СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ ВЫШИВАНКИ (Сергей Васильев)

Мой друг, Юрий Алек­се­ев, ныне под­след­ствен­ный по делу на­не­се­ния мо­раль­но­го ущерба нежным сущ­но­стям на­ци­о­наль­но-ушиб­лен­ной ла­тыш­ской элиты, на­пи­сал еще три года назад:

“Меня всегда удив­ля­ло: почему на со­вет­ских пла­ка­тах про «дружбу на­ро­дов» под флагом РСФСР изоб­ра­жен че­ло­век в со­вре­мен­ном ко­стюм­чи­ке и гал­сту­ке, а осталь­ные пред­ста­ви­те­ли «Союза неру­ши­мо­го» — кто в чем: вы­ши­ван­ки, ша­ро­ва­ры, ко­кош­ни­ки, халаты, ве­ноч­ки-лен­точ­ки, по­яс­ные платки… Сплош­ная «эт­но­гра­фия»…

 

СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ ВЫШИВАНКИ (Сергей Васильев)

 

Причем к ре­аль­ной эт­но­гра­фии вся эта хрень от­но­ше­ние имеет весьма да­ле­кое. В какой-нибудь мик­ро­ско­пи­че­ской Латвии на­род­ных ко­стю­мов — де­сят­ки, в каждой де­ревне — свои «вы­ши­ван­ки», свои ко­кош­ни­ки, свои брошки-по­я­соч­ки. И вовсе они не столь кра­си­вы и богаты, как ри­со­ва­ли со­вет­ские пла­ка­ты.

Вообще говоря, му­зей­ный экс­по­нат под на­зва­ни­ем «сва­деб­ный костюм за­жи­точ­ной ла­тыш­ки 18-го века» — это редкое убо­же­ство из грубой дерюги с сы­ро­мят­ны­ми тап­ка­ми на ве­ре­воч­ках. «За­жи­точ­ные» еще имели тапки, а осталь­ные ла­тыш­ки гуляли всю жизнь бо­си­ком, даже на соб­ствен­ной сва­дьбе.

Мой ла­тыш­ский дед свои первые в жизни сапоги за­по­лу­чил только в 19 лет, когда пошел доб­ро­воль­цем во­е­вать в Первую ми­ро­вую за рус­ско­го Царя-ба­тюш­ку. По­лу­чил на складе от унтер-офи­це­ра. Не вру — он сам мне это рас­ска­зал.

Причем латыши на фоне на­ро­дов осталь­ных «рес­пуб­лик сво­бод­ных» жили еще непло­хо. По­гуг­ли­те до­ре­во­лю­ци­он­ные фотки, вы най­де­те много ин­те­рес­но­го. На­при­мер, у боль­шин­ства за­пад­ных укра­ин­цев на­ци­о­наль­ный костюм вы­гля­дел так:

Не шибко лучше вы­гля­де­ли и на­ци­о­наль­ные ко­стю­мы боль­шин­ства оби­та­те­лей Сред­ней Азии, Кав­ка­за… Впро­чем, ладно. В те дре­му­чие вре­ме­на и наряды у аме­ри­кан­ских ков­бо­ев вы­гля­де­ли на­мно­го скром­нее, чем их потом раз­ри­со­вал Гол­ли­вуд.

К чему я это? А к тому, что ру­ко­во­ди­те­ли СССР (от 1917 года до 1991-го — все!), на мой взгляд, со­вер­ши­ли в на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ке страны боль­шую и непро­сти­тель­ную ошибку.

Ее суть: усерд­ное на­д­ра­чи­ва­ние «вы­ши­ва­нок» (ха­ла­тов, ве­ноч­ков, ко­кош­ни­ков, по­яс­ных плат­ков, кин­жа­лов). На со­вет­ских пла­ка­тах это просто прет в глаза. Рус­ский — в со­вре­мен­ном ко­стю­ме, а осталь­ные — из «музея эт­но­гра­фии». Из при­ду­ман­но­го музея.

В ре­аль­но­сти таких на­ци­о­наль­ных ко­стю­мов ни­ко­гда не су­ще­ство­ва­ло. Их со­чи­ни­ли и на­ри­со­ва­ли уже в со­вет­ское время. На со­вет­ских же пла­ка­тах и в со­вет­ских же филь­мах-кон­цер­тах-шоу. Целая от­расль ра­бо­та­ла — ху­дож­ни­ки, мо­де­лье­ры, швей­ные фаб­ри­ки, пиар-ин­ду­стрия тех времен.

Будете сме­ять­ся, я лично на себе ощутил вли­я­ние со­вет­ской «вы­ши­ва­ноч­ной» ин­ду­стрии. В ро­зо­вом дет­стве я жил в городе Крас­но­да­ре. Мне сильно не по­вез­ло: я об­ла­дал звон­ким го­ло­сом (не про­ку­рен­ным, как сейчас). Потому меня за­пи­са­ли в школь­ный хор. И этот хор од­на­ж­ды вы­иг­рал на го­род­ском кон­кур­се…

В ре­зуль­та­те в один пре­крас­ный день к нам пришли де­ло­вые тетки, сняли с нас мерку, и через месяц нас, несчаст­ных школь­ни­ков, пе­ре­оде­ли в «ка­зац­кие» ко­стю­мы — сапоги, су­кон­ные галифе с лам­па­са­ми, ко­со­во­рот­ки, фу­раж­ки. Только что коней нам не выдали.

Как сейчас помню: товар был пер­во­класс­ный. Даже сапоги были сшиты из на­сто­я­щей кожи (первые в моей жизни сапоги!). И в этой аму­ни­ции мы услаж­да­ли своим пением слух крас­но­дар­ских пар­тий­ных ру­ко­во­ди­те­лей на всех тор­же­ствен­ных ме­ро­при­я­ти­ях… Нена­ви­жу хо­ро­вое пение с тех пор…

Но суть в чем: нас, детей, одели во взрос­лые ко­стю­мы «за­жи­точ­ных ка­за­ков» из лу­боч­но­го фильма «Ку­бан­ские казаки». Учтем: ло­по­ухие де­те­ны­ши моего то­гдаш­не­го воз­рас­та даже в не бедных до­ре­во­лю­ци­он­ных ка­зац­ких семьях бегали в длин­ных хол­що­вых ру­ба­хах. Им не то что са­по­гов, даже пер­со­наль­ных штанов еще не по­ла­га­лось…

СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ ВЫШИВАНКИ (Сергей Васильев)

В начале 90-х латыши неожи­дан­но обрели неза­ви­си­мость. Что по­ра­зи­ло: они в мас­со­вом по­ряд­ке начали шить себе на­ци­о­наль­ные ко­стю­мы. Уди­ви­тель­ное было зре­ли­ще: по улицам вдруг начали раз­гу­ли­вать тысячи людей, одетых по моде «за­жи­точ­ных сель­ских ла­ты­шей 18-го века». Причем не той моде, ре­аль­ные об­раз­цы ко­то­рой вы­ве­ше­ны в Музее эт­но­гра­фии, а той, ко­то­рую им в со­вет­ское время при­ду­ма­ли со­вет­ские ди­зай­не­ры.

Беда-то в том, что со­вет­ская идео­ло­ги­че­ская поп-куль­ту­ра сыг­ра­ла с на­ци­о­наль­ным са­мо­со­зна­ни­ем на­ро­дов СССР злую шутку. Про­па­ган­ди­руя дружбу на­ро­дов, она им вну­ши­ла через «вы­ши­ва­ноч­ную эс­те­ти­ку» ложное ощу­ще­ние из­на­чаль­но­го са­мо­сто­я­тель­но­го про­цве­та­ния — то­таль­ной «за­жи­точ­но­сти» их на­ро­дов.

Глянь­те еще раз на со­вет­ский плакат. Пред­ста­ви­тель России — в про­стом фаб­рич­ном ко­стюм­чи­ке. А все на­род­но­сти осталь­ных 14 рес­пуб­лик — в об­ла­че­ни­ях ручной работы от лучших на­ци­о­наль­ных ди­зай­не­ров. Рас­ши­тые рубахи, халаты, пояса, го­лов­ные уборы, се­реб­ря­ные, зо­ло­тые укра­ше­ния, бусы, мо­ни­ста, кин­жа­лы и прочая яркая би­жу­те­рия…

Ви­зу­аль­ные образы — силь­ная штука. Дети, увидев кино про Рэмбо, ма­жут­ся зе­ле­ной ак­ва­ре­лью и играют в су­пер­ме­нов: та-та-та-та — ты убит. И верят во все­си­лие зе­ле­ной ак­ва­ре­ли, если ею из­ма­зать рожицу.

СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ ВЫШИВАНКИ (Сергей Васильев)

Так же и у взрос­лых. Если в «семье брат­ских на­ро­дов» (на пла­ка­те, в кино, в кон­цер­те) твой пред­ста­ви­тель одет по жизни «за­жи­точ­ным ла­ты­шом», «за­жи­точ­ным та­джи­ком», «за­жи­точ­ным мол­да­ва­ни­ном», то как-то за­бы­ва­ют­ся рас­ска­зы соб­ствен­но­го деда, что первые в жизни штаны ему спра­ви­ли, когда из-под хол­що­вой рубахи начали вы­гля­ды­вать его со­зрев­шие те­сти­ку­лы. А про рас­ши­тый зо­ло­том халат, се­реб­ря­ный кинжал, хро­мо­вые са­пож­ки он до смерти меч­тать не мог.

И воз­ни­ка­ет ил­лю­зия, что если как-то от­прыг­нуть от этого рус­ско­го парня в про­стом ко­стюм­чи­ке с гал­сту­ком, то ты ав­то­ма­том ста­нешь «за­жи­точ­ным» па­ца­ном, как на пла­ка­те.

Латыши уже поняли, что надев «вы­ши­ван­ку» и «ко­кош­ник», они ста­но­вят­ся похожи на за­жи­точ­ных ла­ты­шей с со­вет­ско­го пла­ка­та. Но за­жи­точ­ных — по меркам 18-го века. Укра­ин­цы — еще нет. У них сейчас период «вы­ши­ва­нок» в раз­га­ре.

Со­вет­ский плакат — силь­ная штука…”

Так вот се­год­ня я по­лу­чил личное под­твер­жде­ние аб­со­лют­ной ис­кус­ствен­но­сти “вы­ши­ва­нок”, как та­ко­вых, по­го­во­рив с ве­те­ра­ном мо­дель­но­го  ис­кус­ства Латвии, ко­то­рая про­си­ла не на­зы­вать ее имя – в Латвии де­мо­кра­тия и сво­бо­да слова до­стиг­ла такого раз­ма­ха, что боятся нынче люди даже своей тени.

Все, кто бывал в Риге, на­вер­ня­ка помнят вот это здание:

 

СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ ВЫШИВАНКИ (Сергей Васильев)

 

Те, кто по­стар­ше, помнят и вот этот журнал:

 

СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ ВЫШИВАНКИ (Сергей Васильев)

 

Вот там и тру­ди­лась моя слу­чай­ная зна­ко­мая, ко­то­рая и по­ве­да­ла мне, что они, кроме раз­лич­ной модной одежды раз­ра­ба­ты­ва­ли и на­род­ные ко­стю­мы, причем  боль­шую часть того, что они делали, они именно при­ду­мы­ва­ли, то есть брали из головы, со­от­но­ся свои фан­та­зии ис­клю­чи­тель­но с ху­до­же­ствен­но­стью, а никак не с ис­то­ри­че­ским со­от­вет­стви­ем. “Очень мы гор­ди­лись, – го­во­рит она, – когда видели свои работы в виде уже “ака­де­ми­че­ско­го” ва­ри­ан­та на­род­ной одежды в раз­лич­ных рес­пуб­ли­ках СССР”

При­ме­ры, к со­жа­ле­нию, она не пом­ни­ла (столь­ко лет прошло) но сам факт того, что до сих пор на­ци­о­наль­ные ко­стю­мы “ухо­дя­щие кор­ня­ми в седую древ­ность” яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том фан­та­зии дев­чо­нок, ро­див­ших­ся в се­ре­дине ХХ века. Одним словом, на моих глазах погиб еще один “ис­то­ри­че­ский” ар­гу­мент, обос­но­вы­ва­ю­щий са­мо­стий­ность и неза­леж­ность, о чем и со­об­щаю. Хо­ро­ших вы­ход­ных.

Ав­тор­ство: Сергей Васильев

 

2

Публикация:

не в сети 8 часов

Янус Полуэктович

СОВЕТСКОЕ ПРОШЛОЕ ВЫШИВАНКИ (Сергей Васильев) 1 476
Существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А-Янус и как учёный У-Янус.
Янус Полуэктович Невструев — единый в двух лицах директор института; получил своё имя от Януса (лат. Ianus, от ianua — дверь) римской мифологии — двуликого бога дверей, входов, выходов, различных проходов, а также всяческих начинаний и начал во времени.
Великосущий политолог блуждающий в прошлом и будущем!
Комментарии: 11Публикации: 361Регистрация: 13-08-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!