Российские железные дороги (РЖД) обновили план инвестиций до 2023 года. Объем вложений был существенно увеличен — на 137.5 млрд. рублей. Основная сумма пойдет на расширение БАМа и Транссиба. Как сейчас это принято называть — на строительство БАМа-2.
Напомню своим читателям, что за транспорт в правительстве отвечает напрямую первый вице-премьер Андрей Белоусов. В системе государственного капитализма, курс на строительство которого взят правительством, именно транспорт и инфраструктура играют одну из ключевых ролей. Поэтому Белоусов не мог не заняться данной отраслью лично.
РЖД также находятся в прямом подчинении Белоусова. По признанию самого первого вице-премьера, он на связи с главой РЖД Олегом Белозеровым каждый день.
Андрей Белоусов.
Итак, рассмотрим подробно инвестиции РЖД до 2023 года:
- 2021 г.: 679.6 млрд. рублей
- 2022 г.: 837.2 млрд. рублей
- 2023 г.: 766.8 млрд. рублей
В 2021 году объем вложений, по сравнению с предыдущей версией плана, снизится на 63.2 млрд. рублей, однако в 2022-23 гг. будет резкий рост. Итого плюс 137.5 млрд.
Особое внимание я бы хотел обратить на участок Артышта-Междуреченск-Тайшет. Это около 200 км. от Южного Кузбасса до начала БАМа. В настоящий момент данный маршрут перегружен, что существенно тормозит экспорт угля.
Начало БАМа (Тайшет) на карте:
Карта БАМа.
Фактически БАМ и Транссиб «сливаются» в Тайшете, что позволяет развести поезда по двум направлениям. Однако до этого места участок в 200 км. поезда могут проходить сутками.
Инвестиции в линию Артышта — Междуреченск — Тайшет являются приоритетной задачей РЖД. Это и есть тот самый БАМ-2, о котором так много говорится.
Помимо этого я бы хотел обратить внимание на иное направление. А, именно, на развитие пассажирских перевозок на юге России (проект Южного кластера). Данное направление важно с точки зрения развития логистики отечественного туризма. Напрямую РЖД не будет получать никакой прибыли от роста пассажирских перевозок на юге. Однако рост внутреннего туризма является важным драйвером развития региональной экономики.
Согласно проекту Южного кластера, железную дорогу предполагается отодвинуть от побережья Черного моря, и перенести в горы.
Таким образом, на примере транспортной отрасли мы видим яркую реализацию политики государственного капитализма. В отличие от системы либерального монетаризма, прибыль и рентабельность самой логистической инфраструктуры, а также доходы РЖД не ставятся во главу угла т.к. они не рассматриваются отдельно от развития всей экономики. Транспорт служит лишь драйвером роста регионов и создает базис для развития иных отраслей.