Художник Самуэль Люк Филдс: рыцарь без принципов

Бабушка художника, Мария Филдс, занималась самым настоящим политическим активизмом. Вела собрания манчестерских социал- демократов, читала с трибуны пламенные воззвания. Словом, была символом борьбы английских женщин за равные избирательные права. И всё это — в начале царствования Её величества королевы Виктории…

А ещё эта яркая личность души не чаяла в своём внуке по имени Люк. И вплотную занималась его воспитанием. Угадайте, дорогой читатель, какого рода идеалы сидели в голове одарённого выпускника Уоррингтонской художественной школы Самуэля Люка Филдса, когда тот выиграл стипендию на обучение в столице Соединённого Королевства?

«Венецианка с флягой», 1870, холст, масло
«Итальянская сценка», 1900, холст, масло

Вот-вот. Его знакомство с таким однокашником по Кенсингтонской школе, как Фрэнсис Монтегю Холл, переросло в крепкий творческий союз как раз на почве «левых» идей. А именно: совместного увлечения живописью в стиле социального реализма. Художники данного направления критиковали современное им устройство британского общества. Акцентировали внимание на вопиющих условиях труда и быта низших социальных слоёв. Постепенно движение социальных реалистов охватило всю Европу, а затем и весь мир, просуществовав вплоть до 60-х годов XХ столетия. Но речь сегодня не об этом.

«Претенденты на работу». 1874, холст, масло

Итак: впечатлившись полотнами Фредерика Уокера (которого некоторые прерафаэлиты считали чуть ли не лучшим художником XIX века), наш герой, равно как и его друзья-единомышленники, приступил к сольной карьере. Правда, пока ещё не в роли живописца.

«Вдовец», 1875, холст, масло
«Английская девушка», холст, масло
«Венецианская цветочница», 1877, холст, масло

Поначалу Филдс зарабатывал на жизнь созданием иллюстраций для модных периодических изданий. Совсем не тот путь, которым грезил молодой художник… И всё же именно на этом наш герой (как казалось в конце 60-х ему самому) достиг своей мечты. То бишь стал сотрудником знаменитого еженедельника «The Graphic». Газеты, в огромной степени повлиявшей на становление и развитие новой живописной школы Туманного Альбиона.

«Возвращение кающейся», 1879, холст, масло
«Туалет на свежем воздухе», 1889, холст, масло
«Доктор», 1891, холст, масло

Почему применительно к Филдсу мы говорим об этой вакансии как о «работе мечты»? Да потому, что во главе издания стоял небезызвестный Уильям Льюсон Томас. Близкий друг Чарльза Диккенса, превосходный администратор и убеждённый социалист. Его воззрения точь-в-точь совпадали с идеалами, которые исповедовал в своих ранних произведениях Сэмуэль Люк Филдс. Оба мечтали о том, как при помощи ярких, достоверных, полных глубочайшего психологизма образов изменят мнение косной британской общественности касательно несовершенства местных социальных институций.

«Наивность»,1873, холст,масло

Для героя нашей статьи наступала золотая пора свободного творчества. Его кисть, и прежде имевшая свойства непринуждённой лёгкости и свободы, творила удивительно проникновенные, какие-то совершенно «неанглийские» картины. Подобно русским передвижникам, чей расцвет придётся на последующее десятилетие, наш герой находил путь к сердцам широчайшего круга зрителей, умея рассказывать о жизни простого человека с огромным уважением и симпатией. Его стали узнавать и хвалить, ему благоволила критика и спонсоры.

«Уход за больным», холст, масло

Вот тут-то и произошла удивительная… даже не сказать, чтобы «трансформация» нашего героя. Скорее — вместе с раскрывшимся на волне вдохновения дарованием в мистере Филдсе пробудились дремавшие амбиции, включая финансовые…

Филдс бросает иллюстрации и с головой уходит в живопись.

«Любовное послание», холст, масло

На пике творческого и карьерного взлёта (то бишь в самом конце 70-х годов XIX века), всё ещё пребывая в статусе социального реалиста, наш герой постепенно переквалифицируется в портретиста. И принимается писать образы вельмож и чиновников, аристократов и нуворишей, отводя социально-ориентированным жанровым полотнам второй план своей творческой деятельности. Отныне знаковые персонажи картин Люка Филдса — те самые сливки общества, которые он так страстно (даром что заочно) критиковал в 60-е. Обласканный высшим светом и заслуживший его овации за портреты членов королевской семьи (сказать по чести — одни из лучших в то время), он получает рыцарское звание. И неофициальный статус придворного живописца.

«Георг V в Коронационной мантии», 1911, холст, масло
«Портрет Александры Датской», 1905, холст. масло

Воистину, Судьба обожает иронию. А самым коварным из своих орудий справедливо числит «медные трубы». Тот, кто в молодости призывал ценить золото волос красавицы-крестьянки превыше золотых украшений надменной дворянки, забыл дорогу в бедные кварталы лондонского Ист-сайда. Герой нашего рассказа мог бы войти в Историю как настоящий провозвестник эры перемен. Но предпочёл остаться артефактом уходящего века нобилитета.

«Миссис Артур Джеймс», 1895, холст, масло
«Его Величество Эдуард VII, покровитель ремесла», 1902, холст, масло

Ловкий рыцарь в доспехах из былых заслуг, он перехитрил сам себя. И потому редкий искусствовед сегодня припомнит имя сэра Сэмуэля Люка Филдса.

«Леди Ройдс», 1908, холст, масло
Художник Самуэль Люк Филдс: рыцарь без принципов
Художник Самуэль Люк Филдс: рыцарь без принципов
6

Публикация:

не в сети 3 дня

B e a u t e

Художник Самуэль Люк Филдс: рыцарь без принципов 3 839
Дневная порция эстетического наслаждения...
Комментарии: 23Публикации: 684Регистрация: 18-08-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!

© 2019 - 2022 BarCaffe · Информация в интернете общая, а ссылка дело воспитания!

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля