Современная кинофантастика как отражение страха перед будущим

Вчера была опубликована статья Настоящее происхождение киберпанка: расизм и страх перед Японией. Ну а сегодня будет тема про кино и кинофантастику как отражение этого самого страха, вместе с тревогами и надеждами на все-таки более лучшее будущее.

И еще – отражение тех процессов, которые происходят в обществе и тех тенденций, которые складываются в итоге. Основой послужат три больших статьи с моими комментариями по ним. Так что читайте и тоже комментируйте, если будет желание :)

Кино и кризис современного мира

1917 год, аналогии с нашими днями. 3 марта. Французский посол приводит высказывание Феофана, епископа Вятского, о деморализации народа. «Кинематографы, которые теперь можно видеть в любом местечке, тоже являются причиной нравственного разложения. Это мелодраматические приключения, сцены похищение, воровства, убийства слишком опьяняют простые души мужиков; их воображение воспламеняется; они теряют рассудок. Епископ этим объяснял небывалое число сенсационных преступлений, зарегистрированных за последние несколько месяцев не только в Вятской епископии, но и в соседних епископиях: в Екатеринбурге, Тобольске, Перми и Самаре. (…) Он, наконец, указал на совсем недавно появившийся порок, о котором русские массы не имели даже никакого представления до последнего времени и который представляет для них гнусную привлекательность: морфий. Зло вышло из всех этих военных госпиталей,покрывающих страну. (…) Все знали в Вятке кабаки, в которых производилась торговля морфием. У полиции были основательные причины для того, чтобы закрывать на это глаза…» И хруст францужеской булки в аккомпанимент..



Лев Игошев: “Примерно в 1960-х годах в кинематографе ощущение сакрального, очарованного вследствие своей гармоничности пространства начало теряться. И – всё: ощущение чудесного пропало, исчезло, сдохло. Не помогают и голливудские чудеса. В конце концов, это – только удачные, грандиозные, масштабные фокусы. А касания-то к мирам иным нет как нет…” Угу. Процесс начался в конце 1960-х и сейчас мы видим его логичное завершение.

..Современное кино (сериалы, игры) – это отражение кризиса западной модели, которая через глобализацию навязывает себя остальному миру. Спецэффекты – чуть ли не единственное, что сейчас привлекает людей в кинотеатры, а ведь это условность в квадрате. Какая может быть актёрская игра в нарисованных декорациях, где сюжет строится на том, чтобы можно было что-нибудь взорвать, обрушить, сжечь и т.д. Есть ещё комедии. Но и там ситуация не лучше, сценарии пишут по одному шаблону, идиотизм в кубе по типу “Up in Smoke”, но с обязательным участием менеджеров среднего звена. Только такой рецепт позволит собрать хорошую кассу. Другая крайность у интеллектуалов, разбирают по винтикам одну больную ситуацию за другой, но при этом не в силах сделать хоть какой-то вывод. Пострадали и современные сериалы, в их основе понты, понты и ещё раз понты, такая же мёртвая среда, что и в пластиковых блокбастерах. То ли шоу-бизнесу и независимым режиссерам окончательно перестал быть интересен человек, то ли сам человек хочет сбежать от себя в виртуальность, но идти дальше по этой дорожке всё более опасно.

Насколько более здоровые люди жили в начале прошлого века, даже не самые удачные немые фильмы привлекают необыкновенной для нашего времени естественностью и выразительностью. Нет этого ощущения вязкого пространства, когда двигаться можно только по правилам. Сейчас много говорят о фашистском реванше, который ждёт Европу, но как-то сомнительно, Третий Рейх отчасти опирался на “Нибелунгов” Фрица Ланга, а что у сегодняшних ультраправых, суррогаты сплошные. Много говорят про их идейность, но, когда интересуешься, в чём она, получаешь общие слова про мигрантов и национальный дух. В большинстве своём это такие же несвободные люди, как и простые обыватели, отпечаток современного концлагеря сейчас на всех, только осознание этого может помочь найти выход из тупика.
 Это да, впечатление действительно такое, что 100 лет назад народ был куда более психически здоровым..

..Небывалое нашествие вампиров, оборотней, мутантов и прочих фантастических существ, причём зачастую в роли положительных героев. Мир будущего очевидно будет предлагать альтернативу человеческой природе и ценностям цивилизации, межличностные связи уже в процессе изменения. Мелодрамы и комедии работают на формирование поверхностных форм поведения, никаких обязательств, есть только миг, бери от жизни всё. Высокобюджетные 3D мультфильмы, холодные, от и до просчитанные сюжеты, сказка высоких технологий. Артхаус, скандинавские триллеры и фильмы ужасов, оборотная сторона тихой европейской жизни. Угу, такое вот замещение поведенческих и далее цивилизационных стандартов общества. С соответствующим изменением и самого общества в нужную инициаторам данного процесса сторону.

..В компьютерных играх интересные тенденции, не так давно вышли три игры в жанре стимпанка BioShock Infinite, Dishonored, Thief. Тут и неоимперский принцип, и роботизация с киборгизацией (в этом направлении так вообще десятки крупных проектов), и понимание, что ресурсов, особенно нефти, будет не хватать. Причём всё это тесно переплетено с тайными обществам и орденскими структурами, более явные примеры здесь серия игр Assassin’s Creed и Deus Ex. Также дико популярны игры про зомби, то ли планируется запускать вирусы, то ли таковыми назначат бунтующее против установления нового порядка население (В США уже проходили реальные учения по усмирению зомби). Обо всем этом есть у Фурсова, он давно об этом говорит.



..Кристофер Нолан считается лучшим современным режиссером, и понятно за что. Именно в его фильмах можно найти все признаки кино 21-го века: Нет героя, есть проблемная личность, в которой понамешано и плохого, и хорошего. Нет истории, есть ударно снятые эпизоды, дискретность происходящего. Гиперреализм, механистичность, пафос. Вязкая, затягивающая в себя атмосфера. Таким образом зрителю предлагается игра, где он ассоциирует себя с персонажем, живущем в потустороннем мире, откуда нет выхода. “Бегущий человек”, который никогда не сообразит, что выиграть в игре без правил можно лишь отказавшись от неё.

..”Чего хотят женщины” (2000). Пример того, во что может выродиться мелкобуржуазная романтическая комедия в Голливуде – это фильм, в финале которого героиня-золушка плачет от счастья (!), получив обратно должность копирайтера (!!!). “Не родись красивой” отдыхает.
 Да уж, постоянная работа как современное маленькое счастье маленького человечка..

Дмитрий Пучков о фильме “Вспомнить всё”. “Колин Фарелл проживает в дрянной квартирёшке с красоткой-женой в исполнении Кейт Бикенсел. Это смешно, но нашему зрителю непонятно. И даже когда жена “раскрывается” и задаёт вопрос “неужели ты думаешь, что Я бы стала с тобой жить?” — нашему зрителю юмор непонятен. Суть сказанного в том, что в капиталистическом обществе красота — товар, и имеет вполне конкретную цену. Любая дама приятной наружности норовит продать себя подороже, то есть найти мужика побогаче. Через это там практически не встретишь красоток на улице — все они пристроены к денежным мужчинам и по улицам бесцельно не болтаются. Улицы — они для уродливых морлоков, растущих на дрянной еде и без медицины, с такими красотки не живут. Ничего, у нас тоже всё быстро к этому идёт.” Капитализм как он есть. Общество, базирующееся на чисто биологических принципах.

..”Сквозь горизонт”. Неудивительно, что фильм провалился в прокате, там сконцентрирован весь ужас от бескрайнего космоса и безграничной свободы. Это не комфортное приземление из модерна в постмодерн, это сама суть постмодерна, окончательное освобождение человека от оков традиции. Компьютерные технологии – единственная сфера, где сейчас наблюдается развитие, где драйв и растущая прибыль. По итоговому замыслу каждый, кто встанет на этот путь, получит свой персональный ад, ведь прогресс не остановить, 21-й век должен открыть новые горизонты. Угу, так что пусть плебс не лезет, куда не надо и каждый сидит в своей персональном матрице.

..Хаяо Миядзаки: “Современная жизнь пуста, бесплодна и фальшива. С нетерпением жду, когда застройщики обанкротятся, Япония станет беднее, а из земли прорастет дикая трава. Когда я думаю о том, как компьютеры полностью заменили собой некоторые аспекты нашей жизни, мне становится грустно. Когда мы делали анимацию огня, некоторые из моих работников признались, что никогда не видели, как горят дрова. Я сказал им: «Так идите и посмотрите!» Раньше в японских банях использовались дрова, а теперь достаточно всего лишь нажать кнопку. Но как можно стать аниматором, не имея такого опыта? Впечатляет, да. Киберпанк по-ниппонски.

В прошлом людям не так просто было решиться отнять другую жизнь, даже не человеческую. Но сейчас общество изменилось, и оно строится на иных принципах. По мере роста наших возможностей мы становились все высокомернее и потеряли истинное значение фразы «У меня нет выбора». Самая сущность нашей цивилизации — это стремление разбогатеть несмотря ни на что, забирая жизни других созданий. При 300% процента прибыли нет такого преступления, перед которым капитал бы не остановился (с). Умные люди знали об этом еще два века назад.

Я очень пессимистичный человек. Но, когда, например, у кого-то из моих сотрудников появляется ребенок, я пожелаю ему самого лучшего будущего. Ведь я не скажу ребенку: «Знаешь, а тебе не стоило появляться на этот свет». Но я все же понимаю, что мир движется в неправильном направлении. И с этими противоречащими мыслями в моей голове я и думаю о том, какие фильмы должен делать.” Да, у Миядзаки есть основания для пессимизма в отношении его любимой Японии. Лично я его понимаю и даже сочувствую. Но.. не более того.



Да, современное кино – отражение современного общества. А заодно – и его программирование. Взаимный такой процесс. И особенно интересно наблюдать его в такой сфере, как кинофантастика.

Кинофантастика. Программирование будущего и несбывшиеся чаяния

Я принадлежу к поколению, которое в детстве видело в теленовостях первые взлетающие космические корабли, с восторгом взирало на неодолимую поступь прогресса – атомные ледоколы, новые сверхзвуковые самолёты, побивающие рекорды скорости и высоты. Каждый день появлялось что-то новое, наука проникала всё глубже в неизведанные бездны. И мы по наивности считали, что так будет всегда. Мы были одержимы будущим, которое рождается уже сегодня. Поэтому самым любимым жанром у большинства из нас была фантастика. Мы считали, что это такое описание будничной реальности, просто немножко опережающей наше время. Но до неё совсем недалеко. Рукой подать. Точно как про меня – человека из “поколения Х” написано..



Поскольку самым важным искусством является кино – как прозорливо писал вождь мирового пролетариата, каждый новый фантастический фильм был для нас откровением. Мы их ждали. Листали журналы «Экран» и «Искусство кино», где были расписаны планы киностудий. Каждый фильм был для нас, мальчишек зари космической эры, откровением, открытием. Когда же выйдет «Через тернии к звёздам»? Когда можно будет сходить на вторую часть «Москвы Кассиопеи»? Притом одержимы были практически все.

Именно наши ребята, воодушевлённые на глазах происходящими изменениями мира, подстёгнутые хорошими фильмами и книгами, не уставали мечтать о Великом. И шли в конструкторы, не заботясь о личном времени, не щадя здоровья, выпускали новые изделия. И запускали в космос станцию «Мир» и ракету «Энергия»… А потом торговали в Лужниках шмотками, чтобы свести концы с концами и не подохнуть с голоду…
 Я вот с голоду никогда не помирал, но в начале “святых 90-х” тоже пришлось некоторое время “челноком” поработать.. к счастью, недолго.

Давно хотел написать обзор кинофантастики. Не являясь ни критиком, ни высокомерным эстетом, буду излагать только свои ощущения, взгляды и чувства, которые вовсе не претендуют на какую-то истину. И хочу разделить обзор на две части – НАШЕ и ИХ, забугорное. Это были и остаются два разных мира, которые в одну статью не уложить…

Статья реально очень большая, но несмотря на это рекомендую ее к прочтению – очень уж интересно. А у себя дам только главное и еще то, что особенно произвело впечатление на меня в детстве.

..Эх, нынешним детям вряд ли понять, как мы, щеглы, в 1974 году брали по три билета на один сеанс за другим на новый фильм «Москва- Кассиопея». Или отсиживались где-то в темных углах, чтобы проникнуть на следующий сеанс забесплатно.

Этот фильм заколдовал нас. Главная фишка была в том, что там. показывали практически таких же детей, как мы. Детей, которых отправили на всю жизнь в космическую экспедицию. Сейчас скажи такое – вся ювенальная юстиция сбежится изымать детишек и арссовывать их по детдомам и приёмным американским семьям, чтобы сидели там тихо и не смотрели на звёзды. Но тогда это вызывало у нас не ужас, а какой-то дикий восторг.

– Да я бы сразу согласился на всю жизнь лететь на таком корабле, – на полном серьёзе говорили мне мои друзья, пребывая в эйфории от увиденного.

Возникало у нас ощущение близости с героями – они такие же, как мы, советские простые школьники, которым самая лучшая страна дала возможность ступить в новые миры и стать героями. И только руку протянуть, как мы сами можем оказаться на пороге Дальнего Космоса. Это наша жизнь. Это наше будущее. Это обязательно будет.


Да. Подтверждаю, у меня лично именно такие вот ощущения были. Кстати, первым я посмотрел “Отроков” – в Москве это было..

..Ещё совсем ребёнком ходил на «ТА» по десять раз. И сидел, заворожённо смотря на экран, не в силах оторвать взгляда. Как-то органично и мощно отзывалось мне в душе все разворачивающееся передо мной. И торжества с пылающим огнём «Праздник Геркулеса» – что-то было в этом звучащее и большое. И земные дела. И просто в ступор вгоняли космические кадры. Мигающая на экранах Чёрная звезда. Проносящаяся под кораблём неприютная и страшная Железная планета. И ощущение жуткого одиночества перед бесконечностью времени и пространства у людей, запертых в плену чужого враждебного мира.

И ужас, когда неведомая энергетическая злобная форма жизни набрасывается на оторвавшегося от основной группы космонавта, высасывая его тело из скафандра.

И кадры, когда космонавты находят звездолёт с погибшим экипажем. До сих пор жутью отдаются шаги в пустом «Парусе», ощущение, что рядом притаилась неведомая и от того ещё более жуткая смерть.

И величественные сцены контакта с Великим Кольцом. И ощущение бесконечности Вселенной.

И звездолёт на чёрной планете, на фоне которого гордо стоят звездолётчики.

Пересматриваю иногда этот фильм. И, надо отметить, что очень многие картинки и психологические моменты сделаны там на высочайшем эстетическом уровне. Даже сегодня смотрится на отлично.

В общем, фильм был, как мне кажется, вполне хороший. Сегодня смотрится как ретро, но время от времени проползает по коже холодок, когда капитан Корабля идёт навстречу своей смерти, заворожённый чужим холодным разумом.


В начале 1980-х “Туманность” показали по ТВ. Несмотря на совершенно идиотскую озвучку (точнее – переозвучку) тоже впечатлило. А книгу я читал еще в четвертом классе, входит в первую пятерку любимых книг детства.

..«Гостья из будущего». Первое впечатления от сериала у меня было ниже среднего. Мне очень нравилась книга. Особенно изумительным описанием Москвы конца двадцать первого века. А в фильме по причине скудности бюджета, понятное дело, будущую Москву не удалось изобразить никак. И эта нищета декораций лезла везде.

Ну а потом я всмотрелся в фильм. И он мне запал в душу, так же как и миллионам телезрителей. Прежде всего, образом «Прекрасного далёко», того, которое предписано нам через сто лет – так мы были уверены. И воплощение этого образа – стопроцентно попавшая в роль девочка-актриса с неземным лицом и лучистым взглядом.

Очень добрый фильм, с огромным юмором и держащий в напряжении. Кончено, и ляпов полно. Но они проходят мимо и не задерживаются в памяти. А позитив остаётся.


Аналогично. Первоначально вообще был разочарован, поскольку книгу прочитал первой в шестом классе. Дали знакомые, на выходные, успел. Но вот песня из фильма таки зацепила, это да..



..«Лунную радугу» экранизировали. Правда, получилась даже не экранизация, а какие-то оборванные заметки по мотивам. Такой роман впихнуть в час десять экранного времени – надо постараться. Естественно, все закрученные сюжетные линии распрямились, став похожими на чугунный рельс, вся философия испарилась. Поэтому все фанаты Павлова до сих пор возмущаются – искалечили книгу, враги.

А по мне, так местами получилось очень даже неплохо. Актёров подобрали блестящих. И напряг работы в Космосе показан, и декорации ничего. Но недостатки перевесили, и фильм списан как шлак. Несправедливо списан.


Ну да, у меня после просмотра осталось стойкой ощущение сильной урезанности. Раза в два как минимум. Искалечили, да. Но все же смотреть вполне можно было.



Ещё одна экранизация по Павлову – «Акванавты». Вроде и сюжет напряжённый, и сделано более-менее. Но губит все изначально тупая идея фильма и слабые актёры. У учёного, исследователя подводного мира, разбилась на мотоцикле деваха. Но её сознание каким-то способом врачи впихнули в мелкую башку какой-то здоровенной рыбины. Так она приплыла к этому подводнику на его подводную базу и начала до него всячески докапываться. Смотрится абсолютно тупо, хотя местами и захватывает, пока не понимаешь, в чем смысл.

Да, фильм довольно слабый получился, хотя идея неплохая, а песня – так вообще замечательная.



..В восьмидесятые, когда стали раздувать миф о ядерной зиме после ядерных ударов, готовя таким образом разоружение и сдачу позиций, пошли у нас апокалиптические фильмы. «Письма мёртвого человека» – по Рыбакову и Стругацким. Заунывный депресняк, который никто в здравом уме смотреть не станет. Живут выжившие в подвале, им там плохо, и ядерная война – это плохо. В общем, всё плохо и лучше бы всем повеситься на осине или яблоне во дворе. Всё, повестка исчерпана, можете идти по квартирам, и чтоб вам по ночам ядерные взрывы снились. На фоне всей творившейся тогда перестроечной горбачёвской мерзости такие произведения фатально перекраивали сознание и умонастроения общества. Нас готовили к капитуляции. Лишь бы не было ядерной войны…

Таки-да, заунывный депресняк. Причем, крайне тупой. Мирумирство, хуле, в терминальной стадии..

..Вообще, в СССР снимали очень мало фантастики. А потом и печатать её перестали. Почему – понять трудно. Ведь по идее коммунистическое общество создавало нового человека, строило утопическое завтра. Готовилось покорять звезды. И при этом модели этого счастливого будущего практически в масскультуре были не востребованы.

По идее должны были всячески развивать нашу фантастику, которую отличали социальный оптимизм, вера в прогресс, совершенствование общества и человека. Но не было и в помине.

Может, сами руководители страны не представляли, каким это будущее будет и считали дискуссии на эти темы опасными – а вдруг куда не туда творческая мысль заведёт. Ведь главное в фантастике совсем не литературные или изобразительные достоинства, а создание корректных моделей будущего. Вот и домоделировались. Даже рецензии на «Час быка» пришлось запрещать – чтобы кто-чего не попадающего на линию партии не подумал бы. А может ортодоксы считали, что не фиг касаться святого светлого будущего грязными лапами деятелей культуры?


А вот это действительно крайне интересная тема. Ведь снимали вполне приличную фантастику и все было для этого жанра, что нужно. И тем не менее. У меня есть этому объяснение, из нескольких пунктов, но наверное я лучше дам его отдельным постом, а то тут и так слишком уж много букв получается.



Что же, советскую кинофантастику и ее тенденции относительно разобрали. С постсоветской все гораздо печальней, по сути это слабые копии фантастики западной. И поэтому сразу же перейду именно к ней.

– Откуда вы? – спрашивает полицейский задержанного.

– Я из будущего. Страшного будущего, – отвечает солдат грядущего Апокалипсиса.

Этот момент – беседа полицейского благополучных восьмидесятых годов и измождённого, стойкого воина двадцать первого века один из самых любимых и драматичных в фильме «Терминатор». Западная кинофантастика – это в основе своей и есть подробнейшая карта этого самого страшного будущего, со всеми причудливыми нюансами и вариантами. Индустрии западной кинофантастики объёмна и многогранна. Тематика бесконечна. Кажется, что там придумано вообще всё, что только можно придумать.


И снова – ну очень много букв, даю лишь главное в сочетании с личными впечатлениями.



С самого начала, как только появился жанр космической кинофантастики, нарисовался фатальный и почти непреодолимый разлом между НАШИМ и ИХ произведениями. Притом он носит не конъюнктурный, а цивилизационный характер. Это разница между конкурентным и солидарным миром.

В их фантастике отсутствует ощущение, что освоение пространства – это переход на совершенно иной уровень цивилизации в целом и каждого человека в отдельности. Поэтому постепенно в их кинофантастике на других планетах прописываются торгаши и бандиты, появляются кабаки и салуны с мордобоями, царит мафия и прочие радости конкурентного мира. Эта экстраполяция существующих мерзостей – главная отличительная черта западной фантастики.


Именно. Смотришь на подавляющее большинство буржуинской кинофантастики и видишь, что это все тоже, что и сегодня, лишь перенесенное на сотни лет вперед. Да еще зачастую и гипертрофированное донельзя. Представить себе будущее на иных принципах там просто не в состоянии..

..Весь жанр космической кинофантастики изменился в 1968 году, когда покорила мир великолепная «Космическая Одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика. Режиссёр титаническим усилием вышел за рамки привычной англосаксонской парадигмы вечной борьбы и конкуренции. Получился общечеловеческий фильм, который и американским не назвать. Насчет изменения всего жанра – я бы не стал так категорично утверждать, но реально это была его веха.

«Одиссея» – это гимн мирной экспансии Человечества в Космос, поиск там новых горизонтов развития, открытие тайн происхождения самого человека, прикосновение к мистике Бесконечного Пространства. Не покидает чувство, что все снято с натуры, что так и было. Там хорошо всё. Может, за исключением некоторой затянутости в начале со скачущими обезьянами. Хотя сегодня многие его считают скучным, но он создан для медитативных раздумий о судьбах Вселенной.

Я в первый раз посмотрел фильм уже после 2001 года, хотя книгу читал еще в институте. И уже тогда понимал, что в этой дате городов на Луне и полета к Юпитеру ждать вряд ли придется. Но что бы в космосе все оказалось настолько печально – не предполагал. А фильм впечатлил, съемки для 1968 года получились по-настоящему крутыми, даже на фоне нынешних компьютерных спецэффектов они вовсе не примитивные.



«Звёздные войны» на самом деле американский эпос. Джедаи – их былинные герои. Поэтому для американской культуры ЗВ эпохальное событие, для нас просто красивая картинка, которая уже примелькалась. А богатыри у нас свои есть».

Ну а что. Так и есть. Великий американский эпос Лукаса о противостоянии либеральной Звёздной Республики и её оплота колдунов-джедаев против тоталитарной Империи. Как все эпосы – слегка туповат и примитивен, чересчур пафосен, но воплощает в себе базовые прошивки народа.


Это да, хотя когда смотрел эту эпупею в первый раз (в видеосалоне конца 80-х, начал с пятого эпизода) над этим не задумывался. Ну чисто как приключенческий боевик воспринимал? с крутым мочиловом. А о смыслах стал понемногу задумываться уже когда вторая часть начала входить, а сам окончательно от последних остатков теории конвергенции и “общечеловечества” избавился.

Что касается самого эпоса, то при просмотре – куча вопросов. Никогда не мог понять, почему Империя такая плохая? Как раз при ней порядок и навели. Законность хоть какая-то стала, гарнизоны сил правопорядка в виде не умеющих стрелять имперских штурмовиков на каждой планете. В общем, такой Рим времён расцвета – везде строят дороги, дают молиться своим богам и поддерживают стабильность. При Республике же вовсю торговали рабами, велись торговые войны, процветала оргпреступность, все друг друга резали – в общем, нормальная такая демократия. А разноплеменный сброд повстанцев в союзе с отпетым криминалитетом вообще вызывает опасения.

Почему Империя хуже? Ну, тёмная сила же! Что не убеждает аргумент? А давайте тогда Чёрный Лорд планету мирную спалит демонстративно, чтобы наглядна была его подлая сущность.

Примерно так же обрабатывали разум обывателя и по поводу геополитического противника – СССР. Пусть там бесплатное образование и квартиры, нет мафии. Но это же тёмная сила – коммунизм. Они не могут быть хорошими. Да, у нас рабовладение, терроризм и оргпреступность. Но мы светлая сила, у нас Великая Демократия!


Кстати да, у нас сторонников Империи куда больше, чем джыдаев всяких. Я вот тоже, кстати :) Ибо после вдумчивого просмотра они куда меньшую симпатию вызывают, как и вся ихняя Республика. “Мы должны верить в демократию, иначе мы ее потеряем!” – бггг, на каких идиотов это рассчитано??

В Саге прошито немало интересных программ поведения. Двое джедаев столкнулись с многочисленным противником. Один другому заявляет: Наши силы равны. Надо отступать.

Для современных пиндосов это совершенно естественно. Они привыкли бомбить папуасов, у которых нет Стингеров. То поколение, которое было способно биться с равным противником, ушло давным-давно. Сейчас главное – подавляющее превосходство. Иначе нечего рисковать. Такие вот у них богатыри – давай сваливать, противник равный.


Да уж. Джыдаи – такие вот джыдаи. Зато насквозь демократические.. правда, почему-то на многих планетах при этом рабство сохраняется. Может, потому, что настоящая демократия без рабов (и желательно не менее трех на каждого бедняка!) не может?

Если не докапываться до деталей и не спорить с фанатами, то все эпизоды были в той или иной мере хороши, каждый являлся новым этапом развития спецэффектов, артисты, декорации, художники, да и сюжет вопросов не вызывали. Фильм красив, забавен. Был. Пока не попал в липкие лапы Диснея с его приторными семейными ценностями и целевой аудиторией в районе семи лет от роду.

В результате «Мир Звёздных» войн запутали окончательно. Кто теперь кто – где Империя, где Республика, кто чем владеет, кто кого гнетёт – без бутылки ядрёного польского «уиски» не разобраться.

Империя раньше пугала и восхищала, Имперский Марш отзывался в каждой клеточке тела. Теперь она смешит. Сага окончательно превратилась в унылый просмотр для ленивого зрителя, утонувшего толстым рылом в попкорне и имеющего условный контакт с увиденным. Но деньги по старой памяти новые серии собирают…


О да. Из третьей части только “Изгой” получился более менее смотрибельным. Остальное, по моему сугубо личному имхо – отстой. Уныло тупой, причем. А Имперский марш и Марш дроидов – это вещи форева.



..В западной культуре сейчас всё больше наблюдается такой моральный релятивизм. Мол, все относительно в этом мире. Это в древние времена двадцатого века было всё тупо и однозначно – это злодей, он мразь, его надо прихлопнуть, лучше мучительно. Сейчас в каждом втором фильме наблюдаются заунывные причитания: «А может герой вовсе и не такой герой, у него ведь скелеты в шкафу, он истерик и пьяница. А злодей вовсе и не такой злодей, у него же свои принципы и причины. Да, мы его в конце убьём, но со всем уважением к его непростой судьбе и жизненной позиции».

Это тоже идёт такое актуальное переформатирование сознания. Очень удобно становится объяснять, почему великая американская нация поддерживает людоедские режимы в Южной Америке и на Ближнем Востоке, почему лелеет кровавых диктаторов, якшается с ИГИЛом и арабскими террористами. У всех же своя правда. Надо понять и простить. И убить – но только если в них необходимость отпадёт.

..Тут и супергеройское кино отличилось. Появились «Отряд самоубийц» и подобные нетленки. Всякие маньяки, убийцы, киллеры с суперспособностями подряжаются американским правительством для борьбы за доброе дело. Потому что БОЛЬШОЕ ЗЛО гораздо страшнее мелких суперзлодеев. Ну, прям шалунишки из ИГИЛ против вселенской тьмы в виде Башара Асада, зловещего хозяина секретных хранилищ химоружия…

..В Голливуде идёт долгий поступательный процесс превращения вполне респектабельного, брутального, но со своей моралью, манерами, одетого с иголочки бандита в нечёсаного неопрятного неврастеника и маньяка.

Раньше в кино правил здоровый бандитский дух покорения Дикого Запада и уничтожения коренных народов. Дух грубого доминирования. Да, мы бандиты, но с понятиями. Защищаем слабых, убиваем борзых и гнид. В общем, все понятно и разложено по полочкам.

Нынешние герои вечно ноют, всем недовольны, гундосят о гуманизме, и ради этого гуманизма готовы зарезать кого хошь. При этом страдают. Зарежут одного – страдают не шибко. Зарежут сотню человек – страдают минут пять.

Ну а как иначе? Сейчас ведь не все так просто. Толерантность, моральный релятивизм и вообще родитель номер один и два. И враги вокруг оказываются вроде бы и не гнидами, а попавшими в трудные обстоятельства неудачниками. Зла вообще нет, просто кому-то не повезло с воспитанием и жизнью. Но если нужно миллион человек замочить ради победы всего хорошего – мы замочим.

..Идёт измельчание искусства. Проецируются все более мелкие мысли, мелкие страсти, идеи. Но зато с огромным пафосом и псевдофилософией. Мельчают сюжеты, мельчают картинки. Вон, изувечили любимый мульт «Утиные истории». Примитивные рисунки, визгливые голоса, безобразный видеоряд, и на все претензии одна отговорка – это новое прочтение. Почему новое хуже старого? Это как картина Сурикова по сравнению с «Черным квадратом».

Сила духа и поступка куда-то уходят. На их место приходят силы истерик, терзаний и хаотичных телодвижений.

Самые дорогие блокбастеры штампуют под одну гребёнку. Штампы обрыдли, но отступление от них – риск прокатного провала. Поэтому везде стандартные ходы, стандартные рожи, стандартные слова.

..Нужно заметить, что интеллектуальный и художественный уровень большого кино обрушился за каких-то несколько последних лет. Ещё недавно снимали более-менее смотрибельные фильмы, при всей идеологической ангажированности. И вот попёрло тако-о-ое.

При этом в этой деградации не понять, то ли Голливуд подстраивается под тупеющих зрителей, то зрители тупеют, подстраиваясь под Голливуд Скорее, обе стороны слились в страсти взаимного обладания.


Это да. Резкая деградация – именно в последние лет 5-6. В том числе и бесконечные римейки и продолжения с упрощением сюжета. А процесс этот взаимный, но инициирован, безусловно, кинематографом. А затем по мере отупения зрительского пипла дело пошло по нарастающей и с ускорением, так что качественный деградационный скачок последних нескольких лет вполне понятен. Положительная обратная связь.

Голодные игры, Дивергенты, еще фиг знает что, что ни в памяти, ни в душе не осталось – одна зелёная муть. Но ведь владеют эти киноподелки неокрепшими умами. Поскольку это такой новый жанр – молодёжная протестная фантастика. Такие героические эпосы для массовиков-затейников с Болотной.

Посыл прямой и убойный: «взрослые пни замшелые, мы лучше знаем, как все обустроить, бегом на баррикады. Мы не такие, как все. Мы тут ща все по-нашему сделаем, а старых пентюхов в утиль, потому что они зажрались, а мы голодные». Поэтому, наверное, и игры у них голодные.

Это кино про щенков, которых при тоталитаризме все жутко угнетают – заставляют учиться, потом делят по рангам и принуждают работать во благо окружающих. В общем, глумление.

В итоге подростки узнают какую-то страшную тайну о зловещей структуре всего общества, и взрывают всё ко всем чертям. Воодушевляющая музыка, все обнимаются, коррупционеры и диктаторы повержены. Теперь малолетние дебилы должны поддерживать правопорядок и инфраструктуру. О чем, впрочем, кино не снимают – ну, кому это интересно? Снимешь, что справились – не поверят. Покажешь разруху – обидятся.


Ну да. Идеологическая обработка пресловутого мясного поколения постмиллениалов, типа “не надо ни учиться, ни вообще что-то делать, достаточно лишь выйти на Мудан, поскакать там и все – рЫволюция! И сразу все наладится волшебным образом”. Плюс разжигание конфликта поколений, что особенно заметно в “постсоветских странах”. Впрочем, и в тех же САСШ это тоже так, поэтому их в конечном итоге ждет примерно то же самое. Поколение, предназначенное на убой в многочисленных грядущих войнах и катаклизмах 2020-2030-х годов..

Про путешествия во времени наснимали много. Снимают до сих пор. Но ничего особо затрагивающего душу. Пострелушки, мордобои, драки на мечах, попытки поубивать всех плохих, чтобы всем хорошим было хорошо, а заодно стырить где-то мешок золота и зажить как турецкий султан.

В основном вся эта пустота там – от безыдейности и отсутствия представления, что же делать с этим миром. Наши, русские, путешественники во времени выглядят гораздо презентабельное – в основном, у них есть большая цель и обострённая совесть. Война делает в фильме «Мы из будущего» из самолюбивых эгоистических балбесов защитников Родины.


Это да, целью большей части путешествий во времени в исполнении западного кинематографа является банальное желание “стырить где-то мешок золота”..

Гораздо интереснее пласты открываются, когда снимаются фильмы про мелких и шустрых роботов. Вот там начинается чад и угар! В большинстве этих фильмов робота хотят очеловечить. Якобы из гуманных соображений – ну посмотрите, какие они добренькие и плюшевые, разве можно такого не любить. Ну, посмотрите какой он смелый и как защищает человека. Ну и так далее.

Интересно, что хотят? Показать, что железяка может достичь уровня человека? Или что человек ничем не лучше железяки? Сатанизм в чистом виде – создание големов, без души, но выполняющих свои обязанности и дисциплинированно убивающих недовольных.

Может, элита не против заменить со временем на роботов всяко быдло. Роботу ведь ничего не надо доказывать убеждать, вести его идеологическое воспитание и кодирование. Достаточно запрограммировать. И ни за каким бесом люди не нужны тогда.


Да, это вполне заметная тенденция. О ней можно говорить ну очень много, основной смысл – уравнивание людей с роботами, откуда следующий шаг совершенно очевиден – показать, что никакой разницы в общем и нет. И даже еще круче – роботы лучше. “Убить всех человеков, слава роботам!” (с)

В этом плане стоит обратить внимание на детище ниппонского синематографа – аниме. Там тема “роботы – такие же как и мы, и бояться их не надо” продвигается уже давно. Пример – “Время Евы”, 2010 года.



Плюс добавлю еще один ниппонский анимешный тренд – продвижение идеи виртуальной реальности. Типа она ничем не хуже реальности обычной, так что какая разница. Классический пример – анимешный сериал SAO и прочие его клоны и вариации.



Осторожно, тут есть ненорматив. Специально даже именно в таком варианте, ибо он реально прикольный.

Фильм «Идиократия» 2006 года – это для Запада такая дорожная карта – так принято ныне именовать у обезьянничающих все с заграницы русских чиновников слово план. Двое героев – военный и проститутка, в результате научного эксперимента попадают на двести лет вперёд. В Америке, учитывая отрицательный интеллектуальный и культурный отбор, остались только лишь одни дураки. Героям меряют ай-кью, как и всему населению – в обязательном порядке. Вопросы задают на уровне первого школьного класса, но мало кто может на них ответить. И выясняется, что у пришельцев самый высокий в стране уровень интеллекта. Их назначают решать неразрешимые проблемы с обеспечением водой, едой, потому что остальные настолько отупели, что даже не могут понять, а не то чтобы решить проблему.

Самое интересное, что прошло чуть двенадцать лет после выхода фильма. И вдруг оказывается, что он был пророческим. Отупение того же Голливуда тому свидетельство. Отупение народа, который верит, что агенты ГРУ ночью мажут ручки боевым отравляющим гелем «Новичок». Верят, что Россия готовит химические атаки по всему миру и мечтает двинуть на Эстонию танковые и кавалеристские дивизии. Верят в военные учения в морях Белоруссии.. Идиократия в действии. Критическое мышление у большинства западного населения отключено как вредное. Пока там ещё не во все верят, но уже общество Плоской Земли стало всемирным, и не счесть числа участников его.


О да, прогресс.. то есть, регресс прогрессирует буквально на глазах. То, что еще в 2006 году казалось фарсом и стебом, сегодня становится унылой реальностью.

..Главный вопрос – а как вообще наши западные соседи по планете представляют себе будущее? Конечно, в разные времена представления менялись. Так же как менялись взгляды на технику, на людей. Но одно оставалось чётким – в основном, это мрак, раздор, безысходность.

..Конец торжественный. Человечество, насколько можно понять, в массе своей загнулось. Избранные, ну те, которые достойны, свалили с Земли, и на космической станции живут в технотронном рае, сытые и довольные.

По-моему там чётко видны тренды архаизации и расслоения общества. Одним предстоит на ресурсно-истощённой планете кукурузу рубить, а другим – космические станции, супертехнологии продления жизни. Нас приучают, что это справедливо и необходимо? Что спасутся не все? Что не все достойны высокотехнологичного существования?


Ну, в общем-то да. А еще – что грядет резкое сокращение численности населения ибо планета всех не выдержит. Ключевая цель современных глобалистов. И пипл тренируют готовиться к земле.

Ну и какие выводы из всего просмотренного и прочитанного?

Пока что вне покорения и захвата Запад себя не мыслит. Это свойство нашего вида? Нет, это свойство западной цивилизации (ну и некоторых восточных). И искусство у них тоже держится на этих трёх китах – агрессия, покорение, прибыль. Ну а остальное – любовь, мораль, постижение истины – это дело десятое, хоть и бывает приятным бонусом.

Невольно возникает ощущение – а на хрена козе баян? Не лучше ли человечеству вообще сдохнуть, чем проецировать свою мерзость в иные миры и эпохи?

Тут все дело в том, что Западу будущее не нужно вообще.

Бульдозер глобализации Штаты – это настоящая чёрная дыра, затягивающая в свой горизонт событий страны и континенты, чтобы остановить время и закрепить свой статус на веки вечные.

Фукуяма – любимое дитё западных политиков и философов. Его «Конец истории» – своеобразные анналы глобализации. По нему получается, что человечество создало нечто настолько совершенное, что его и развивать больше не надо – западную демократию. А в будущее вам не надо. В будущем будет только хуже. Что умело и изображают все деятели искусства, работающие в фантастических формах.

Не может быть полноценной западной фантастики о будущем, потому что будущего у этого типа цивилизации нет.


Именно так. Основанная на принципе “Сдохни ты сегодня, а я завтра” цивилизация неизбежно обречена на гибель. Пусть не сегодня, но завтра точно.



Ну и вывод:

..Пока конкурентный тип цивилизации нас сделал. Но это ничего Время жадной обезьяны, когда-нибудь кончится. Грядёт конец истории. Для них. А для нас – только начало.

Согласен. Будущее еще не определено (с) и оно будет разным для разных стран и народов. И полагаю, что для нас оно все-таки будет скорее светлым, чем темным, хотя и не скоро и не совсем в той форме, какой многим бы хотелось. Что же, будущее всегда приходит не так, как ожидалось.



Образ Хари Сэлдона потянулся в сторону и книга вновь появилась в его руке. Он открыл ее и сказал:

– Но как бы тяжело вам не приходилось в будущем, запомните и передайте это вашим потомкам, что путь выбран и что, в конце концов, его ждет новая и великая Империя!


В который уже раз даю этот отрывок из азимовского “Основания” у себя. Как по мне, он идеально подходит к сегодняшнему дню с его страхами перед днем завтрашним.

Источник

Современная кинофантастика как отражение страха перед будущим
Современная кинофантастика как отражение страха перед будущим
6

Публикация:

не в сети 2 дня

Виктор Корнеев

Современная кинофантастика как отражение страха перед будущим 2 457
«Здоровенный детина в тренировочных брюках и в полосатой гавайке навыпуск». Курит сигареты. С удовольствием троллит окружающих.
Комментарии: 75Публикации: 276Регистрация: 08-09-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!

© 2019 - 2022 BarCaffe · Информация в интернете общая, а ссылка дело воспитания!

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля