Только вперёд, что бы не случилось!

Процесс вырождения распространяется не только на преступников, проституток, анархистов и умалишенных,…

…но и на писателей и художников, и последние представляют в духовном, а по большей части и в физическом отношении характерные черты, свойственные членам той же антропологической семьи, хотя и удовлетворяют болезненные свои наклонности не ножом или динамитом, а пером или кистью.

Некоторые из представителей вырождения в литературе, музыке и живописи вызывают чрезвычайный шум за последние годы и прославляются многочисленными своими поклонниками как творцы нового искусства, как провозвестники полного обновления в наступающем столетии.

К этому явлению нельзя относиться безучастно. Книги и произведения искусства сильно влияют на массы. Из них данная эпоха черпает свои этические и эстетические идеалы. Когда они безрассудны и противообщественны, они путают и извращают понятия целого поколения. Поэтому необходимо предостеречь его и разъяснить ему истинное значение произведений, вызывающих слепое поклонение, особенно же надо предостерегать молодежь, отличающуюся впечатлительностью и легко увлекающуюся всем необыкновенным и на вид новым.

Ходячая критика этой задачи не исполняет. К тому же исключительно литературно-эстетическая подготовка хуже всего содействует уяснению себе патологического характера этого рода произведений. Художественная критика излагает с претензией на остроумие более или менее мило или высокопарно только субъективные впечатления, навеянные этими произведениями; но она не в состоянии уяснить себе вопросов, не являются ли они плодом больного ума и какого рода душевная болезнь в них проявляется.

1892

Это отрывок из книги – Вырождение. Автор Макс Нордау.

* * *

Замечательный труд автора подвергся страстным нападкам еще раньше, чем вышла вторая часть, в которой окончательно выясняется его основная мысль.

Напали на него и те, кто, по меткому выражению одного из наших философов, создают себе “идолов” вместо “идеалов”, и те, кто присоседивается к знаменитости дня, чтобы обратить на себя внимание, и те, кто вторит разным шарлатанам, умеющим изобретать модные течения или ловко эксплуатировать их в свою пользу, и те, наконец, кто искренно жаждет и алчет правды, но не обладает достаточным критическим чутьем, чтобы разобраться в сложных отвлеченных вопросах, и по-этому, естественно, становится жертвой этих беззастенчивых людей.

Вот эту самую многочисленную группу читателей и имеет главным образом в виду автор, прекрасно понимающий, что интеллигенция во всех цивилизованных странах переживает ныне время, которое можно охарактеризовать словами “в поисках истины”. В новом своем труде автор говорит о “сумеречном” настроении, овладевшем европейской интеллигенцией, как отличительном признаке конца истекающего века.

Прежние идеалы низвергнуты, новые не нарождаются, все, во что мы верили, утратило для многих обаяние, здоровый скептицизм заменился болезненным, чувствуется какое-то разочарование, пресыщение, словно мы опять “постыдно равнодушны к добру и злу”, “ненавидим и любим случайно”, словно “жизнь нас опять томит, как ровный путь без цели”, и мы опять опасаемся, что потомок оскорбит наш прах “насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом”.

_

Человечество начало жить не вместе с нами: историческая его жизнь измеряется уже тысячелетиями, и целые тысячелетия длится его постепенное приближение к большему благополучию, к большей сумме счастья на земле. И всегда ход исторического развития был таков, что идеалы постепенно видоизменялись, коренясь в прошлом, развиваясь в настоящем, подготовляя почву для будущего. Что за странный самообман, принимающий характер самомнения, – думать, что этот вечно неизменный исторический процесс обрывается нашим кратким земным существованием, что грядущее “пусто иль темно”, потому что мы сами изверились в наших идеалах! Это напоминало бы человека, который, будучи опечален и убит изменой любимой женщины, сам пришел к убеждению и стал убеждать других, что истинная любовь на свете невозможна.

Следовательно, самая постановка вопроса нелепа и объясняется исключительно тем, что мы слишком нетерпеливы, хотим сразу видеть на деле результаты той “мысли плодовитой”, в которую мы верили, которой мы увлекались, ради которой готовы были самоотверженно бороться.

Вследствие этого получается потешный оптический обман: вся вековая жизнь человека как бы отождествляется с жизнью данного поколения.

Мы не понимаем, что какие-нибудь тридцать лет составляют ничтожный промежуток времени даже сравнительно с одной только исторической жизнью человечества. Но как ни нелеп подобный самообман, он весьма распространен и является источником того разочарования, того “сумеречного” настроения, которое ныне наблюдается среди интеллигенции и находит себе совершенно ясное выражение в литературе и искусстве с их пессимизмом, склонностью вернуть давно минувшее прошлое, скептицизмом по отношению к тому, что было для нас священным еще так недавно.

1894

Это отрывки из Предисловия, написанного к русскому изданию книги – Вырождение, перевод Р.И. Сементковского, автор книги Макс Нордау. 

Почти 130 лет назад издана эта книга. А написано, как будто о нашем времени. В книге ещё много интересного.

Ещё один отрывок из этой книги:

– Тот, кто читал “Дворянское гнездо” Тургенева, помнит, конечно, конец этого прекрасного произведения. Герой его Лаврецкий посещает дом, в котором разыгрался роман его жизни. Все осталось неизменным: в саду по-прежнему благоухают цветы, на лужайке весело резвится молодежь, только Лаврецкий состарился, и смотрит он в глубокой печали на картину природы, которая радостно возрождается и которой мало горя до того, что любимая им девушка исчезла и что он сам превратился в утомленного, разбитого жизнью человека. Сознание Лаврецкого, что среди этой вечно юной и цветущей природы ему одному нет места, предсмертный крик Алвинга “солнца, солнца” в “Привидениях” Ибсена,– вот истинное настроение “конца века”.

_

Отдельная благодарность Виктору Ткаченко, который познакомил меня с этой книгой, а так же благодарность всем тем, кто не только смотрит-слушает мои видео, но и делится в комментариях книгами, которые я ещё не читал.

На этом всё, читайте книги – в них всё давно разложено по полочкам, достаточно только прочитать, канал Веб Рассказ

Эта тема озвучена Юрием Шатохиным в видео, текст ниже:

Ссылка на видео: https://youtu.be/CCwQhrqkuNw

* * *

До свидания.

  • Только вперёд, что бы не случилось!
  • Только вперёд, что бы не случилось!
  • Только вперёд, что бы не случилось!
  • Только вперёд, что бы не случилось!
  • Только вперёд, что бы не случилось!
  • Только вперёд, что бы не случилось!
  • Только вперёд, что бы не случилось!
  • Только вперёд, что бы не случилось!
  • Только вперёд, что бы не случилось!
  • Только вперёд, что бы не случилось!
  • Только вперёд, что бы не случилось!
  • Только вперёд, что бы не случилось!
  • Только вперёд, что бы не случилось!
6

Автор публикации

не в сети 3 часа

Кристобаль Хунта

Только вперёд, что бы не случилось! 312
Кристобаль Хозевич Хунта, заведующий отделом Смысла Жизни, был человек замечательный, но, по-видимому, совершенно бессердечный. Некогда, в ранней молодости, он долго был Великим Инквизитором и по сию пору сохранил тогдашние замашки. Почти все свои неудобопонятные эксперименты он производил либо над собой, либо над своими сотрудниками...
Комментарии: 73Публикации: 115Регистрация: 13-08-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!