Чаепитие в России процесс более священный чем чайная церемония в Японии. Хотя и не окружённый столь же мёртвым ритуалом.
И не смотря на все современные изыски чаепитие по прежнему ассоциируется с самоваром.
Самовар это вещь на все времена. Символ достатка и семейного счастья. Подарок и взятка. Комфорт, уют и горячая вода в избытке. Он красив и совершенен. Его классический вид представляет собой законченную конструкцию к которой нечего добавить или исправить.
Самовар не стыдно поставить во главу любого стола и для любых гостей.
Одни словом это САМОВАР!!! и этим всё сказано!!!!!!
Казалось бы по конструкции самовар очень прост. Корпус с ручками, или тулово, внутри – жаровая труба на массивном, но пустотелом основании. В трубу помещают горящий древесный уголь, и он продолжает гореть внизу на решётке в потоке воздуха, который поступает в отверстия основания. Воздух нагревается и, поднимаясь вверх в жаровой трубе, отдаёт тепло воде в самоваре. Но простота его обманчива. Самовар вобрал в себя весь опыт человечества в подогреве воды. И он наше культурное наследие.
Как правило самовары изготовлялись из меди и ее сплавов – латуни или томпака. Медь мягче и менее прочна. Поэтому, при изготовлении самоваров обычно предпочитали медные сплавы. Отсюда красные-медные самовары более редки, чем розовато-оранжевые (томпаковые) и золотисто-желтые (латунные). Самовары из латуни и томпака часто патинировали, в результате они приобретали красивый зеленоватый или коричневый оттенок. Латунь серебрили ртутным или гальваническим способом или делали покрытие тонким листом серебра (плакирование). Во второй половине 19 века латунные самовары стали часто никелировать. Были так же самовары из золоченой бронзы, тульской стали, мельхиора (сплава меди с цинком и никелем), чугуна. Так же для особых потребителей изготовлялись серебряные самовары и даже золотые. A “Летопись Великоустюжская” сообщает о хрустальном самоваре. Существовали так же из майолики.
При всей свой простоте самовары имеют большое разнообразие форм и оформления.
Большинство людей по бедности своей знают лишь простой так называемую банку и рюмку.
Рождение самовара окутано тьмой. По всей видимости классический самовар появился в первой половине восемнадцатого века.
Окончательно его современный вид сложился в начале девятнадцатого века с тех пор он не изменен и навсегда прочно вошёл в русскую жизнь.
Самовар состоит из следующих частей: стенки, кувшина, шейки, круга, поддона, донышка, решётки, репейка, стебла крана, ветки, душничка, подшишек, шишек и малинок, конфорки, заглушки и, конечно, ручек.
Внутри самовара расположена жаровня в виде трубы – “кувшин”. Внизу под “кувшином” для усиления тяги делается поддувало. Резервуар самовара-вазы снабжен наверху ободком, на который кольцом опирается крышка. На крышке делаются две “шишки”-хватки и паровички – это маленькие поворотные крышечки на отверстиях для выхода пара. Тулово-ваза опирается на поддон или ножки. “Кувшин” (жаровня) сверху закрывается колпачком и снабжается конфоркой для установки заварного чайника. Для слива воды служит кран с ключом-вертком. Вертки делаются разнообразной формы, некоторые из них очень затейливы и сложны в исполнении. Очень разнообразны профили фигурных отверстий (фистонов) на поддувалах и конфорках. Самыми важными декоративными элементами всей композиции являлись репеек, ручки и ножки. Ножки делались шарообразные, в виде львиных лап, птичьих ножек и т. д.
•Стенка — это основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения. Из-за формы стенки, являющейся акустическим усилителем, самовар обладает удивительной способностью издавать звуки, точно указывающие на различные стадии кипения воды: самовар «поёт» перед началом закипания, самовар «шумит» перед самым началом кипения, он «бурлит», кипя. Он «посвистывает», постепенно остывая. Спутать эти звуки невозможно! После совсем небольшой практики начинающий «самоваровед» легко научится определять состояние своего «подопечного»
•Кувшин — внутренняя труба в самоваре, в которую кладут топливо и в котором происходит собственно горение.
•Шейка — нижняя часть самовара.
•Круг — литое кольцо на верхней части стенки, придающее стенке жёсткость.
•Поддон — основание самовара. В основании же расположена решётка (колосник, на котором располагается горящее топливо) и донышко — обычно это съёмная крышечка, на которую падает пепел.
•Репеёк — фигурная пластинка, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран.
Ветки крана часто представляли собой произведение искусств •Стебло крана — собственно, изогнутый краник, через который наливают кипяток. Отметим, что кран расположен не у самого дна стенки, а на некотором расстоянии от дна. Поэтому вам в чашку не попадёт взвесь или кусочки накипи.
•Ветка — это ручка для поворачивания крана.
•Душничок — отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипении воды в самоваре.
•Подшишки — это гвозди для прикрепления деревянных шишек. В настоящее время подшишками служат винты.
Различные формы шишек с подшишками •Шишки — приспособления для снятия крышки на самоваре. Своего рода ручки. Ранее были деревянными, сейчас обычно делаются из пластика.
•Малинки — гайки, которые навёртываются на концы гвоздей для скрепления шишек с крышкой.
•Заглушка — колпачок для закрытия кувшина.
•Конфорка — съёмное приспособление для установки заварочного чайника.
Уголь будет устойчиво гореть, точнее догорать, если есть тяга. Она появляется, когда поток воздуха на одном конце трубы нагревается, а на другом – охлаждается, что и происходит в самоваре. Тяге также способствует сужение выходного конца, попутно уменьшающее потери тепла. Современная научная дисциплина – газовая динамика называет такие способы разгона воздушного потока эффектом теплового и геометрического сопел.
Чтобы в самоварной трубе пошёл воздух, его надо “сдвинуть”, сообщив некоторую начальную скорость, продувая трубу внизу возле решётки (сверху разжигают угли сапогом). Так и в современных прямоточных реактивных двигателях тяга появляется при разгоне воздушного потока до более чем двукратной скорости звука (теория реактивных двигателей под словом “тяга” подразумевает силу, перемещающую летательный аппарат в пространстве).
Суженную вверху самоварную трубу называют кувшином. Благодаря кувшинной форме (сужение верха трубы повышает частоту её собственных колебаний) самоварной трубе удалось избежать значительного “гудения”, что означало бы близость достаточно опасных вибраций типа флаттера.
Внутренний диаметр трубы, в широкой е части, – главная самоварная мера. По этому диаметру определяли все размеры самовара, его высоту и ширину, даже нужное количество углей.
Другая главная часть самовара – тулово, или корпус для воды. У первых российских самоваров оно напоминало чашу (полусферу). Со временем выявились более подходящие формы тулова, похожего на ведро, – перевёрнутый усечённый конус, а также на более сложную комбинацию – верхняя часть конуса, сопряжённая с тором. В самоварах с таким туловом вода сначала нагревается внизу, потом принимает тепло от трубы по всему объёму.
Серьёзную конструкторскую задачу представляло собой соединение тулова с трубой. Когда самовар нагревается, кувшин раскаляется докрасна, а температура тулова не превышает точки кипения воды. Русские самоварщики, учитывая столь разный режим нагрева тулова и трубы, соединили их герметично только в одном месте. Тем самым труба и тулово стали вести себя независимо, избегая тепловых напряжений, а значит, и цикличных короблений, которые обычно приводят к разрушению.
В то же время тулово и труба, соединённые в одном месте, действовали как консоль – конструкция, закреплённая одной стороной и весьма уязвимая из-за своей малой жёсткости.
Почти всё тепло, поднимающееся по сужающейся вверху трубе (а труба и называется кувшином), отдаётся окружающей его воде. Большая поверхность кувшина быстро доводит воду до кипения и поддерживает её всё время у точки кипения. Естественный ток тёплого воздуха вверх создаёт идеальную тягу в топке. Для улучшения тяги во время нагревания (кипячения) воды сверху на трубу надевается труба.
Большим преимуществом самовара явилось то, что в нем жаровая труба помещена внутри резервуара и окружена со всех сторон водой. Поэтому теплопотери малы, а коэффициент полезного действия очень высок. Самоварные мастера придумали приставную трубу, которую можно надевать на верх топочной трубы. Вначале появились чайники, сохранявшие форму сферической приземистой столовой и кухонной посуды, затем их снабдили поддувалом и топочной трубой, не меняя прежней формы. Благодаря своей форме, усиливающей резонанс, самовар обладает способностью издавать звуки, точно передающие состояние кипящей воды: на первой стадии самовар “поет”, на второй “шумит”, на третьей “бурлит”. Так как разогревание самовара происходит медленно, то по звуку оченъ удобно улавливать скоротечную вторую стадию кипячения.
Более того, самовар – не просто кипятильник. Он ещё и химический реактор – смягчитель жесткой воды, что очень важно, так как чай, заваренный в жесткой воде, невкусен. При кипячении жесткость снижается, так как образовавшиеся нерастворимые карбонаты (накипь) откладываются на стенках трубы и корпуса (тулова), а основная часть их оседает на дно. Правда, со временем эффективность реакции из-за этого уменьшается, так что накипь необходимо удалять. Примечательно, что самоварных дел мастера никогда не делают кран у самого дна, а всегда несколько выше, для того чтобы осевшая накипь не попадала в приготавливаемый напиток.
Лучшее топливо для самовара – древесный уголь, основным горючим элементом которого является углерод, его содержание превышает 95%.Количество сгоревшего углерода, а следовательно, и выделившегося тепла пропорционально расходу кислорода. Это дает возможность регулировать процесс топки подачей воздуха. У самовара ее ограничивают, главным образом, проходные сечения прорезей в решетке и сопротивление слоя топлива. Их подбирают так, чтобы горение не было чересчур интенсивным, иначе возрастают теплопотери. По мере выгорания топлива толщина пласта уменьшается, что приводит к снижению сопротивления тракта движению газового потока, и интенсивность горения возрастает. Древесный уголь горит коротким пламенем красноватого оттенка. После сгорания древесного угля образуется сравнительно немного золы. Плавится она при температуре 1400оС, в топке самовара недостигаемой, так что получается легко удаляемый порошок.
Распределение температур по высоте жаровой трубы при работе самовара на древесном угле таково: самая высокая температура в области очага горения, то есть внизу; верхняя часть жаровой трубы нагрета меньше. Для нагрева и кипячения воды такое распределение температуры по высоте оптимальное. Более горячая и поэтому более легкая вода поднимается вверх, в полном соответствии с законом Архимеда, а ее место занимает холодная и более тяжелая, из верхних слоев резервуара. Таким образом, благодаря естественной конвекции жидкость интенсивно циркулирует, перемешивается и равномерно прогревается по всему объему. Коэффициент полезного действия самовара на угле довольно высокий, не менее 70%.При топке самовара дровами распределение температур по высоте жаровой трубы получается другим. Наиболее сильно жаровая труба нагревается в зоне сужения, то есть в верхней части теплообменника; в нижней же части топки совсем нежарко, так что нагрев воды происходит в основном у крышки самовара. Нагретая и более легкая вода так вверху и остается, а конвекция не возникает. Когда самовар, переведенный на дрова, начинает шипеть и брызгать из-под крышки горячими каплями, это совсем не означает, что вода вскипела и можно пить чай. Может оказаться, что жидкость, находящаяся в придонной области и наполняющая чашки через кран, чуть теплая. Теплопроводность воды невысокая, и без конвекции она прогревается слабо. Низкие температуры в жаровой трубе приводят к тому, что из древесины активно выделяются смолы и конденсат, загрязняющие топку самовара. Коэффициент полезного действия самовара на дровах не выше, чем у паровоза, и в лучшем случае составляет где-то 15%.
Для того что бы растопить классический дровяной (угольный) самовар нужно проделать ряд не хитрых действий. Которые сами по себе будут служить прекрасным вступлением к дальнейшему таинству русского чаепития. Топливо (дрова) для разогрева такого самовара необходимо приготовить с учетом размера кувшина данного устройства. Изначально нужно разрубить полено на небольшие щепки, а параллельно с этим приготовить дрова большего размера.
С самовара снимаем крышку и вливаем внутрь воду, после чего возвращаем крышку в исходное положение.
Поджигаем длинную тонкую лучину и медленно опускаем ее в кувшин самовара. Именно в нем в дальнейшем будут гореть дрова. Следим, чтобы лучина не погасла. После этого добавляем немного щепок для успешного дальнейшего разгорания топлива.
Спустя некоторое время, убедившись в том, что огонь продолжает гореть, добавляем дрова большего размера. Во время этого процесса не забываем контролировать процесс горения топлива.
На самовар надеваем специальный сапог для раздувания хорошего жара и периодически подкладываем топливо в кувшин. Раздувание огня ускорит процесс закипания жидкости в сосуде.
Когда самовар будет готов можно приступать к чаепитию и беседам за чашкой чая. Но самым главным украшением стола всё равно останется он!!!
Современный мир с его сумасшедшей торопливостью и запредельной скоростью жизни не оставляет времени для чая с проседкой у самовара. Но не смотря на все достижения прогресса он не смог убить очарование и прелесть чаепития у самовара.
Если у вас есть самовар собирайтесь вокруг него всей семьё хотя бы изредка, что бы ощутить связь времён и укрепить семейные узы. А он вам ещё и споёт.
У самовара я и моя Маша,
А на дворе совсем уже темно
Как в самоваре так кипит страсть наша
Смеется месяц весело в окно…