Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Вплоть до конца 1960-х советский автопром был ориентирован на производство грузовиков и общественного транспорта.
В 1965-м  СССР выпустил 616 тыс. авто, в т.ч. 201 тыс. легковых, при этом  населению было продано (включая продажу б/у через комиссионные магазины) всего 64 тысячи легковых машин, зато  690 тыс. мотоциклов и мотороллеров.

К 1966 году в  СССР одна легковая машина приходилась на 238 жителей (т.е., примерно 4 на 1000 жителей), в то время как в США — на 2,7 человек.
Приоритетом был общественный транспорт, особенно элетрический. СССР с огромным отрывом лидировал в мире по числу и протяженности троллейбусных систем, постоянно вводя всё новые и новые. Так, в 1965-м троллейбус был пущен во Владивостоке, Кургане, Таллине, Каунасе, Черкассах, в 1966-м — в Саранске, Кременчуге, Тольятти.

Если попытаться обобщить картину советского урбанизма полвека назад, то я бы, пожалуй, выбрал этот снимок Ленинградского проспекта в Москве:

Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Здесь всё очень типично и представительно, разве что автобусы не попали в кадр (а их в Москве 1966 года было 4480 штук). А вот грузовики ГАЗ-51 в кадре очень закономерны: их было выпущено в СССР в 20 (двадцать!) раз больше, чем автомобилей “Победа”, например.

Трамвайные пути оттуда уберут в 2004 г., в результате чего Ленинградский проспект станет самой широкой городской улицей в мире: 18 полос — по 9 в каждом направлении…

Спустя полвека на Ленинградке будет примерно так:

Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

А в 1960-е широкие проспекты в Москве строили скорее на будущее и… для красоты!

На недавно проложенном пр-те Калинина (ныне Новый Арбат) Москве делают “вставную челюсть”:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

А вот по старому Арбату в 1966-м ещё бегали машины (фото Селимханова):


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Пешеходным Арбат станет лишь в 1985-м и это будет даже не началом, а лишь первым предвестником будущей “пешеходной реконкисты” в Москвы. Хотя самой первой ласточкой было всё же закрытие Красной площади для автотранспорта в 1963 году.

В 1966 г. первую партию из пяти ещё предсерийных автобусов ЛиАЗ-677 передали для опытной эксплуатации в автокомбинаты Москвы:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

В 1960-е годы в качестве маршрутных такси в городах СССР начали использоваться автобусы особо малого класса РАФ-977.
В 1966-м они не слишком часто встречались на московских улицах:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

На всём протяжении советской истории маршрутки оставались вспомогательным транспортом. Но при новом общественном строе частные жёлтые “Газели” заполнят в начале 21 века улицы российских городов, иногда почти полностью вытеснив все другие виды общественного транспорта.

Если даже в 1976 году личные автомобили были редки на улицах советских городов, то в 1966-м — и подавно.

Типичный московский траффик 66-го, один частник детектед:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

На этом снимке в самом центре Ленинграда 66-го видно много общественного транспорта, грузовики, такси и всего один личный (?) “Москвич”:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Площадь Восстания и Лиговский проспект в Ленинграде, 1966:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Траффик у “Золотых ворот” во Владимире (Алексей Бушкин, РИА Новости), 1966 г.:

Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика
КРУПНО

В кадре ни одной легковушки, зато армейский ГАЗ-69. В период с 1953 по 1972 год этих машин было выпущено более 600 тыс. штук, т.е. почти столько же, сколько 21-х “Волг”! В СССР армейские внедорожники было принято использовать как служебный гражданский автомобиль универсального назначения: особенно незаменимым он был для районного начальства и председателей колхозов, учитывая состояние дорожной сети.

ГАЗ-69 на пр-те Кирова в Симферополе, 1969:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

А вот ГАЗ-69 засветился на киевском Крещатике 1966 года (фото Бориса Кауфмана):


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Едва ли в 1966-м на самом деле можно было вот так бродить по разделительной линии на Крещатике, но траффик не выглядит особенно напряженным.

Особенностью Киева и некоторых других городов Украинской ССР были чехословацкие троллейбусы. Кроме того, в столице Украинской ССР и г. Харькове ходили троллейбусы киевского производства.
На проспекте 40-летия Октября в Киеве 1966 года троллейбус “Киев-2” (КТБ-2), спереди похожий на довоенный ЯТБ:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Спокойный траффик Винницы 1966 года:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Ещё Вининца-66, ни одного “частника”:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Донецк 1966 г. Восточная проходная завода Точмаш. Еще совсем недавно вместо троллейбуса ходил трамвай:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Троллейбус на площади Победы в Минске. А. Моклецов, 1966:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

В Риге 1966-го видны одни “Волги”, вряд ли частные:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Калинин (Тверь) в 66-м:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

На улицах Харькова в 66-м правят бал трамваи:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Алма-Ата, трамвай на Коммунистическом пр-те в 1966 году:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

В октябре 2015 года работа алма-атинского трамвая (пущен в 1937 году) была приостановлена на неопределённый срок.

Как я уже писал, СССР был не обычной страной, а конгломератом различных цивилизаций.  В нём можно было найти улицы едва ли не всех типов, включая настоящие реликты средневековой уличной культуры.

Например, в Старой Бухаре 1966 года:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Вообще, Старая Бухара, как и вся “коренная” Средняя Азия, жила в 1966 году в своём собственном временнОм измерении, в котором причудливо перемешались приметы различных эпох:


Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Одно важное событие в транспортной истории СССР 1966 года осталось незаметным для широкой публики. В московском аэропорту Шереметьево приземлился итальянский грузовой самолет, из которого выехали три FIAT-124.

Источник

Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

TELEGRAM BARCAFFE

Адаптивная картинка
Картинка при наведении
 Спешите! Вам осталось до перехода на телеграм-канал "BarCaffe":  

Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика
9

Публикация:

не в сети 3 месяца

Кристобаль Хунта

Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика 6 182
Кристобаль Хозевич Хунта, заведующий отделом Смысла Жизни, был человек замечательный, но, по-видимому, совершенно бессердечный. Некогда, в ранней молодости, он долго был Великим Инквизитором и по сию пору сохранил тогдашние замашки. Почти все свои неудобопонятные эксперименты он производил либо над собой, либо над своими сотрудниками...
Комментарии: 79Публикации: 954Регистрация: 13-08-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!

© 2019 - 2024 BarCaffe · Информация в интернете общая, а ссылка дело воспитания!

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля