Мысль о летних чаепитиях на свежем воздухе невольно вызывает ассоциации с почти забытым сейчас приспособлением — дровяным самоваром.
Изделия эти появились в России в 18-м веке. Некоторые считают, что идею самовара привез из Голландии Петр Первый. Возможно, так и было, но скорее всего идея, как и многие другие, получила развитие не сразу. По крайней мере, первое документальное подтверждение наличию самоваров в России относится к 1740-му году — его изъяли вместе с некоторыми другими предметами, привезенными с Урала (с заводов Демидова) служащие Екатеринбургской таможни. Позднее, в 1746 году, упоминается уже тульский самовар. Интересно, что тульский завод тоже был в ведении семьи Демидовых.
Основное распространение медные, посеребренные, позолоченные (есть даже выражение «самоварное золото»), серебряные и эмалевые самовары получили в 19-м и начале 20-го веков. Они представлены на картинах художников того времени, неоднократно описаны в литературе.
Сами самовары были очень разными, хотя конструкция в целом сохранялась. Фактически это тонкостенный сосуд с неодинаковым по высоте диаметром, обязательным основанием (чтобы нагрев не передавался на стол), краником, ручками и съемной крышкой.
Расширение внешнего тонкостенного сосуда выполнялось для того, чтобы увеличить объем и в то же время обеспечить лучшую циркуляцию нагреваемой жидкости.
Думаю, многим знакомо классическое изображение — самовар, сверху на котором надет сапог. Зачем? Таким образом раздували угли в топке.
Чтобы не пострадал стол, самовары часто делали не только со специальным основанием, но и с подносом в комплекте.
Иногда к подносу добавлялась еще и дымовая труба — если планировалось использовать самовар в помещении.
Обратите внимание — на картинах этой трубы нет, поскольку к чаепитию в приличной семье приносили уже растопленный самовар.
Изделия отличались большим разнообразием — и ценой. Ну и объемом тоже. Были «ведерные» тульские самовары, а были крохотные модели на одну-две чашки.
Встречались варианты с двумя носиками — для больших компаний.
Основной декор самоваров — это фигурное литье ручек, основания (или ножек), эффектные накладки под крепление носика, сам носик, отделка крышки.
Встречалась нарядная чеканка или гравировка корпуса, цветная эмаль, роспись, даже инкрустация.
Интересно, что на изделиях известных фабрик обязательно было клеймо.
А Вам приходилось пить чай из настоящего самовара? Дровяного, не электрического? Может быть, он до сих пор Ваш верный товарищ по застолью? Если так, пришлите нам свои фотографии, пожалуйста!