телевизор.
После неудачного голосования он сближается с хроническим больным по кличке Вождь — двухметровым индейцем, которого все считают глухонемым.
Лечащие врачи склоняются к тому, что Макмёрфи симулянт и его необходимо отправить назад в тюрьму отбывать срок. Но старшая медсестра Рэтчед настаивает на том, чтобы оставить его в отделении.
Пока Мерфи бунтует и подбивает людей на то, чтоб они стали отстаивать свои права и перестали разрешать обращаться с собой, как со скотом… он вдруг
понимает, что большинство пациентов в отделении находятся добровольно и его попытки свалить режим- бессмысленны.
В клинике- уютно, все по заранее установленному распорядку, здесь нет неожиданностей. И даже мисс Гнусен такая привычно-родная, как примета из того старого мира, который оказался за толстыми стенами этого приюта для людей, у которых не осталось желания бороться за свое я…
Тогда Макмерфи, поняв, что люди превратили себя своим безволием в овощей, решает бежать с Вождем, но из-за своей самонадеянности, устроив в больнице прощальную вечеринку с блекджеком и дамами легкого поведения, напивается и просыпает побег.
Наутро медсестра Рэтчед обнаруживает погром в отделении, признаки попытки побега и потерявшего девственность одного тишайшего пациента- Билли Биббита.
Рэтчед угрожает Биббиту тем, что расскажет о таком недостойном поведении его матери, чем приводит его в состояние отчаяния и вынуждает выдать зачинщика ночной вечеринки. Биббит кончает жизнь самоубийством, перерезав себе сонную артерию. Придя в ярость от того, что Рэтчед довела до самоубийства Биббита, Макмёрфи набрасывается на медсестру и с силой начинает её душить, но его в последний момент успевает обезвредить санитар, и Рэтчед выживает.
Жизнь в больнице продолжается. Через некоторое время Рэндл снова появляется в отделении — Вождь видит, как его ведут под руки санитары. Он радуется возвращению своего лчшего друга и говорит ему, что чувствует себя «большим, как гора» и готов совершить побег, но видит, что Макмёрфи никак не реагирует на его слова.
Присмотревшись, он обнаруживает шрамы с двух сторон лба и понимает, что тот перенёс лоботомию и теперь это уже не прежний Макмёрфи-симулянт с бунтарским характером, а вялый и инертный человек в состоянии глубокого слабоумия. Вождь говорит Макмёрфи, что не хочет уходить без него, но и не хочет оставлять его в таком состоянии. Тогда он произносит: «Пошли» — и душит друга подушкой. Выбив зарешёченное окно мраморной колонкой, он выбирается на свободу.
Интересно, что каждый видит в этом многослойном произведении свои проекции.
Очень сильно показана Система. Конечно, психушка, это госдарственная машина.
Любая. Задача которой в этой игре- не разрешить ему выйти за периметр, за пределы своих возможностей, не дать открыть разум. Системе нужны послушные рабы.
Герои в фильме говорят:
-На голове у него две большие вмятины, с одной стороны и с другой, — врач, принимавший роды, прихватил ему череп щипцами, когда вытаскивал наружу. Пит сперва выглянул, увидел, какая аппаратура дожидается его в родильном отделении, как-то понял, куда он рождается, и стал хвататься за что попало, чтобы не родиться.
-Я не был собой, когда пытался быть человеком, у которого такое лицо. На самом деле я собой не был; я был всего лишь таким, каким выглядел, таким, каким меня хотели видеть. А собой я, кажется, никогда не был.
-У меня один дядя стал настоящим адвокатом — просто так, чтобы доказать, говорит папа, а на самом деле больше всего хотел бы осенью бить острогой лосося. Папа говорит, что, если не остерегаться, люди тебя оседлают. Будешь делать то, что им надо, или наоборот, станешь упрямым, как осел, и будешь делать все назло.
-Я их тысячу видел, старых и молодых, мужиков и баб. И на улице видел и в домах — эти люди хотят сделать тебя слабым, чтобы держался в рамочках, выполнял ихние правила, жил, как они велят. А как это лучше сделать, как тебя скрутить, как стреножить? А так: ударить коленом где всего больнее. Тебе в драке не давали коленом, а ? Хуже нет. Сил ни капли не остается. Если против тебя такой, который хочет победить, но не тем, чтобы самому быть сильнее, а тем, чтобы тебя слабее сделать, тогда следи за его коленом, будет бить по больному месту.
Николсон, который решил вырваться из системы тотального контроля и порабощения, почти выиграл и продумал побег в деталях…
Его погубила его собственная энергия, его самонадеянность, дутое эго, требующее разухабистых вечеринок, алкоголя и проституток- некой яркой иллюзорной свободы, выбрав которую, человек остается в концлагере уже навсегда… с лоботомией.
***