Пару месяцев назад умные люди сказали мне, что надо посмотреть “Сказку сказок”. Мол, человек, который хоть немного пытается думать и тянется к прекрасному, должен быть в теме знаковой мультипликации семидесятых годов прошлого века. Так как философские мультфильмы я не люблю ещё больше, чем всё остальное кино, то просмотр откладывала и откладывала. Но всё-таки добралась.
Своеобразная картина. В ней и Тарковский, и Пикассо, и фольклор, и война, и поэзия, и детство, и безнадёжность бытия, и неизбежность злого прогресса. И вообще можно увидеть всё что угодно. История эта от Норштейна, создателя “Ёжика в тумане”, которого я тоже не понимаю и не люблю.
Но “Сказка сказок” впечатлила меня больше “Ёжика”. Здесь такой волк очаровательный: потерянный, несчастный, мудрый, добрый, трогательно запекает картошку в костре и ворует рукописи из параллельного мира. И мальчик, который ест яблоко и делится с воронами — это очень трогательно.
С первого раз о чём всё это и зачем, я не поняла. Пересмотрела, почитала, послушала умных людей — и прониклась. Это же так масштабно: вечный волк, хранящий всеобщую память, стоит на страже бытия и, чтобы спасти умирающий мир, приносит в него новую жизнь. А на фоне — войны, машины, дети, которым запрещают мечтать, вороны, снег, дождь, поэты в творческом кризисе, корова со скакалкой, которая на самом деле бык, рыба в небе и котик с лирой. В общем, много странного, несочетаемого, но при этом гармонично склеенного. Сюрреалистично, но как будто жизненно.
И всё такое в пастельных тонах, немножечко размытое, как будто бы сон. И Бах с Моцартом бьют по восприятию.
Не зря этот мультфильм рекомендуют смотреть и пересматривать. И не просто смотреть, а внимательно, потому что главное — разобраться в образах и понять, зачем и кого волчок утаскивает за бочок под ракитовый кусток.
«Сказка сказок» , 1979 г., Юрий Норштейн — хорошее кино.