Первый ж.д. вокзал в Иванове был построен в 1894 году, небольшое симпатичное, в основном, деревянное здание в русском стиле. Город тогда носил имя Иваново-Вознесенск, но станция называлась Иваново.
После революции безуездный город стал центром вновь образованной губернии, а в 1929 году возглавил целую промышленную область, присоединив территории, принадлежавшие ранее Ярославлю, Владимиру и Костроме. Похоже, в Кремле учли вклад революционных ткачей в дело становления Советской власти.
Поговаривали даже о возможном переносе столицы РСФСР в Иваново-Вознесенск и под будущие нужды в 1930 году затеяли строительство нового вокзала. Но, увы, дело с переносом застопорилось. Причины могли быть разными: слишком ранний уход из жизни М.В.Фрунзе; временное ослабление контроля над фабричными рабочими, в результате чего в Вичуге (которая чуть позже станет одним из очагов стахановского движения) начались забастовки (якобы, из-за них город лишили гордой приставки -Вознесенск); неэффективное управление присоединенными территориями (для укрупнения регионов было еще рановато). Кто сейчас разберется, что именно помешало сбыться честолюбивым надеждам? Возможно, последней каплей стали репрессии, прокатившиеся по старым ивановским большевикам. Уж они-то прекрасно знали, что в 1905 году главный центр борьбы с самодержавием не находился в Закавказье, как постулировалось в учебниках по истории ВКП(б). Вскоре промышленная область распалась на 4 субъекта и город Иваново остался с огромным вокзалом на одну тупиковую ветку. При этом здание станции 19 века сохранилось, хотя уже и не использовалось по назначению. Остается загадкой, почему его не снесли. Возможно, потому что под его окнами в 1905 году без суда и следствия была зверски растерзана черносотенцами Ольга Генкина, невеста будущего главного партийного историка Ярославского. Так или иначе, но каждый ивановец с рождения знал, что в городе есть два железнодорожных вокзала: “старый” и “новый”. “Новый”, к тому же, кардинально реконструировали примерно каждую четверть века. С последней переделкой, правда, сильно подзатянули, как теперь выяснилось, к лучшему. Прежний губернатор Мень ограничился (и слава Богу!) перекраской серых стен в мерзотный бледно-желтый цвет, последовавший за ним Коньков не проявил к вокзалу вообще никакого интереса, а вот нынешний руководитель области Станислав Воскресенский начал свою деятельность именно с железнодорожного направления. Сначала прицепом за тепловозом появилась “Ласточка” , и что самое удивительное, никуда не исчезла, несмотря на достаточно распространенные пару лет назад сомнения в ее экономической целесообразности, а теперь вот очередь дошла и до вокзала. Причем инициатором и здесь выступил Станислав Воскресенский, и как говорят сами архитекторы, именно он давил на руководство Российских железных дорог, чтобы реконструкция шла по намеченному плану, а не по привычным для РЖД рельсам.
Впрочем, поначалу существовали серьезные опасения. В начале 2018 года на общегородское обсуждение вынесли несколько проектов, один из которых был весьма неплох и предлагал вернуться к облику 30-х годов, практически, к голимому конструктивизму. Я конечно же голосовал за него.
Особенно мне понравились угловые стеклянные окна и сплошное остекленение слева от входа.
Это очень похоже на то, что было когда-то, за исключением двухскатной крыши над основным пространством вокзала и более поздних пристроек.
Даже после двух реконструкций угловые окна кое-где оставались, окончательно исчезнув в начале нулевых, очевидно, по соображениям экономии тепла.
Зато остальные эскизы выглядели откровенной дичью, например, с гигантскими палехскими медальонами вместо круглых окон. Новый губернатор в то время уделял особенное внимание Палеху, так что вероятность принятия именно этого проекта была достаточно высока.
Победил менее дикий, но тоже, весьма “художественный” вариант с картинками
Именно он и был представлен Путину, так что вероятность увидеть в итоге что-то другое, казалось бы, устремилась к нулю. Однако, за несколько месяцев до описываемых событий вокзал признали объектом культурного наследия. Видимо, это сыграло решающую роль в перемене настроений архитекторов и команды губернатора. Было принято абсолютно разумное решение взять все самое интересное от предыдущих переделок и придать всему этому фешенебельный вид. Жаль, конечно, что не решились на слом части поздних пристроек для возвращения к более строгим и чистым формам. Жаль, что не восстановили угловые окна и сплошное остекление слева от входа. Впрочем, архитекторы Борис Матвеев и Елена Франчян из Faber Group поступили в духе конструктивистов 20-30 годов прошлого столетия. Этот стиль предполагал повсеместное использование бетона, стали и стекла, которые еще долго после окончания гражданской войны были в огромном дефиците. Поэтому для имитации бетона в те годы использовался белый силикатный кирпич, а для имитации стекла – красный. Современные зодчие снаружи вокзал выкрасили в серый цвет, кроме тех мест, где по первоначальному проекту 30-х годов предполагалось сплошное остекление, эти места закрасили темно-красным. Весьма остроумно!
Я не стану рассуждать о потраченных суммах и качестве выполненных работ. Наверное, можно было бы сделать несколько дешевле, чем за лярд 200 лямов с гаком. Бросается в глаза, что кое-что исполнено дорого, качественно и богато, а на чем-то прям сэкономили. Какие-то устранения и мелкие переделки будут неизбежны. Но это уже текущие дела РЖД. Я же хочу показать вам, дорогие читатели, что получилось в итоге. И скажу сразу, мне этот итог очень понравился. Остается надеяться, что результатом прониклись не только команда губернатора и архитекторы, но и руководство РЖД, которое теперь бережнее станет относиться к историческому наследию, а может быть даже начнет возвращать к первоначальному виду уже испорченные переделками станции.
Тем, из вас, кто никогда не был в Иванове, я рекомендую внимательно прочитать пост уважаемого Перископа, который побывал у нас незадолго до начала реконструкции.
А теперь за мной, дорогой читатель, идем смотреть вокзал! Первое, что бросается в глаза – отсутствие на привычном месте часов.
Зато внутри ощущение, что ничего не изменилось, просто убрано все лишнее.
Однако это ощущение обманчиво. Почти всё, включая внутренние стены, полы, колонны и потолки, сделано с нуля.
В главном “синем” зале от прошлой жизни остались только отреставрированные мозаики.

А вот барельефы на противоположной стене изготовлены заново, повторяя форму старых. Когда то в этой части вокзала располагался популярный в городе ресторан. И панно служило украшением его стен. На мой взгляд, украшения эти совсем не обязательно было оставлять. Не весть какое произведение искусства! Но новые получились даже лучше, можно сравнить с прежними вот здесь.
Меня всегда слегка напрягало в этой композиции отсутствие симметрии. Напрашивается отзеркаливание одного из двух парных боковых элементов. Ясно, почему так было сделано раньше – чтобы сэкономить на изготовлении трафарета. Но совершенно не понятно, почему не решились отзеркалить сейчас. Говорят, помешал статус памятника.
Для визуального поддержания барельефов на колонны и выступающие части стен был наложен пестрый узор.
Его рисунок повторяет один из агитационных ивановских ситцев, которые массово выпускались в 20-е и 30-е годы на фабриках нашего города. Отлично придумано!

“Синий” зал безумно эклектичен. Он красив и сочетает в себе сразу несколько стилей. Смотрим с центра на бывшую справочную, превращенную ныне в буфет, и видим, что это арт-деко.


Чужеродными выглядят стандартные РЖД-дисплеи. На открытии говорилось о том, что благодаря новым технологиям, энергопотребление вокзала снизится на 20%. Но если заменить дисплеи на старомодное расписание, набранное объемными металлическими буквами какого-нибудь стильного шрифта, можно сэкономить на электричестве еще немного))) На мой взгляд именно изобилие стандартной для РЖД инфо-графики стало головной болью архитекторов.
Зато дубовые кресла просто великолепны! Что-то похожее когда-то стояло на Северном речном вокзале в Москве.
У розеток есть с гнезда USB для зарядки телефонов.
По бокам светильники.
В центре зала установили ткацкий станок, чтобы у приезжающих не возник вопрос, где находится текстильная столица России ))




Пол, как и раньше, выложен метлахской плиткой.
Потолок не менее прекрасен.

А вот этими фонарями я не проникся.
Первые несколько дней пассажиров знакомили с историей Ивановского края с помощью раскладного интерактивного чемодана.
Возможно, еще там и стоит.
Туалеты теперь находятся в “синем” зале. На прошлой неделе были бесплатными, хотя окошко для кассира имеется.
Цвет фирменный, РЖД )))
Нержавеющая сталь воскрешает в памяти туалеты в вагонах )))
Во время первой реконструкции в 50-е годы общее пространство вокзала было поделено на две части. Во время второй переделки “красный” зал получил металлический навесной потолок и бетонный пол.

Фрагмент старого пола с олимпийской символикой бережно сохранили.

К моему удивлению, отреставрировали знаменитое панно художников Родионовых, на котором изображены основные герои событий 1905 года. Фёдор “Отец” Афанасьев, Евлампий Дунаев, Ольга Варенцова, Миша Фрунзе, Авенир Ноздрин. Внизу поджидает зазевавшегося полицейского боевик Иван “Станко” Уткин с пистолетом в руке. Боевик, однако.
Место действия и героев этой картины мне определить не удалось
Зато со следующей все предельно ясно. Место: площадь перед Региональным отделением партии “Единая Россия”, ой, это сейчас, а тогда здесь располагалась городская управа. На ящиках перед народом – будущий первый губернатор и создатель Ивановской области товарищ Арсений, он же Михаил Васильевич Фрунзе.
Раньше здесь располагался зал ожидания. Сейчас – городское культурное пространство для выставок и концертов. А вот и первая мультимедийная выставка “Вокзал как Эпоха” по истории вокзала, рассчитаная на 5 дней работы.



В целом при посещении здания складывается ощущение, что попал в то самое знакомое и привычное с детства пространство, в котором, наконец-то, навели порядок и сделали косметический ремонт. Но снаружи появилось кое-что новенькое. Подземный переход на платформу! Второй, после легендарного бурылинского, подземный ход, доступный горожанам.
Лестница, правда, крутовата. Колясочникам на ней придется туго.
Очень нравится шрифт
Выходы из подземного перехода в темноте смотрятся завораживающе.
Часы, как вы могли уже заметить, на вокзале везде. Кроме привычного законного места на фасаде. Впрочем, то же самое произошло и со старым вокзалом, часовая башенка над входом пустует до сих пор.

На платформах появились навесы
Тоже в фирменных цветах РЖД

Вокзал уже работает и обживается людьми. Приходите и приезжайте полюбоваться на него, пока он девственно чист и прекрасен. Ещё горят все лампочки и все одного спектра. На роскошных дубовых скамьях ещё не оставили след “здесьбыльщики”, дембеля и влюбленные. Нет ларьков с прессой, банкоматов и торговых павильонов. Когда-нибудь, конечно, появятся, куда ж без них, надеюсь под строгим контролем Faber Group
А наша короткая экскурсия закончилась. Пора на выход! Двери, кстати, исключительно хороши.
Что не могли не заметить местные фотографы, моментально начавшие осваивать новое пространство.
Хочется еще раз поблагодарить всех причастных к этому проекту: председателя правления РЖД Белозерова, губернатора Воскресенского, его помощника Курбатова, архитекторов Франчян и Матвеева и многочисленных безымянных инженеров и строителей, потрудившихся над возвращеним в строй такого прекрасного здания!
P.S. В китайском учебнике по привлечению инвестиций на первой странице сказано, что если город расчитывает на инвесторов, в нем должны быть:
гостиница 5 звезд, аэропорт, вокзал, хорошая дорога от аэропорта до гостиницы. Почти всё у нас теперь имеется. Пора городу заняться пятизвездочным отелем! )))