КАРС — как русский город стал турецким

Современный Карс – это дальняя восточная окраина Турции, город типично провинциальный и не очень богатый. Но имеется здесь одна малоизвестная и нераскрученная в широких кругах достопримечательность.

И это даже не старинная мощная крепость (впрочем она тоже заслуживает свою порцию внимания), а ряд прямых и перпендикулярных друг другу улиц с имперской застройкой. Великолепные дома, отделанные чёрным туфом, характерные для Еревана, Тбилиси да и для Закавказья в целом, удачно комбинируют со старинными и уютными особняками, теми, что в изобилии можно встретить во Владимире или Краснодаре. Это Новый Карс, застроенный по регулярному плану градостроительства после присоединения города к Российской империи в 1878 году.

В Турции называют архитектуру того времени “балтийской”, пытаясь стереть неприятные, скорее всего, для своей истории воспоминания и события, включая сюда, видимо, и армянский период. “Балтийская” архитектура Карса – такое выдуманное определение доминирует во всех англоязычных источниках. Откровенно говоря, крайне спорный эвфемизм, так как никаким образом те же шикарные дома армянских купцов к “балтийской” архитектуре не относятся, равно как и другие исторические здания. К слову, армяне придерживаются позиции, что Карс город именно армянский и они, пожалуй, имеют на это основание как ранее здесь проживающие и позже изгнанные. В общем, у каждого, как популярно ныне заявлять, имеется своя собственная точка зрения, но очевидно одно – русская имперская застройка в Карсе пока ещё сохраняется, но некоторые её элементы понемногу исчезают с течением времени и заменяются безликими современными зданиями. Годы идут и город постепенно видоизменяется, так что давайте прогуляемся по улицам имперского Карса и посмотрим, что же сохранилось для нас сегодня.
image.jpg

Известный турецкий писатель Орхан Памук в своём романе “Снег” написал о Карсе следующее: “Турки, спустя сорок три года вновь захватившие город, изменили этот царский план… и поселились здесь, и культуру, которую принесли в город цари, также присвоили, поскольку она сочеталась с республиканским пафосом европеизации, а пять русских улиц назвали в честь пятерых известных в истории Карса генералов, поскольку не знали никого более великого, чем военные”. Сложно с ним не согласиться, так как город, который достался Турции, с широкими улицами и впечатляющей застройкой, очень выгодно отличался от традиционных турецких кварталов с кривыми улицами и ветхими домами.
image.jpg

Интересно, что в Карсе ранее проживали и понтийские греки, поэтому зачастую встречаются здания с греческими мотивами.
image.jpg

Говорят, что при планировании и застройке города был даже специально выписан архитектор из Голландии, по крайней мере такая информация даётся в некоторых источниках. Но в целом с ней, с информацией по Карсским вопросам чрезвычайно туго. Например, о каких-то зданиях, наиболее красивых и хорошо сохранившихся, мне хотелось бы узнать поподробнее, но доступных ресурсов недостаточно. Жаль.
image.jpg

Широкие прямые улицы и сегодня в какой-то степени контрастируют с более современными кварталами и узкими тротуарами, а здесь хорошо и просторно. Гораздо меньше людей, так как многие дома стоят брошенные уже долгое время и не используются ни для жилья, ни с коммерческими целями.
image.jpg

Не помню где, в каком интернет-путеводителе прочитал о том, что местные власти будут более бережно относится к оставшейся архитектуре с целью приманки туристов. В этом я очень сомневаюсь, так как застраивая освобождающиеся площади новыми домами, заработать можно гораздо больше, чем на небогатых туристах, которые вряд ли поедут в массовом порядке в эту глушь рассматривать купеческие особняки.
image.jpg

Не так давно на всех улицах “русского” Карса снесли брусчатку и проезжую часть закатали в асфальт – это большая потеря для любителей атмосферности, конечно.
image.jpg

Небольшой сет из четырёх телефонных фото, с русскими традиционными воротами включительно.
unnamed (3).jpg

unnamed (1).jpg

unnamed.jpg

КАРС — как русский город стал турецким

Если бы не вывески и реклама на турецком языке, можно подумать, что находишься в на улицах армянского Гюмри (бывш. Ленинакан и Александрополь). Я так понимаю, что и фонари уличного освещения являются ровесниками зданий.
image.jpg

Ещё одно симпатичное здание скрыто деревьями.
image.jpg

Заглядываем иногда в подворотни, где отрывается грустное зрелище. Многие дома заброшены и находятся в плачевном состояние, а будущее их ожидает, скорее всего, печальное – под снос. Но объективности ради замечу, что некоторые здания всё же реставрируются, но уже с утратой некоторых исторических элементов. В процентном отношении, на мой взгляд, 50 на 50, пустырей, на месте которых ранее были дома, тоже хватает. В первую очередь исчезает, даже практически исчезла, деревянная застройка.
image.jpg

Карс непарадный, скажем так.
image.jpg

Один из пустырей на месте снесённого дома. Обратите внимание на ширину тротуаров, в этом районе Карса очень приятно гулять.
КАРС — как русский город стал турецким

А с этим домом всё в порядке. И внешний исторический облик сохранён, и внутри все коммуникации уже скорее всего отвечают современным нормам.
image.jpg

Приятный на вид домик, небольшой и уютный, как раз подходящий для “мелкого чиновника-переписчика казённых бумаг”. Надеюсь, простоит долго и его не заменят туркостроем.
image.jpg

Ещё раз отмечу, что эти козырьки, балконы, старые ворота смотрятся очень необычно. Красиво и самобытно. Возникает совершенно другой, особый уровень восприятия, так как находишься всё же в Турции.
image.jpg

К слову многие крепкие здания облюбовали государственные учреждения.
image.jpg

Эта часть города очень резко контрастирует с обычными улицами и выделяется своей оригинальной застройкой. Налицо очевидное, бурное развитие Карса в эпоху Российской империи. И не забываем о железной дороге в то же время, истинном символе прогресса в конце XIX века.
image.jpg

Существует версия, что до 1992 года турецкое правительство ничего не вкладывало в развитие Карса и региона, так как считалось, что в случае конфликта с СССР, эта территория будет быстро потеряна. Мне кажется преобразование и Карса, и других городов всё же больше связано с экономическими реформами Турции в 80-ых.
image.jpg

А мы тем временeм гуляем дальше, рассматривая здания, принадлежащие в прошлом зажиточным армянам.
image.jpg

В этом, например, ныне находится начальная школа.
image.jpg

Очень приятный вид – уютные тихие улицы.
image.jpg

Необычно, и больше нигде в Турции нет ничего подобного. Кстати, в Карсе расположена уникальная гостиница, открытая в 2011 году в красивейшем здании, построенная и принадлежавшему в российский период некоему купцу Челтикову. Это здание я, к сожалению,пропустил, так как оно, оказывается, находится чуть в стороне от наиболее интересных улиц. Гостиница так и называется – Cheltikov – вот там пожить было бы совершенно аутентично, однако стоимость проживания в этом Челтикове совершенно безбожная для меня)
image.jpg

Ещё один отреставрированный особняк.
image.jpg

А вот этот дом, мне кажется, совершенно турецкий. Выглядит довольно жалко.
image.jpg

Обезглавленный православный храм, русская гарнизонная церковь Александра Невского, с пристроенными минаретами и переделанная в мечеть по старинной турецкой традиции. Та же участь постигла с десяток армянских церквей в городе, гораздо более древних. Пожалуй, самый красивый архитектурный памятник “русского” Карса.
image.jpg

Интересно, что церковь простояла в запустении несколько десятилетий и лишь относительно недавно была передана местной религиозной организации и переделана под мечеть. Ох, посмотреть бы на этот Карс лет 30 назад, в годах так 80-ых, с его ещё нетронутым историческим пластом, в наши дни сглаживающимся и исчезающим.
image.jpg

Да, пожалуй, эта церковь будет в моём рейтинге русской застройки архитектурным памятником №1 в Карсе.
image.jpg

Мощное красивое здание по соседству с церковью, в котором чётко прослеживаются армянские мотивы.
image.jpg

Напротив – тоже ни разу не Турция, а скорее Таганрог. Удивительный город этот Карс.
image.jpg

Входные двери и козырёк.
image.jpg

Заходим во дворики, но как правило, ничего интересного там не находится. Упущение – стоило бы для порядку зайти внутрь одного из зданий и рассмотреть подробнее какие-то детали внутреннего убранства.
image.jpg

Что будет с этим домом – отреставрируют или порушат окончательно?
image.jpg

Ещё одна заброшка с заколоченными окнами. Неожиданный для этих мест материал облицовки – красный кирпич.
image.jpg

Кстати, интересная справка по населению согласно всеобщей переписи от 1897 года. Карсе проживало 10 тысяч армян, 5 тысяч славян и менее тысячи турок. Скорее всего, значительная часть русскоязычных жителей было военные и чиновники с семьями. Ну и купеческое сословие присутствовало.
image.jpg

Имперская лошадка.
image.jpg

На соседнем перекрёстке – имперский лев.
image.jpg

А напротив красивых старинных зданий – современный безликий город, очень характерная улица для современного Карса.
image.jpg

Уже почти 100 лет здесь балом правят турки, сейчас это их город – и они его активно застраивают безликими новостройками, которые понемногу отжимают территорию у архитектурного пласта, появившегося здесь в период Российской империи – пласта, который являлся уникальным и причудливым смешением нескольких культур.
image.jpg

КАРС — как русский город стал турецким

TELEGRAM BARCAFFE

Адаптивная картинка
Картинка при наведении
КАРС — как русский город стал турецким
2

Публикация:

не в сети 4 месяца

Кристобаль Хунта

КАРС — как русский город стал турецким 6 187
Кристобаль Хозевич Хунта, заведующий отделом Смысла Жизни, был человек замечательный, но, по-видимому, совершенно бессердечный. Некогда, в ранней молодости, он долго был Великим Инквизитором и по сию пору сохранил тогдашние замашки. Почти все свои неудобопонятные эксперименты он производил либо над собой, либо над своими сотрудниками...
Комментарии: 79Публикации: 954Регистрация: 13-08-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!

© 2019 - 2024 BarCaffe · Информация в интернете общая, а ссылка дело воспитания!

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля