«Чёрный список» Голливуда: как фабрику грёз «чистили» от коммунистов

Как ни парадоксально, но Голливуд с начала своего существования и до наших дней является довольно левым. Конечно, сейчас там скорее «розовые», чем «красные», но так было далеко не всегда. В Голливуде в 30-40-е годы работали тысячи коммунистов.

Мы из Советского Союза!

В 1930-м году в Лос-Анджелес прибыла серьёзная кинематографическая делегация из СССР, во главе с Сергеем Эйзенштейном. Был в её составе и кинорежиссёр Александров – автор советских кинокомедий, вошедших в золотой фонд кино. Комедии были сняты по голливудским лекалам, разве что содержание было иным.

Делегация прибыла не просто так: в СССР шла индустриализация и коллективизация и даже в кинематографе было нужно переходить от индивидуального творчества к поточному производству. А где еще кроме Голливуда можно было найти самые передовые технологии кино?

Делегация приехала по приглашению студии «Парамаунт», где Эйзенштейн должен был снимать фильм по собственному сценарию про калифорнийскую золотую лихорадку. Но руководство студии чего-то испугалось и к съёмкам так и не приступили. Делегация, обогащённая новыми знаниями о кинопроизводстве, вернулась в СССР.

Борьба за место под Солнцем

В тридцатые в Голливуде выходит много остросоциальных картин, включая «Гроздья гнева». Левым творцам покровительствует Элеонора Рузвельт, жена президента США. В Великую отечественную войну выпускаются фильмы, полные симпатии к СССР. Всё меняется с приходом в Белый дом Гарри Трумэна.

Обычно преследования коммунистов в США связывают с сенатором Маккарти, но он занимался зачисткой госаппарата, совершенно не интересуясь Голливудом. Здесь была создана собственная комиссия по расследованию антиамериканской деятельности, в которую вошли актёры, продюсеры, критики и журналисты. Одним из руководителей комиссии был Рональд Рейган, впоследствии – президент США.

Комиссия яростно преследовала тех, кого считала коммунистами. Фактически, под прикрытием патриотической риторики шло выдавливание из профессии более успешных коллег.

20 октября 1947 года комиссия по расследованию антиамериканской деятельности палаты представителей Конгресса США начала слушания о коммунистическом влиянии в американской киноиндустрии, для участия в которых из Голливуда в Вашингтон вызвали по повестке 43 режиссера, сценариста и актера.

Считается, что в последовавшие за этим семь лет от обвинений в “розовости” пострадали карьера и репутация примерно трех тысяч человек.

Важный инструмент

Существенным элементом системы сдержек и противовесов в американской политической системе являются слушания в Конгрессе.

Обе палаты наделены правом по отдельности друг от друга создавать постоянные и временные комиссии, вызывать для публичной дачи показаний любого гражданина, приводить его к присяге и без ограничений задавать вопросы.

Неявка без серьезной причины или отказ отвечать могут повлечь уголовное преследование, а ложь однозначно к нему приведет.

В ряде случаев человек имеет право отказаться от допроса, но это сильно повредит его репутации.

Комиссии не являются судами. Участники слушаний имеют статус свидетелей, а не обвиняемых, и могут быть наказаны лишь общественным порицанием.

Если в ходе парламентского расследования будет установлено нарушение свидетелем закона, дело против него возбудят правоохранительные органы.

Как все это работает, подробно показано в романе Лайонела Уайта “Рафферти” о коррумпированном профсоюзном боссе, угодившем на сенатские слушания, по которому в СССР сняли телефильм.

“Неамериканская деятельность”

Председатель Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности конгрессмен Джон Томас
АВТОР ФОТО,AFP/GETTY IMAGES Подпись к фото,На слушаниях председательствовал глава комиссии Джон Томас

Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности нижней палаты конгресса (House Un-American Activities Committee) существовала с 1934-го по 1975 год.

Ее руководителем часто ошибочно называют Джозефа Маккарти. На самом деле председателем комиссии был конгрессмен Джон Томас.

Маккарти являлся сенатором и возглавлял постоянный подкомитет сената по расследованиям, занимавшийся примерно тем же самым, но со временем стал главным идеологом и лицом кампании.

Прилагательное un-American в точном переводе значит “неамериканская”, то есть деятельность, направляемая и финансируемая из-за границы.

Изначально комиссия была создана для борьбы против влияния нацистов.

Начальник зарубежного отдела Национал-социалистической немецкой рабочей партии Эрнст Боле и сам Гитлер возлагали немалые надежды на Америку, где число потомков немецких иммигрантов достигало 30 миллионов (из примерно 130 миллионов человек населения).

Но, как сетовал фюрер в одной из застольных бесед, немцы в США “сразу портятся”.

Комиссия пребывала в дремлющем состоянии до 1945 года, когда ей нашлось новое занятие.

“Благодушие и слабость”

Союз против Гитлера закономерно привел в Америке к росту популярности всего русского, Иосифа Сталина, которого местная пресса по-семейному именовала “дядюшкой Джо”, и местных коммунистов. Президент Франклин Рузвельт, относившийся по тамошним стандартам к левым, этому не препятствовал.

Занимавший при нем в 1940-1944 годах пост вице-президента Генри Уоллес во время войны посетил Магадан, поглядел на устроенные для него НКВД потемкинские деревни и по возвращении “авторитетно” заявил, что принудительного труда в СССР нет.

Советским перемещенным лицам, умолявшим не выдавать их, американские офицеры отвечали: “Если ваш Сталин плохой, не голосуйте за него на следующих выборах!”. Было это детской наивностью или исключительным цинизмом, сказать сложно.

Командир американской “воздушной крепости”, которую в ноябре 1945 года обстреляли и принудили к посадке в Корее советские истребители, изумился, когда его спросили, почему он не открыл ответный огонь: “Как, стрелять в русских?!”.

После фултонской речи Уинстона Черчилля Сталин заявил на заседании политбюро: “Мы должны пресечь настроения благодушия и идеологической слабости. В нашу ныне плохо закрытую дверь сильно дуют капиталистические ветры. Эту дверь мы сейчас закроем, и накрепко”.

Американские правые действовали, конечно, не сталинскими методами, но тоже полагали, что пора “пресечь благодушие”.

Численность компартии США к 1945 году достигла исторического максимума в 50 тысяч человек. Для огромной страны это немного, электоральные шансы коммунистов были близки к нулю.

Но имелось одно обстоятельство, потенциально способное сделать их влиятельной силой. Среди членов партии, и особенно среди ей сочувствующих было непропорционально много интеллектуалов, и, прежде всего, кинематографистов.

Сыграл роль еще один фактор. После чересчур долгого, по мнению оппонентов, 12-летнего правления Рузвельта и доминирования Демократической партии на выборах 1946 года республиканцы добились большинства в Конгрессе и теперь не упускали ни одного повода вставить соперникам шпильку.

Громкое дело

Американский киноактер Ричард тейлор с женой в Париже (февраль 1947 года)
АВТОР ФОТО,AFP/GETTY IMAGES Подпись к фото,Актер Роберт Тейлор (в центре) выступал против коммунистов

Комиссия считала себя вправе расследовать деятельность компартии как организации, всецело управляемой извне. По сути, так оно и было, но формально вызывало споры.

Первая поправка к Конституции гарантирует американцам полную и неограниченную свободу выражения мнений. Преследовать в уголовном порядке за любые взгляды нельзя, но подвергнуть человека остракизму, лишить хорошей работы и вообще испортить жизнь возможно.

В сентябре 1947 года члены комиссии побывали в Голливуде, а через месяц начались слушания в Вашингтоне, детально освещавшиеся прессой.

На них вызвали 24 “дружественных” и 19 “недружественных”, то есть подозревавшихся в прокоммунистических и просоветских настроениях, свидетелей. Затем число последних было сокращено до 11.

Актеры Роберт Тейлор и Гэри Купер, глава Гильдии киноактеров и будущий президент США Рональд Рейган, писательница и сценарист Айн Рэнд и другие “дружественные” говорили о “левом засилье” в Голливуде.

Уолт Дисней сообщил, что в 1937 году коммунисты профинансировали стачку на его студии.

“Недружественные” свидетели заявили, что принципиально отказываются отвечать на первый же вопрос (“Состоите ли вы или состояли ли когда-нибудь в коммунистической партии?”), поскольку, как они утверждали, комиссии это не касалось.

Немецкий драматург Бертольд Брехт, ранее эмигрировавший в Америку и сотрудничавший с Голливудом, через некоторое время согласился коротко ответить “Нет” и сразу же покинул страну.

Остальные – сценаристы Далтон Трамбо, Ринг Ларднер-младший, Сэм Орнитц, Лестер Коул и Джон Говард Лоусон, писатели Алва Бесси и Альберт Мальц, продюсер Адриан Скотт и режиссеры Эдвард Дмитрык и Герберт Биберман – продолжали упорствовать.

Американский киносценарист Далтон Трамбо в Каннах, 1971 год
АВТОР ФОТО,AFP/GETTY IMAGES Подпись к фото, Самый известный из “десятки” – дважды “оскароносец” Далтон Трамбо – примкнул к компартии в 1943 году

Группа кинематографистов, в том числе режиссеры Уильям Уайлер и Дон Хьюстон, актеры Хэмфри Богарт и Джин Келли, создала “Комитет защиты первой поправки к Конституции”, фактически – солидарности с “десяткой”.

9 января 1948 года палата представителей предъявила членам “десятки” обвинение в неуважении к Конгрессу, что являлось уже подсудным делом.

В начале июня 1950 года после двух с половиной лет судебных процессов и апелляций они получили от 10 месяцев до года заключения.

“Черные списки”

17 ноября 1947 года Гильдия киноактеров во главе с Рейганом обязала своих членов не вступать в компартию и не сотрудничать с коммунистами.

25 ноября 50 киномагнатов и продюсеров подписали обращение об осуждении коммунизма и отказе от профессиональных услуг его сторонников.

Президент Американской ассоциации кинокомпаний Эрик Джонстон заявил, что никто из членов “десятки” в дальнейшем не получит работы в киноиндустрии.

Так появился первый из “черных списков Голливуда”. Впоследствии в них оказались около 300 человек, которым пришлось сменить профессию. Некоторые актеры устроились в театры, а сценаристы начали работать под псевдонимами.

Самый большой и известный список под названием Red Channels (“Красные каналы”), включавший 151 фамилию журналистов, кинематографистов и профессоров, названных “красными фашистами и их симпатизантами”, был опубликован в правом журнале Counterattack 22 июня 1950 года. Попавший в него актер Филип Лойб покончил с собой.

В этом документе был впервые использован термин “розовые”: не вполне красные, но сомнительные.

Его подготовила частная консалтинговая фирма American Business Consultants Inc., в которой работали отставные сотрудники ФБР, по их словам, анализировавшие поведение и заявления публичных персон с 1947 года.

Следует заметить, что американское государство никаких списков не составляло, никого не шельмовало и не увольняло. Все происходившее являлось общественной самодеятельностью и решениями частных работодателей.

В Голливуде “черные списки” в основном потеряли силу в 1960 году, когда вышли картины “Спартак” и “Исход” по сценариям Далтона Трамбо. Отдельные их фигуранты сталкивались с трудностями при получении работы и дальше.

Перегнули палку

Если бы дело ограничилось “чисткой” в Голливуде, она, вероятно, прошла бы незамеченной в истории. Но к началу 1950-х годов “охота на ведьм” стала выходить из-под контроля, в основном благодаря личному честолюбию и темпераменту сенатора от штата Висконсин Джозефа Маккарти.

9 февраля 1950 года, в день Линкольна, выступая в Республиканском женском клубе в Уилинге, Западная Вирджиния, он заявил, что имеет на руках “список из 205 сотрудников Госдепартамента, которые оказались либо имеющими членский билет, либо безусловно верными коммунистической партии”, и обвинил их в поражении американской внешней политики в Китае.

Затем Маккарти начал искать скрытых коммунистов в армии, разведке, конгрессе и аппарате Белого дома. А интеллигенция оказалась у него под подозрением как таковая. Критика или просто скептическое отношение к капиталистической системе фактически приравнивались к шпионажу в пользу СССР.

Сенатор Джозеф Маккарти (1950 год)
АВТОР ФОТО,GETTY IMAGES Подпись к фото, Сенатор Маккарти утверждал, что подрывные коммунистические организации покрыли собой всю Америку

Обвинения в “розовости” были публично брошены звездам первой величины: Альберту Эйнштейну, научному руководителю проекта по созданию атомной бомбы Роберту Оппенгеймеру, главному дирижеру Нью-йоркской филармонии Леонарду Бернстайну, драматургу Артуру Миллеру, и даже бывшим госсекретарям Джорджу Маршаллу и Дину Ачесону.

Считается, что маккартизм так или иначе повредил карьере и репутации примерно трех тысяч человек.

Периодом его расцвета считаются 1950-1953 годы, когда напористому сенатору боялись возражать даже президенты Гарри Трумэн и Дуайт Эйзенхауэр.

Однако американское общество не стало долго мириться с атмосферой нетерпимости и паранойи, а элита – с выходками непредсказуемого политика.

В 1952 году бывший министр юстиции и американский обвинитель на Нюрнбергском процессе Фрэнсис Биддл выпустил направленную против Маккарти книгу “Страх перед свободой”.

Чарли Чаплин в знак протеста уехал в Швейцарию.

Артур Миллер выпустил пьесу “Суровое испытание” о процессе над “салемскими ведьмами”, содержавшую прозрачные отсылки к современности.

Самый сильный удар нанес в 1954 году один из первых звездных тележурналистов Америки Эд Марроу.

Телевизоры на тот момент уже имелись примерно в половине американских домохозяйств, и новый вид массмедиа превращался во влиятельную силу.

В своей аналитической программе на канале CBS Марроу сначала обвинил Маккарти в шельмовании заслуженных военных, а затем вызвал на публичную дискуссию, которую сенатор, по мнению большинства зрителей, проиграл.

В 2005 году Джордж Клуни снял фильм о противостоянии Марроу и Маккарти, назвав его “Доброй ночи и удачи”. Этими словами ведущий неизменно завершал свою программу.

2 декабря 1954 года сенат большинством голосов осудил методы Маккарти и снял его с поста председателя подкомитета по расследованиям.

Выяснилось, что он вел свою кипучую деятельность, страдая от проблем с алкоголем. 2 мая 1957 года Маккарти умер в возрасте 48 лет от заболевания печени.

В подкомитете Маккарти начинал карьеру молодой юрист Роберт Кеннеди (младший брат будущего президента США Джона Кеннеди). Впрочем, главное его расследование было не идеологическим, а касалось коррупции в министерстве авиации.

Кеннеди-младший был среди тех, кто провожал Маккарти в последний путь, и впоследствии, хоть и считался левым политиком, говорил, что ничего не стыдится в своем прошлом.

Последствия

После потрясений конца 1940-х годов Голливуд, по оценкам историков кинематографа, около 20 лет переживал творческий и финансовый кризис, временно уступив ведущие позиции французскому и итальянскому кино.

Компартия США после разоблачения сталинского террора утратила всякое влияние. В последний раз ее кандидат участвовал в президентских выборах в 1984 году, набрав 0,04% голосов.

Период маккартизма подавляющее большинство американцев считает не лучшим эпизодом в своей истории.

Благодаря ему русский язык обогатился ранее неизвестным в нем выражением “охота на ведьм”.

В СССР его широко использовали для обличения “лицемерной буржуазной демократии”.

Фактически, преследования коммунистов в Голливуде прекратились в 60-е годы, с ростом гражданской активности самых разных слоёв американского общества – было уже просто не до киношников.

Источники:

«Чёрный список» Голливуда: как фабрику грёз «чистили» от коммунистов

“Голливудская десятка”: как травили коммунистов на фабрике грез

«Чёрный список» Голливуда: как фабрику грёз «чистили» от коммунистов

TELEGRAM BARCAFFE

Адаптивная картинка
Картинка при наведении
 Спешите! Вам осталось до перехода на телеграм-канал "BarCaffe":  

«Чёрный список» Голливуда: как фабрику грёз «чистили» от коммунистов
9

Публикация:

не в сети 2 дня

Виктор Корнеев

«Чёрный список» Голливуда: как фабрику грёз «чистили» от коммунистов 3 071
«Здоровенный детина в тренировочных брюках и в полосатой гавайке навыпуск». Курит сигареты. С удовольствием троллит окружающих.
Комментарии: 79Публикации: 347Регистрация: 08-09-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!

© 2019 - 2024 BarCaffe · Информация в интернете общая, а ссылка дело воспитания!

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля