У древних персов существовала уникальная и необычная традиция принятия важных решений. Эта традиция была двухэтапной и включала в себя комбинацию трезвого и пьяного обсуждения, как отмечал известный древнегреческий историк Геродот.
Геродот, который часто называется «отцом истории», в своем произведении «История» описал множество обычаев и традиций древних народов. Один из самых интересных фактов, который он привел, касается персидской практики принятия решений. Согласно Геродоту, персы считали, что алкоголь помогает раскрыть истинные чувства и мысли человека. Поэтому важные решения часто принимались во время пьяных дружеских посиделок.
Однако, это не было окончательным решением. На следующий день, когда участники обсуждения были уже трезвы, решение снова обсуждалось и пересматривалось. Это позволяло им проверить, остается ли решение разумным и уместным в трезвом состоянии.
Интересно, что этот процесс работал и в обратном направлении. Если решение принималось в трезвом состоянии, оно должно было быть повторно рассмотрено под влиянием алкоголя. Таким образом, персы стремились обеспечить, чтобы их решения были не только мудрыми, но и правдивыми, отражающими их истинные чувства и мнения.
Этот факт, приведенный Геродотом, не только бросает свет на уникальную культуру древних персов, но и заставляет нас задуматься над тем, как различные состояния сознания могут влиять на процесс принятия решений.
Геродот о нравах персов, часть 1. Геродот, История. книга I, 133-134
133. Самым большим праздником у персов признается день рождения каждого человека. В этот день они считают нужным устраивать более обильное, чем в другие дни, угощение. Люди богатые тогда подают на стол целиком зажаренного в печи быка, коня, верблюда или даже осла, а бедные выставляют лишь голову мелкого рогатого скота. Обеденных яств у них немного, зато в изобилии подаются десертные блюда одно за другим. Поэтому персы утверждают, что эллины встают из‑за стола голодными, так как у них после обеда не подают ни одного стоящего блюда. Если бы у эллинов подавался десерт, то они бы ели не переставая. Персы – большие любители вина. В присутствии других людей у них не принято извергать пищу и мочиться. Эти обычаи персы строго соблюдают. За вином они обычно обсуждают самые важные дела. Решение, принятое на таком совещании, на следующий день хозяин дома, где они находятся, еще раз предлагает [на утверждение] гостям уже в трезвом виде. Если они и трезвыми одобряют это решение, то выполняют. И наоборот: решение, принятое трезвыми, они еще раз обсуждают во хмелю.
134. При встрече двух персов на улице по их приветствию легко можно распознать, одинакового ли они общественного положения: ведь в таком случае вместо приветствия они целуют друг друга в уста. Если один лишь немного ниже другого по положению, то целуются в щеки. Если же один гораздо ниже другого, то низший кланяется высшему, падая перед ним ниц. Наибольшим почетом у персов пользуются (разумеется, после самих себя) ближайшие соседи, затем – более отдаленные, а потом уважением пользуются в зависимости от отдаленности. Менее же всего в почете у персов народы, наиболее от них отдаленные. Сами они, по их собственному мнению, во всех отношениях далеко превосходят всех людей на свете, остальные же люди, как они считают, обладают доблестью в зависимости от отдаленности: людей, живущих далее всего от них, они считают самыми негодными. Во время владычества мидян один народ также господствовал над другим, а мидяне – над всеми, а также и над своими ближайшими соседями; эти же последние – опять над своими соседями и т. д. Так же и персы [ныне] оценивают народы. Ведь этот народ постепенно распространял свое влияние сначала непосредственно, а затем с помощью других народов.
Перевод Г. А. Стратановского