В 1984 г. Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» выпустила пластинку Ольги Владимировны Трушиной под названием «Песни смоленского Поднепровья». Одна из тех песен, вынесенная в заголовок статьи, при первом же прослушивании настолько смутила ум мой загадочным текстом своим и чарующей мелодией, что я несколько дней только её гонял. Точнее – догонял. Ибо ничего подобного до того не слышал. Да и после – тоже. Почему та и заняла в моём личном хит-параде первое место. И по сию пору возглавляет его. Уже более десяти лет.
Вот и поговорю немного о песне этой. Только о песне. Ибо про саму сказительницу очень подробно рассказал наш контовский коллега блогер Весёлый (vesiolyi) в статье «46 МузЧас (Ольга ТРУШИНА)». Более того, именно он нашёл силы и время на конвертирование этой пластинки в видео формат. Теперь она и на Ю-тьюбе имеется. За что ему честь и хвала! И моё личное уважение!! Глубочайшее!!!
Аватарка блогера «vesiolyi».
За 35 лет, прошедших с года выхода пластинки, песню «Разлилась, разлилась речка быстрая» перепели десятки исполнителей. А может и сотни. Причём, кто во что горазд. Недавно даже растаманы наши по ней прошлись, слепив из прекрасного духовного стиха многосмысленную тоскливейшую зануду, да с закосом под регги. Глядя на исполнителя того и вглядываясь в его «космический» взгляд вдруг подумалось: этот брат по разуму, похоже, сечёт, о чём поёт..: )
Ибо смыслы песни этой и на самом деле космические.
Вот и решился поделиться с читателем собственным видением смыслов тех. А коль моё видение не совпадёт с видением читателя, то и не страшно. Напротив, в комментариях можно будет попытаться найти общий знаменатель. Поскольку и сам ни сразу врубился в те космические глуби и шири вселенские. Да и до сих пору некоторые слова непонятыми остаются. При том что самое первое ощущение, возникшее при первом же прослушивании, осталось тем же: «Речка» – это заупокойная песня. Плюс, в ней перечислены какие-то табу, связанные с переходом души человека из этого мира в тот. Да по реке той.
Окончательно же нашёл тому подтверждение во время просмотра к\ф «Небесный суд», когда недоуменно взирал на лодку ту, уткнувшуюся носом своим в причал Острова того. Ну и «покойника» в ней рассматривая.
Кадр из к\ф «Небесный суд»
Вот и почитаем, о чём пела О. В. Трушина в «Речке» своей (при этом имея в виду, что каждая строка песни исполняется дважды):
Разлилась-разлилась речка быстрая.
Через тую речку перекладинка лежит.
Там шли-прошли три сестричуньки.
Они шли-и-шли, разговаривали:
«А кому из нас наперёд идти?»
СтаршАя сестра наперёд пошла.
Перекладинка обломилася.
СтаршАя сестра утопилася.
Там шёл-прайшёл её брат родной.
«Ни ходи, братец мой, по крутому бережку!
Не топчи, братец мой, шёлковую траву!
Не сбивай, братец мой, белы камушки!
Ни лови, братец мой, белу рыбицу!
Ни мути, братец мой, ты речную воду!
Ты не пей, братец мой, ключевую воду!
А крутой бережок – эта грудь моя.
Шёлковая трава – эта волос мой.
Белы камушки – эта глазки мои.
Бела рыбица – эта тело моё.
А речная вода – эта слёзки мои.
Ключевая вода – эта кровь мая».
На фото: О. В. Трушина в 2000 г.
Песня, очевидно, старинная. Поскольку старые песни специально писались таким образом, чтобы присутствующие могли подпевать певцу, даже не слыша той песни раньше. Откуда и повтор каждой строки в нашем случае.
На первый взгляд в словах песни нет ничего необычного, тем более космического. Ну утонула некая сестрица. Ну брат к ней пришёл, помянуть, вроде как. Ну и та говорит ему что-то. Точнее, поучает.
Как бы ясно всё.
Однако, ясность та исчезает тут же, как только возникает вопрос: чем вызваны запреты сестры не делать брату того-сего и пятого-десятого?
После чего, не сыскав путёвых ответов, возникает и последующая куча вопросов. Например. А что будет, если он всё же посшибает те камушки? Или потопчет ту траву? Или походит по тем бережкам? Или поймает белорыбицу? Или замутит воду речную? Или попьёт воды родниковой? Кому станет плохо от того? Самому брату? Сестре? Кому-то ещё?
А следом и такой вопрос появляется: а есть ли у той реки имя?
С последнего и начну отвечать на вопросы, что некогда сам себе поставил и опосля очень долго выискивал ответы на них.
Итак, речка та «быстрая» – это небесная Ра-река, разделяющая собой Тот и Этот миры (в разные времена они по-разному именовались, например: Мир нави и Мир яви; Мир богов и Мир людей; Сварга и Протева). Причём Тот мир, как сказано в ином источнике, – синий; Этот – белый; Речка же та, а иначе Междумирье, – красного цвета.
Схематически те два мира и реку меж ними (Междумирье) можно так изобразить:
А можно, поскольку всё относительно, и шиворот-навыворот: белая полоса – внизу, синяя – сверху, а красная – промеж них.
Именно Тот мир (Навь), Междумирье (Правь) и Этот мир (Явь) символизируются тремя цветами на большинстве славянских триколоров. И на российском в том числе (а вот кто перепутал красную и синюю полосы – вопрос ни ко мне).
Далее в песне говорится, что когда-то через ту реку была уложена «перекладинка»…
Откуда и возникло первое моё фантастическое предположение, что в песне Трушиной говорится о неком пути между Этим и Тем мирами, и что в Тот мир из Этого можно было попасть минуя Междумирье. Которое и Островом называлось, и Миром предков и ещё как-то; а в ведийские времена Питри-лока или Антарикща, на санскрите.
То есть, слова песни этой, да помноженные на информацию о трёх мирах и понимание их цветовой символики, и породило предположение, что когда-то между Этим и Тем мирами существовал прямой ход. Типа, моста. Или портала. И который потом… сломался.
Вот.
На этом моя личная фантазия насчёт «перекладинки» и закончилась. Ибо как только родилось это предположение, так тут же в мои руки попала «Яджурведа», одна из книг арийской Триединой Веды, где о «перекладинке» той говорится довольно часто и с подробностями многими. А среди прочего – и кто её сотворил, и куда по ней хаживали и зачем сломали потом. И что настоящее её имя – юпа (ЙУУПА).
Кем те юпы были устроены, и кем и зачем порушены, – тут говорить не стану. Дабы не затягивать разбор. Просто акцентирую, что в песне Трушиной под «перекладинкой» имеется в виду то, что Веда называет юпой, и что допустимо именовать и «сваей», и «столпом», и «вратами», и»порталом», и т.д., и т.п.
И кстати, авторы к\ф «Отроки во вселенной» ту юпу весьма точно изобразили. Ещё в начале 70-х годов прошлого века. При том что вряд ли читали «Яджурведу» (поскольку её перевода на русский и по сию пору не имеется).
Кадр из фильма «Отроки во вселенной».
А вот и ещё одно «кстати», под названием Збручский идол (обнаружен в середине ХӏХ века под Тернополем). Его геометрия по всем параметрам просто идеально соответствует описанию юпы в «Яджурведе» . Акцентирую: ИДЕАЛЬНО!!! Включая «шапку».
На фото: «Збручский идол».
Такая вот «перекладинка» получается.
Теперь – о сёстрах. Точнее – о старшей сестре. Ну и брате её.
К сожалению, кто те три сестры – не имею ни единого предположения. Ни одного. И что стало с ними после смерти старшей – тоже. И почему к старшей пришёл именно брат, а ни кто-либо ещё, – тоже.
При этом догадываюсь, каким образом старшая сестра, будучи утопленницей, разговаривала с братом. Тут несложно для понимания. Особо тому, кто видел «Небесный суд». Ибо именно туда, на Остров, и попала утопшая сестра, поскольку Ра-река и её Остров – это и есть то самое Междумирье, где обитают души умерших после смерти тел в Этом мире. С того Острова сестра, подобно персонажам фильма, и имеет возможность общаться с теми, кто её поминает. В нашем случае – с братом.
То есть, в песне повествуется, современным языком говоря, о банальном ченеллинге, или о контакте, произошедшем между погибшей сестрой и её братом, о том, как та обучала его, а с ним и всех слушателей песни, чего нельзя делать во время, скажем так, путешествия по Ра-реке в высшие, так сказать, сферы. Для чего и перечисляется: нельзя выходить на берег; нельзя трогать камни и траву; нельзя ловить рыбу; нельзя ни только пить воду, но даже касаться (мутить) её.
То есть, сестра готовит своего брата, а с ним и всех нас, к переходу в… загробную жизнь.
Вот.
Из иных источников мне известно, что «путешествие» по Ра-реке длится ровно четыре дня. Ни больше, но и не меньше. И это существенный момент. Поскольку в течение этих дней тот «путешественник» должен чем-то питаться, должен что-то пить и есть. Ибо и в тех мирах питание – насущная тема (кстати, шикарно показанная в том фильме, но, как правило, без слов). Однако, как сказано в песне, от реки пищи и воды брать нельзя.
И что сие значит?
А это значит, что потенциальный путешественник должен заранее позаботится о себе любимом, заранее приготовить себе некие запасы. Включая продовольствие. И в свой час, не страдая от голода и жажды, спокойно добраться до Острова.
Впрочем не исключаю и такого варианта, что припасы эти необходимы «путешественнику»для того, чтобы не тормозить у Острова, не приставать к нему, а без остановки проследовать мимо него. Куда-то дальше.
Но и это ещё не всё.
Любое плавание по любой реке подразумевает наличие какого-либо судна. Причём, плот для той Реки – широкой и быстрой – совершенно неподходящее плавсредство. Тут лодка нужна! Как минимум!! А ещё лучше – ладья!!! Прочные и высокие борта которой и обезопасят «путешественника» от контакта с водой Реки…
Вот, уважаемый читатель, мы и поняли, почему славяне и иные арийские роды, типа викингов, хоронили своих покойников либо в ладье, те что побогаче, либо в гробу.
Ибо гроб и есть та «лодка». Можно даже сказать — подлодка. Поскольку со всех сторон имеет переборки. Даже сверху.
В гробу-лодке душа усопшего и поплывёт по Ра-реке в дали неизведанные. И споро, всего за четыре дня, доберётся куда положено.
А потому-то в былые времена к покойнику в гроб и клали продукты питания и питьё. Как говорится, на дорожку.
А ещё – семена.
И обязательно – меч, как сказано «для контры».
Такая вот Речка у О. В. Трушиной. В моём, ясень-пень, понимании.
Саму же песню «Разлилась-разлилась речка быстрая» в авторском исполнении можно послушать на «Ю-Тьюбе» по этой ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=BMH_lZKL-DE&t=1989s (33:22)
А кроме того там же можно набрать в «Поиске» название этой песни и… погрязнуть, да среди десятков разнообразных перепевок. Из которых рекомендую вариант «славянской певицы» Млады, прозванный пользователями «русская народная психодилия». Правда, она зачем-то переврала некоторые слова.
Плюс, особо похвалю исполнение песни в исполнении девятилетней Миланы Фокиной. Где всё – просто идеально.
Я же, уважаемый читатель, в завершение этой статьи предлагаю послушать песню про другую лодочку, что так и называется «Лодочка», которую исполняют Гребстель и Таисия Краснопевцева: Это очень хорошая и очень красивая поддержка песне О. В. Трушиной. Вот ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=SiuTUCwqCUo
Ну, будем жить! И про Реку ту помнить!