Современный Карс — это дальняя восточная окраина Турции, город типично провинциальный и не очень богатый. Но имеется здесь одна малоизвестная и нераскрученная в широких кругах достопримечательность.
И это даже не старинная мощная крепость (впрочем она тоже заслуживает свою порцию внимания), а ряд прямых и перпендикулярных друг другу улиц с имперской застройкой. Великолепные дома, отделанные чёрным туфом, характерные для Еревана, Тбилиси да и для Закавказья в целом, удачно комбинируют со старинными и уютными особняками, теми, что в изобилии можно встретить во Владимире или Краснодаре. Это Новый Карс, застроенный по регулярному плану градостроительства после присоединения города к Российской империи в 1878 году.
В Турции называют архитектуру того времени «балтийской», пытаясь стереть неприятные, скорее всего, для своей истории воспоминания и события, включая сюда, видимо, и армянский период. «Балтийская» архитектура Карса — такое выдуманное определение доминирует во всех англоязычных источниках. Откровенно говоря, крайне спорный эвфемизм, так как никаким образом те же шикарные дома армянских купцов к «балтийской» архитектуре не относятся, равно как и другие исторические здания. К слову, армяне придерживаются позиции, что Карс город именно армянский и они, пожалуй, имеют на это основание как ранее здесь проживающие и позже изгнанные. В общем, у каждого, как популярно ныне заявлять, имеется своя собственная точка зрения, но очевидно одно — русская имперская застройка в Карсе пока ещё сохраняется, но некоторые её элементы понемногу исчезают с течением времени и заменяются безликими современными зданиями. Годы идут и город постепенно видоизменяется, так что давайте прогуляемся по улицам имперского Карса и посмотрим, что же сохранилось для нас сегодня.
Известный турецкий писатель Орхан Памук в своём романе «Снег» написал о Карсе следующее: «Турки, спустя сорок три года вновь захватившие город, изменили этот царский план… и поселились здесь, и культуру, которую принесли в город цари, также присвоили, поскольку она сочеталась с республиканским пафосом европеизации, а пять русских улиц назвали в честь пятерых известных в истории Карса генералов, поскольку не знали никого более великого, чем военные». Сложно с ним не согласиться, так как город, который достался Турции, с широкими улицами и впечатляющей застройкой, очень выгодно отличался от традиционных турецких кварталов с кривыми улицами и ветхими домами.
Интересно, что в Карсе ранее проживали и понтийские греки, поэтому зачастую встречаются здания с греческими мотивами.
Говорят, что при планировании и застройке города был даже специально выписан архитектор из Голландии, по крайней мере такая информация даётся в некоторых источниках. Но в целом с ней, с информацией по Карсским вопросам чрезвычайно туго. Например, о каких-то зданиях, наиболее красивых и хорошо сохранившихся, мне хотелось бы узнать поподробнее, но доступных ресурсов недостаточно. Жаль.
Широкие прямые улицы и сегодня в какой-то степени контрастируют с более современными кварталами и узкими тротуарами, а здесь хорошо и просторно. Гораздо меньше людей, так как многие дома стоят брошенные уже долгое время и не используются ни для жилья, ни с коммерческими целями.
Не помню где, в каком интернет-путеводителе прочитал о том, что местные власти будут более бережно относится к оставшейся архитектуре с целью приманки туристов. В этом я очень сомневаюсь, так как застраивая освобождающиеся площади новыми домами, заработать можно гораздо больше, чем на небогатых туристах, которые вряд ли поедут в массовом порядке в эту глушь рассматривать купеческие особняки.
Не так давно на всех улицах «русского» Карса снесли брусчатку и проезжую часть закатали в асфальт — это большая потеря для любителей атмосферности, конечно.
Небольшой сет из четырёх телефонных фото, с русскими традиционными воротами включительно.
Если бы не вывески и реклама на турецком языке, можно подумать, что находишься в на улицах армянского Гюмри (бывш. Ленинакан и Александрополь). Я так понимаю, что и фонари уличного освещения являются ровесниками зданий.
Ещё одно симпатичное здание скрыто деревьями.
Заглядываем иногда в подворотни, где отрывается грустное зрелище. Многие дома заброшены и находятся в плачевном состояние, а будущее их ожидает, скорее всего, печальное — под снос. Но объективности ради замечу, что некоторые здания всё же реставрируются, но уже с утратой некоторых исторических элементов. В процентном отношении, на мой взгляд, 50 на 50, пустырей, на месте которых ранее были дома, тоже хватает. В первую очередь исчезает, даже практически исчезла, деревянная застройка.
Карс непарадный, скажем так.
Один из пустырей на месте снесённого дома. Обратите внимание на ширину тротуаров, в этом районе Карса очень приятно гулять.
А с этим домом всё в порядке. И внешний исторический облик сохранён, и внутри все коммуникации уже скорее всего отвечают современным нормам.
Приятный на вид домик, небольшой и уютный, как раз подходящий для «мелкого чиновника-переписчика казённых бумаг». Надеюсь, простоит долго и его не заменят туркостроем.
Ещё раз отмечу, что эти козырьки, балконы, старые ворота смотрятся очень необычно. Красиво и самобытно. Возникает совершенно другой, особый уровень восприятия, так как находишься всё же в Турции.
К слову многие крепкие здания облюбовали государственные учреждения.
Эта часть города очень резко контрастирует с обычными улицами и выделяется своей оригинальной застройкой. Налицо очевидное, бурное развитие Карса в эпоху Российской империи. И не забываем о железной дороге в то же время, истинном символе прогресса в конце XIX века.
Существует версия, что до 1992 года турецкое правительство ничего не вкладывало в развитие Карса и региона, так как считалось, что в случае конфликта с СССР, эта территория будет быстро потеряна. Мне кажется преобразование и Карса, и других городов всё же больше связано с экономическими реформами Турции в 80-ых.
А мы тем временeм гуляем дальше, рассматривая здания, принадлежащие в прошлом зажиточным армянам.
В этом, например, ныне находится начальная школа.
Очень приятный вид — уютные тихие улицы.
Необычно, и больше нигде в Турции нет ничего подобного. Кстати, в Карсе расположена уникальная гостиница, открытая в 2011 году в красивейшем здании, построенная и принадлежавшему в российский период некоему купцу Челтикову. Это здание я, к сожалению,пропустил, так как оно, оказывается, находится чуть в стороне от наиболее интересных улиц. Гостиница так и называется — Cheltikov — вот там пожить было бы совершенно аутентично, однако стоимость проживания в этом Челтикове совершенно безбожная для меня)
Ещё один отреставрированный особняк.
А вот этот дом, мне кажется, совершенно турецкий. Выглядит довольно жалко.
Обезглавленный православный храм, русская гарнизонная церковь Александра Невского, с пристроенными минаретами и переделанная в мечеть по старинной турецкой традиции. Та же участь постигла с десяток армянских церквей в городе, гораздо более древних. Пожалуй, самый красивый архитектурный памятник «русского» Карса.
Интересно, что церковь простояла в запустении несколько десятилетий и лишь относительно недавно была передана местной религиозной организации и переделана под мечеть. Ох, посмотреть бы на этот Карс лет 30 назад, в годах так 80-ых, с его ещё нетронутым историческим пластом, в наши дни сглаживающимся и исчезающим.
Да, пожалуй, эта церковь будет в моём рейтинге русской застройки архитектурным памятником №1 в Карсе.
Мощное красивое здание по соседству с церковью, в котором чётко прослеживаются армянские мотивы.
Напротив — тоже ни разу не Турция, а скорее Таганрог. Удивительный город этот Карс.
Входные двери и козырёк.
Заходим во дворики, но как правило, ничего интересного там не находится. Упущение — стоило бы для порядку зайти внутрь одного из зданий и рассмотреть подробнее какие-то детали внутреннего убранства.
Что будет с этим домом — отреставрируют или порушат окончательно?
Ещё одна заброшка с заколоченными окнами. Неожиданный для этих мест материал облицовки — красный кирпич.
Кстати, интересная справка по населению согласно всеобщей переписи от 1897 года. Карсе проживало 10 тысяч армян, 5 тысяч славян и менее тысячи турок. Скорее всего, значительная часть русскоязычных жителей было военные и чиновники с семьями. Ну и купеческое сословие присутствовало.
Имперская лошадка.
На соседнем перекрёстке — имперский лев.
А напротив красивых старинных зданий — современный безликий город, очень характерная улица для современного Карса.
Уже почти 100 лет здесь балом правят турки, сейчас это их город — и они его активно застраивают безликими новостройками, которые понемногу отжимают территорию у архитектурного пласта, появившегося здесь в период Российской империи — пласта, который являлся уникальным и причудливым смешением нескольких культур.