Как монумент «Родина-мать зовет!» стал частью триптиха, который растянулся от Магнитогорска до Берлина

От величия и масштабности монумента «Родина-мать зовет!», возвышающегося над Мамаевым курганом в Волгограде, просто захватывает дух. Однако далеко не все знают, что это лишь центральная и самая известная часть триптиха – ансамбля из трех памятников, причем расположенных в разных городах и даже странах.

Только имея представление обо всех фигурах, можно осознать величественность творения памятника архитектуры, посвященного теме войны и победы над фашизмом.

Три монумента, помимо общей идеи, объединяет меч, который есть в каждом из них. Он олицетворяет символ борьбы и победы, единения народов в стремлении одолеть пришедшую в их страну беду. Ансамбль открывается произведением «Тыл – фронту», он установлен в Магнитогорске, затем следует «Родина-мать зовет» в Волгограде и завершается сооружением под названием «Воин-освободитель», расположившемся в Берлине.

Два монумента «Родина-мать зовет!» и «Воин-освободитель» – работы одного автора Евгения Вучетича. Скульптор-монументалист, он недаром выбрал темой своих творений Великую Отечественную – сам был ее участником. Меч встречается еще в одной его работе, не относящейся к триптиху, но близкой к нему по тематике. Композиция «Перекуем мечи на орала» установлена перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке. На ней изображен рабочий, который переделывает оружие в инструмент для вспашки земли, олицетворяя собой воцарившийся мир и благоденствие. Памятник, расположенный на Урале, работа двух скульпторов Льва Головницкого и Якова Белопольского.
Символ победы над нацизмом был выкован на Урале, поднят на Волге и опущен там, откуда пришел враг – в Берлине. Достойный смысл для грандиозной работы скульпторов.

«Тыл-фронту» или меч выкован

 

 

«Тыл фронту» г.Магнитогорск
«Тыл фронту» г.Магнитогорск

 

Несмотря на то, что это начальная композиция ансамбля, построен он был позже всех – в 1979 году. В том, что именно небольшому Уральскому городку выпала честь установить на своей территории монумент такого масштаба – совершенно не случайно. Магнитогорская сталь использовалась для изготовления каждого второго танка и каждого третьего снаряда. Поэтому именно здесь и расположен памятник тыловикам, тем, кто ковал, причем в буквальном смысле этого слова, победу в тылу.

Для магнитогорцев в этом есть особый символизм – рабочий литейного завода вручает меч, который они выковали, солдату, взгляд которого повернут на Запад, именно туда он направит острие своего меча. Фигуры, несмотря на то, что стоят близко к друг другу, развернуты в противоположные стороны. Это олицетворяет тот факт, что у каждого из этих мужчин одна цель и одна война, но разные задачи, каждая из которых одинаково важна для победы.

 

Так ковалась победа в тылу
Так ковалась победа в тылу

 

Несмотря на то, что памятник не очень высокий – 15 метров, создается впечатление, что он гораздо больше. Этот эффект достигается благодаря холму, на котором он расположен. Изготовлен монумент в граните и бронзе.
Для возведения памятника был создан искусственный холм высотой 18 метров, для того, чтобы он выдержал весомую конструкцию, его основание укрепили сваями. Сам памятник отлит в Ленинграде. Позже он дополнен элементами, на которых увековечены имена погибших на фронте магнитогорцев.

«Родина-мать зовет!» или меч поднят

 

 

«Родина-мать зовет!» г. Волгоград
«Родина-мать зовет!» г. Волгоград

 

Центральная часть ансамбля монумент «Родина-мать зовет!» не просто наиболее выдающаяся часть этого триптиха. Эта фигура занесена в книгу Гиннеса, как одна из самых высоких статуй в мире. Женская фигура с поднятым вверх мечом – достаточно неожиданный композиционный ход, который демонстрирует всю безвыходность ситуации. Родина-мать – некий собирательный образ, не просто призывающий к объединению для победы над врагом, но и демонстрирующий свою уязвимость вместе с решительностью. Не зря слабая женщина нашла в себе силы взять в руки оружие.

Скульптура высотой более 85 метров – это не только потрясающая идея и исполнение, но и точная работа инженеров, архитекторов и строителей. Для изготовления статуи весом 8 тонн, ушло 2,4 тонн металлоконструкций, 5,5 тонн бетона. Для того, чтобы установить Родину-мать, установили основу на глубину более чем на 15 метров. Толщина стенок больше 30 см. А внутри памятник похож на жилое здание, потому что он скреплен камерами и отсеками.

 

Меч был переделан позже
Меч был переделан позже

 

Кстати, сам меч, являющийся объединяющим элементом триптиха, в этой статуе был переделан. Сначала он был изготовлен из нержавеющей стали и покрыт титаном. Но так конструкция сильно раскачивалась, особенно при ветреной погоде. Позже, во время реконструкции лезвие меча заменили на фторированную сталь, к тому же добавили отверстия на самом верху.

«Воин-освободитель» или меч опущен

 

 

«Воин-освободитель» г. Берлин
«Воин-освободитель» г. Берлин

 

В канун четвертой годовщины Победы состоялось открытие памятника, олицетворявшего поражение фашизма. Это не только символ победы советского народа, но и олицетворение свободы всех народов Европы от фашизма. Стоит ли говорить, каких трудов стоило воздвигнуть памятник в послевоенные годы, когда разруха и тяжелый труд сопровождали каждого.

У памятника есть прототип – простой советский солдат из Кемеровской области, во время штурма Берлина он спас немецкую девочку и такой сюжет на самом деле имел место быть. Для статуи же позировал десантник Иван Одаренко, а у него на руках трехлетняя дочь коменданта советского сектора Берлина. Несмотря на то, что статуя изготовлена с победителя, на его лице нет радости или ликования, скорее скорбь и облегчение, ведь он прошел огромный путь, а впереди его еще ждут тяжелые испытания.

 

На скульптуре изображен реальный советский солдат
На скульптуре изображен реальный советский солдат

 

Примечательно, что сам Сталин приложил руку к созданию памятника, заложив основу всего триптиха. По задумке в руках у солдата был автомат (ну какой меч мог быть в руках у солдата того времени?), но Иосиф Виссарионович предложил заменить оружие, тонко прочувствовав, что меч придаст больше трагичности и драматизма.
Скульптура была отлита в бронзе в Ленинграде и состояла из шести частей, затем их перевезли в Берлин. После того как памятник был открыт, он был передан Берлину. Около мемориала проводятся памятные события и по сей день.

Триптих, в основу которого легла и творческая задумка, и работа инженеров и строителей, не оставляет равнодушным зрителей. Величие и мощь народа-победителя как нельзя лучше выражена в этих монументальных творениях. Несмотря на то, что война стала одной из ключевых тем современного искусства, она же стала причиной исчезновения мировых сокровищ, о которых и сегодня удается узнать немногое.

Источник

Как монумент «Родина-мать зовет!» стал частью триптиха, который растянулся от Магнитогорска до Берлина

TELEGRAM BARCAFFE

Адаптивная картинка
Картинка при наведении
Как монумент «Родина-мать зовет!» стал частью триптиха, который растянулся от Магнитогорска до Берлина
8

Публикация:

не в сети 2 дня

Янус Полуэктович

Как монумент «Родина-мать зовет!» стал частью триптиха, который растянулся от Магнитогорска до Берлина 4 956
Существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А-Янус и как учёный У-Янус.
Янус Полуэктович Невструев — единый в двух лицах директор института и политолог блуждающий в прошлом и будущем!
Комментарии: 21Публикации: 737Регистрация: 13-08-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!

© 2019 - 2024 BarCaffe · Информация в интернете общая, а ссылка дело воспитания!

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля