Как часто вы задумывались о возможности начать абсолютно новую жизнь? Решились бы оставить позади всё, что у вас есть, и стать совершенно другим человеком? Многие японцы не только думают о таком, но и на самом деле исчезают из своей привычной устоявшейся жизни. Таких людей в Японии называют дзёхацу (“испарившиеся”).
Культурный феномен
Явление “испарения” людей напрямую связано с жизненным укладом японцев: здесь лучше промолчать, чем причинить боль своими словами; неудача в семье или на работе расценивается как клеймо, а испытывать стыд и вовсе считается чем-то вроде табу. Еще хуже — если кто-то будет стыдиться тебя самого.
Суровая система социального рейтинга в этой стране порой делает обычную жизнь людей очень сложной и тяжелой. В итоге некоторые из них предпочитают не жить свою жизнь дальше по накатанной, а “испариться”. Точное число таких бесследных исчезновений не известно никому, и на то есть несколько причин:
- В случае исчезновения человека даже его ближайшие родственники скорее всего будут молчать, ибо признаться, что в твоей семье есть дзёхацу, стыдно. Куда легче говорить окружающим, что человек просто переехал в другой город.
- Если родственники всё же обратятся в полицию, те не начнут поиски, пока не будет веских оснований подозревать человека в причастности к чему-то нехорошему. Иными словами, просто взять и исчезнуть — это вполне законно;
- Некоторые дзёхацу всё же самостоятельно возвращаются к своей прошлой жизни спустя недели или месяцы (хотя и редко).
![Дзёхацу: как тысячи японцев бесследно «испаряются» каждый год и почему их никто не ищет](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2023/01/352d584c81.webp)
Получается, что в стране, где конформизм является настоящей ценностью, к которой приучают с самого детства, несоответствующие социальным нормам личности скорее сдадутся и всё бросят, чем опозорятся. Если не быть успешным во всём, то как минимум иметь хорошую высокооплачиваемую работу и прекрасную семью — вот что значит соответствовать социальным нормам.
Между тем “потерять лицо” в Японии можно практически в любом возрасте: провалить вступительный экзамен в университет, обанкротиться, потерять работу, пожалеть о браке и так далее. Чтобы избежать стыда, людям остается только “испариться”.
Термин дзёхацу стали применять ещё в 1960-х годах по отношению к людям, которые хотели развестись, но стыдились сделать это официально, и предпочитали просто исчезнуть. Дзёхацу, как явление, о котором мы говорим сейчас, приобрело наибольшее распространение после финансовых кризисов 1989 и 2008 годов. Здесь причинами были банкротство компаний, закрытие предприятий и потеря работы.
Как им удается исчезнуть
Паспорт в Японии имеет лишь 24% населения, и то, он необходим им для путешествий или деловых поездок в другие страны. И как правило, японцы “испаряются” внутри своей страны. Несмотря на такой строгий конформизм, личные границы, частная жизнь и конфиденциальность так же являются общепринятыми ценностями. Отслеживание транзакций по банковским картам незаконно, поэтому найти человека становится действительно сложно.
![Дзёхацу: как тысячи японцев бесследно «испаряются» каждый год и почему их никто не ищет](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2023/01/457f0498c6.webp)
Сбежать от своей жизни японец может разными способами. Например, выйдя утром на работу, просто не прийти на неё и не вернуться домой. Некоторые пользуются услугами специальных фирм, которые прозвали «Yonige-Ya», что можно перевести как «ночной побег». По мере распространения дзёхацу Yonige-Ya стала целой индустрией. С помощью таких фирм можно не только избежать своей судьбы и начать новую жизнь, но и забыть про общение с коллекторами, мафией и другими недоброжелателями.
Стоимость услуг подобных фирм начинается от 450$, и у них нет “потолка”: всё зависит от количества человек, багажа, наличия/отсутствия необходимости в новых документах и других обстоятельств. Подчас цена может достигать нескольких тысяч долларов, но в интернете есть множество гайдов, как можно “испариться” без помощи Yonige-Ya.
Раствориться в Японии проще, чем кажется. Отдельные территориальные администрации не связаны между собой, и если “выписаться” из одного округа, переехать и зарегистрироваться на другом конце страны, узнать об этом человеку со стороны будет просто невозможно. Как правило, японцы выбирают крупные, многолюдные города, такие как Токио или Осака — исчезнуть здесь максимально просто. В случае использования услуг Yonige-Ya, дзёхацу может с комфортом начать новую жизнь, так как представители этих компаний сотрудничают с арендодателями и предоставляют автомобили и номера телефонов, зарегистрированные на сотрудников.
![Дзёхацу: как тысячи японцев бесследно «испаряются» каждый год и почему их никто не ищет](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2023/01/671a73f44a.webp)
Простого работягу-дзёхацу никогда не станут искать официально, по озвученным выше причинам. В тех редких случаях, когда родственники действительно хотят найти человека, они обращаются к частным детективам или в некоммерческую организацию MPS, которым иногда удаётся помочь людям найти дзёхацу или хотя бы выйти с ним на связь.
Насколько их много
Какой-то официальной статистики по дзёхацу не ведётся, даже открытой единой базы данных о пропавших без вести в Японии не существует, так что все имеющиеся цифры носят оценочный характер. Исходя из количества обращений, MPS оценивает количество случаев дзёхацу в ~ 100 тыс. человек год. Одна из крупных фирм Yonige-Ya, работающая в Токио, в 2017 году говорила о 100 – 150 клиентах ежегодно.
Куда они отправляются
![Дзёхацу: как тысячи японцев бесследно «испаряются» каждый год и почему их никто не ищет](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2023/01/6bcec6bf4a.webp)
Японские журналисты не могут погружаться в тему дзёхацу, так как это считается аморальным. К счастью, этот культурный феномен интересует журналистов и из других стран. В 2008 году французская журналистка Лена Може узнала о феномене дзёхацу и в течение нескольких лет со своим коллегой Стефаном Ремелем собирала информацию, чтобы в 2016 году выпустить книгу “The Vanished”. Впоследствии в одном из интервью она так вкратце охарактеризовала это явление:
«Это своего рода табу. Это не то, что можно обсуждать с людьми. Но люди “исчезают”, потому что за [внешне приличным] японским обществом скрывается ещё одно общество. Когда люди решают исчезнуть, они знают, что они найдут способ это пережить»
Лена Може в одном из интервью
В своей книге журналистка пишет, что большинство исчезнувших “всплывает” в городе Санья (San’ya). Этот город не указан на картах, да и технически это вовсе не город, а скорее неофициальное, устаревшее название крупного района в Токио. Когда-то он считался крайне неблагополучным местом, убежищем для бедняков. Сейчас это район с дешевыми отелями и кафе, который даже пользуется некоторой популярностью у туристов.