После “перестройки” сама жизнь выталкивала Валерия Гаврилина в эмиграцию – сколько классических музыкантов уехали, спасаясь от нищеты и беспросветности.
А он больной, истерзанный инфарктами, говорил: «Мне на Родине Родины не хватает»
Эта тема озвучена мной (автором статьи) в видео, текст ниже:
Ссылка на видео: https://youtu.be/tQeOrNNoYdU
* * *
Но отчего же тех, кто уехал, мы кажется, лучше понимаем и помним, чем тех, кто остался?..
После 1993 года сочинения Гаврилина перестали исполнять и записывать. Великий композитор, чтобы как-то заработать, вместе с пианистом Александром Каганом играл в четыре руки чужие сочинения.
Однажды ему позвонили и предложили Президентскую стипендию. Он отказался: «Какое право я имею получать эти деньги, когда люди по полгода не получают зарплату?» Отказался Валерий Александрович и от операции в зарубежной клинике: «Сколько мне Богом отпущено, столько и проживу…»
28 января 1999 года композитор умер, не дожив и до 60 лет.
Пока складывался этот очерк, я всё слушал и слушал Гаврилина, находя его музыку в интернете. Вдруг выплыла ко мне Мария Пахоменко, ещё девочка совсем, в белом платье. Песня «Любовь останется». А я слышал её чуть ли не в младенчестве.
Я и потом слышал эту песню то из колхозного репродуктора, то где-нибудь из окна клуба или а посаде. И всегда думал, что песня народная, а оказалось… Гаврилина.
17 августа Валерию Гаврилину исполнилось бы 80 лет. Уже 20 лет живём без него.
Многое ли мы помним о человеке, которого почитали гением Шостакович и Свиридов, Таривердиев и Андрей Петров, Шукшин и Астафьев? Что звучит в нас при звуке его имени? И звучит ли?
Песня «Мама»: «Тихая моя, добрая моя, нежная моя мама…»
Озорная Тарантелла в балете «Анюта», восторженный полёт Кати Максимовой.
Задорная «Шутка» в исполнении Эдуарда Хиля и Людмилы Сенчиной: «Дождь за окнами, идёт за окнами, шумит за окнами опять. Мы заохали, и вы заохали – нельзя гулять…»
И конечно, музыка, которую мы слышим, но не узнаём, не ведаем, что и это – Гаврилин. Его грустные вальсы. Множество мелодий, безвестно растаявших в фильмах и телепередачах. Музыка к 147 спектаклям…
* * *
Деревня, в которой в 1941 году оказался будущий композитор, называется Воздвиженье. Это недалеко от Вологды. Там был детский дом, куда директором назначили Клавдию Михайловну, маму Гаврилина. Отец ушёл на фронт и погиб. Мужчин в округе не осталось.
Через дорогу от Воздвиженья – деревня Перхурьево. Здесь сохранился дом, в котором жили Гаврилины. После войны в деревню вернулся только один солдат, да и тот без ног.
Гаврилин вспоминал, что первый послевоенный год выдался страшнее военных. «В нашей деревне только женщины и дети. Еда – сушёная крапива, кора, перемороженная гнилая картошка, выбитая ломами из земли, залитой осенними дождями и тут же схваченной небывало ранними злыми морозами. Трещали от ледяной боли и люди и скот, и бревно, и воздух. Толпы голодных обмороженных людей всю зиму бродили по окрестностям…»
Через много лет, работая над своими «Скоморохами», Гаврилин сам напишет стихи к одной из частей этой загадочной и многострадальной оратории ( в 1979 году её публикация и исполнение были запрещены)
Ой, ты, чёрная река,
Ой, да ты бежишь, шумишь.
А я не знаю, я не угадаю, как жить!
Разорвите белу грудь,
Ой, да посмотрите на тоску.
А по лицу, лицу мойму красиву
Слёзы льют!
Ой, ты, нонешний народ,
Ой, да всё мучительный!
А я не знаю, я не угадаю, как жить…
Гаврилин только в 11 лет впервые прикоснулся к пианино. В детдоме.
В 1950 году арестовали маму Клавдию Михайловну. Отобрали всё: дом, хозяйство, даже одежду. Нянюшка привела Валерия в село Ковырино близ Вологды, в детдом, и всю дорогу он шёл босиком.
* * *
Интервью с вологодским искусствоведом Натальей Серовой. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Дружила с Валерием Гаврилиным в последние годы его жизни.
– В чём уникальность Гаврилина как человека и композитора?
Наталия Серова: В нём человек был равновелик художнику. Он был тишайшим, сокровенным человеком невероятной образованности и культуры. Все годы нашего знакомства меня удивляли объёмы им прочитанного и осмысленного. Думалось – ну когда он успел всё это узнать?..
Нынче стало модно заявлять: пишу музыку (или книги) для себя. Для просвещённых и посвящённых. А музыка Гаврилина – для всех.
Он нуждался в контакте как с самым широким кругом слушателей, так и с дорогими ему современниками: Шукшиным, Астафьевым, Беловым, Распутиным, Курбатовым…
– За что он больше всего переживал?
Наталия Серова: За каждого отдельного человека, который и составляет народ. Он поразительно чувствовал боль другого на расстоянии. Когда у его первой учительницы музыки Татьяны Дмитриевны Томашевской умер муж, каждый месяц Валерий Александрович стал присылать ей деньги. Татьяне Дмитриевне сейчас идёт 94-й год, двадцать лет как Валерия Александровича нет, но каждый месяц от Гаврилиных из Санкт-Петербурга в Вологду приходят эти деньги.
Когда в течении одного года умерли мои папа и мама, Валерий Александрович несколько часов «разговаривал» меня по телефону.
Как-то перед Новым годом его попросили поздравить земляков-вологжан, и он написал: «Милые мои земляки! Хотел бы сказать, что если мы хотим жить счастливо, то наперекор всему – своим настроениям, своей бедности, своим тревогам – старайтесь делать добрые дела. Понемножку. Пусть маленькие дела. Не надо большие. Но приучайте себя не грубить соседу, отдавать, если у тебя есть что. Помогать по мелочам. И вы увидите, как сразу вам будет светлее в жизни. Нам всем тогда будет лучше…»
– Он часто приезжал на родину, в Вологду?
Наталия Серова: Он много болел и часто приезжать не мог, но такого сыновнего отношения к родной земле я ни у кого не видела. Разве что у Василия Ивановича Белова. У них обоих была какая-то странная, непостижимая, неразрывная связь с их вологодской землёй, боль за неё. Когда вышли первые главы повести Белова о Гаврилине, Василий Иванович принёс мне журнал (Наш современник) с надписью: «Наташе Серовой, которая понимает трагическую судьбу Гаврилина и мою».
– Музыка Гаврилина, как и его судьба, – трагическая?
Наталия Серова: Думаю да. Его отец Александр Павлович заведовал РОНО, у него была бронь, но он пошёл на фронт добровольцем и погиб под Ленинградом в 42-м году. Мама была репрессирована. Но в музыке он переплавлял трагедию в чистейший, невероятный мелодизм.
Музыка Гаврилина давно стала безымянным фоном нашей жизни, частью её воздуха. В годы перестроечного беспредела я спрашивала Валерия Александровича, что сейчас самое важное? И услышала неожиданное: «Братство». И, конечно, не согласилась с ним: ну какое братство, если ударить или убить человека стало обычным делом? «Братство, – спокойно, твёрдо заключил Валерий Александрович, – другого выхода просто нет». Он считал, что без братства не может быть ни свободы, ни равенства, да и самой России.
– Скажите, пожалуйста, нашим читателям, которые не слышали Гаврилина: с чего начинать его слушать?
Наталия Серова: Малышам – с весёлых пьесок, написанных для них, с песенки «Белая ворона»
Любителям эстрады – с его песен.
Балетоманам – с «Дома у дороги», «Женитьбы Бальзаминова», с «Анюты».
И всем – с его изумительных вальсов.
– А что у вас самое любимое гаврилинское?
Наталия Серова: «Русская тетрадь», которая при первом исполнении вызвала слёзы у Дмитрия Дмитриевича Щостаковича.
– Знаю, что Гаврилину был близок пушкинский мотив «Нет, весь я не умру…»
Наталия Серова: В нашем с Валерием Александровичем споре о братстве прав оказался Гаврилин. Лет десять назад у нас само собой сложилось гаврилинское братство из его слушателей и исполнителей. Музыканты, библиотекари, музейщики исповедуют и играют Гаврилина. В этом году молодой архивист восстановил родословие отца композитора Александра Павловича.
И планы конкретны. В Санкт-Петербурге готов памятник Гаврилину работы скульптора Юрия Евграфова. Но подвели спонсоры – нет восьми миллионов, чтобы отлить его в бронзе.
В планах мэрии Вологды назвать его именем одну из улиц. А со временем и создать мемориальный музей.
Ровесник Валерия Гаврилина выдающийся польский кинорежиссёр Кшиштоф Занусси, эрудит и меломан, автор фильмов о великих композиторах Витольде Лютославском и Кшиштофе Пендерецком, был потрясён музыкой Гаврилина и уехал из Вологды с его дисками.
Но он был удивлён и тем, почему у нас так мало говорят о Гаврилине, так мало им гордятся. И в самом деле: почему?
Из дневника Валерия Гаврилина:
О музыке
Думаю, что самое главное в музыке – общение между слушателем и исполнителем, поле между ними. Когда оно есть, в зале возникает эффект братства людей. Это самая прекрасная задача, которую решает искусство.
О нежности
Учить тонкости, чуткости – а отсюда – нежности обращения людей друг к другу – а это для нас, людей, живущих одновременно и вместе, – самое главное!
О любви
Музыка, сердце моё, жизнь моя, не учи людей жить, учи любить, страдать, и… ещё любить, и ещё любить.
О земном и небесном
Громадное количество новых храмов и монастырей не спасло нравственности России. Господин рубль не дал. Так и искусство не поможет, если всё общество тщится о земном благе.
О смерти
Всё чаще мне кажется, что музыка умерла. С колыбели – в доллары. Ведь это смерть. Утешьте меня. Скажите: ведь это ещё не конец?
О церкви
Эпоха окончательного падения Церкви и религии сейчас. Раньше гнали Церковь, но учили выполнять Божьи заветы. Теперь приветствуют атрибутику Церкви, но открыто не выполняют ни одного учения Господня.
Пророчество
Рост и укрепление антинарода – бандитов, вымогателей, насильников, чиновников, звёзд кино и шоу-бизнеса, которые обложат данью всё человечество и подчинят его себе. Между антинародом и народом – правоохранительные органы и медицина, которые будут тесно связаны и будут работать под руководством антинарода.
Автор этой статьи – ДМИТРИЙ ШЕВАРОВ. Российская Газета-Неделя № 179 от 14 августа 2019
Ссылку на статью дать не получится – в онлайн версии Российской Газеты-Неделя этой статьи нет. В бумажной газете, которую я купил – есть, а на сайте РГ-Неделя полосы 4 и 5 отсутствуют. Я не знаю чем это объяснить – может быть тем, что бумажную газету и онлайн версию делают разные люди? Можете зайти на сайт и убедиться – сразу после 3 полосы идёт полоса 6, а 4 и 5 нет. Расширенный поиск в Сети именно по этой статье не дал никаких результатов.
* * *
Эта тема готовилась мной 16 августа, а на сайте РГ-Неделя эта статья всё же появилась на следующий день, сегодня 17 августа, в день рождения Валерия Гаврилина – Услышать Гаврилина – это мне подсказал одни из подписчиков моего канала.
* * *
В этой теме статья в сокращённом варианте и не в той последовательности, в которой была в газете.
Послушайте песню “Любовь останется” и многие из вас, кто жил в СССР, увидят, что знакомы с музыкой Валерия Гаврилина давно, чуть не с пелёнок. А так же композицию – Тарантелла из балета “Анюта”.
* * *
Ещё слова Валерия Гаврилина, сказанные им в 1985 году, о Василии Шукшине:
– Я не был знаком с Василием Макаровичем, хотя, казалось бы, должен был. Где-то рядом, близко проходили наши пути. Он хотел, чтобы я писал музыку к фильму по его сценарию «Мой младший брат», но совместная работа не состоялась, не успели… Живет песня «Два брата» на слова Виктора Максимова, которая должна была войти в будущую картину.
Еще раз я «встретился» с Шукшиным, когда Михаил Ульянов пригласил меня писать музыку к спектаклю «Степан Разин» по кинороману «Я пришел дать вам волю» в Театре имени Вахтангова. Из музыки к спектаклю в «Перезвоны» вошли два фрагмента.
То, что Шукшин исповедовал, над чем мучительно думал, постоянно отзывается во мне. Корни его искусства глубоко уходят в родную землю.
Валерий Гаврилин. Монолог с отступлениями. Литературная газета. 1985 год
* * *
Ссылки:
Как цари убили смех на Руси – это строка из оратории Скоморохи, в 1979 году её публикация и исполнение были запрещены в СССР.
https://youtu.be/2Kj8YlVbMW… Песня “Любовь останется” Мария Пахоменко (1977)
https://youtu.be/ywvyaTsODw… Песня «Мама»
https://youtu.be/5mxEVtx2qyY Тарантелла в балете «Анюта». Танцует Катя Максимова.
https://youtu.be/xqnwgFMkvz… «Шутка» в исполнении Эдуарда Хиля и Людмилы Сенчиной
https://youtu.be/P-Pdqo1Air… Песня «Два брата»
https://myzcloud.me/artist/… Валерий Гаврилин. Слушать музыку и песни.
https://myzcloud.me/artist/… Альбомы. Валерий Гаврилин 9 альбомов:
1. Анюта. Фильм-Балет + Сюита. 1982
2. 12 Зарисовок Для Ф-Но В Четыре Руки 1982
3. Музыкальный телетайп 4. 1988
4. Russian Vocal School. Songs. 1995
5. Перезвоны. Диск 1. 2003
6. Перезвоны. Диск 2. 2003
7. Скоморохи + Военные Письма. 2003
8. Русская Тетрадь, Времена Года. 2007
9. Немецкие Тетради. 2010
Книга. Белов В.И. Голос, рожденный под Вологдой: Повесть о композиторе Валерии Гаврилине. Журнал Наш современник. № 9 2004.
На этом всё, всего хорошего, канал Веб Рассказ
* * *