К началу XX века русский народ стал потихоньку вкушать прелести “барской”, городской жизни. Железная дорога, повышение заработка и удешевление элитных прежде товаров привели к массовому распространению в быту неведомых ранее простому человеку предметов.
Признаком новых времен стало появление на столе простого люда помимо фарфоровых изделий товарищества М.С. Кузнецова стекляных рюмок – лафитников. С тех пор прошло больше века, сгинули дворяне, исчез с широкой продажи лафит, а вот лафитники благополучно здравствуют, оставаясь любимцами тех, кто пьет культурно, ностальгируя о старых добрых временах.
Лафит – дорогое красное вино, популярное у обеспеченных дворян, связывалось простым людом с барскими рюмочками – тонкого стекла на ножке. Эти рюмочки сильно отличались от простых стопочек толстого стекла без ножек, с которых незатейливо вкушали водочку по кабакам рабочие и крестьяне, потому требовали особого названия. За подобными барскими рюмочками и утвердилось наименование “лафитники”. Пили из них, разумеется, не только дорогой лафит – водку и всевозможные настойки лафитники видели явно чаще того вина, что дало им название). Культура питья предполагала весьма умеренные дозы и оттого небольшие размеры распивочной емкости – рюмочку для поднятия аппетита, рюмочку на посошок, рюмочку для крепкого сна.
Скромные объемы лафитника позволяли скорей взбодриться или расслабиться, чем сколь-нибуть серьезно опьянеть. Выражение “мух давить” в значении принять нечто спиртосодержащее играет новыми красками при взгляде на лафитники – действительно, этими маленькими рюмочками только муху и задавишь)
Массовое появление лафитников и их доступная цена на начало XX века объясняется распространением технологии прессованного стекла. Если раньше рюмочка отливалась или выдувалась индивидуально с дальнейшей ручной обработкой резьбой и шлифовкой, то теперь рюмка прессовалась в двух половинках формы. Прессованные лафитники стали доступны по цене для небогатого люда и получили широкое распространение, став необычайно популярными – народ тянулся к культурной красивой жизни, пусть и понимая ее своеобразно).
Три самых ранних лафитника, что у меня есть. Прессованное стекло, четко виден шов на месте стыка форм. Высота 8 см. Толстая стенка боков с пузырьками воздуха внутри стекла и массивная ножка предполагают довольно таки ранний возраст рюмочек.
На донышке у всех трех крупная цифра 7
Причем она помещена так, чтобы быть в центре внимания при заглядывании в рюмочку сверху)
При таком выделении эта семерка явно не технологическое клеймо. Скорее всего, перед нами номер изделия в каталоге завода, чтобы человек, которому лафитник понравился, мог заказать себе такой же. Каталожный номер позволяет отнести эти рюмочки, предварительно, к дореволюционному периоду.
Совершенно аналогичный лафитник показан в этой теме http://www.steclub.ru/forum/50-21-9 сообщение 133 два нижних фото.
Там мнения, что и дореволюционные, и что довоенные или сразу послевоенные гусевского завода с клеймом Г. Однако на рассматриваемых рюмках явно семерка, не Г. Потому склоняюсь к трактовке каталожного номера. Доказательством было бы найти сие изделие в дореволюционном каталоге, но увы, какие каталоги нашел в сети (мало и фрагментарно) ничего подобного не содержат. Надо учесть, что существовало много маленьких заводов, довольствовавшихся прейскурантами своих изделий – без картинок и потому не сохраняемых как нечто ценное.
Следующие три рюмки – классические лафитники – с гранями. Высота 9,7 см. Некоторые любители стекла указывают, что подобные рюмки называть лафитниками ошибочно, оставляя в лафитниках только рюмки тюльпанообразной формы. Но вот в народе лафитниками называли прежде всего как раз граненные на ножке рюмки, так что не будем идти супротив народного мнения).
Прессованное стекло, хотя внешне совершенно одинаковы – трех разных производителей. Первый на основании несет клеймо ДХЗ – Дятьковский хрустальный завод, до реформы 1961 года. Второй с клеймом ЧСЗ – то ли чудовский завод “Восстание”, то ли Чернятинский или Чагодощенский стеклозаводы, по времени тоже до 1960х. Третий без клейм и кажется более старым. У него донышко гораздо толще и сделано линзой.
Обычное плоское дно
Дно линзочкой.
Любили стеклоделы так пошутить – линзочка позволяла рассматривать через рюмочку предметы в увеличенном или уменьшенном виде. Казалось бы – зачем так заморачиваться, но мастера и узнаешь по таким маленьким деталям и любви к изделию)
Когда в СССР перестали выпускать лафитники – трудный вопрос. Видел лафитники с послереформенной ценой, изготовленные в 1960-х гг. Видимо после в моде среди изготовителей стали более продвинутые версии рюмок – с резным узором, без граней, на тонкой ножке, а лафитники как устаревший продукт сняли с производства.
Интересный пример рюмки с резным узором
Такие застольные вещицы в разных вариантах были практически в каждой советской семье с налаженным бытом. А для рядового непраздничного применения спиртного остались неизменные граненные стопарики.
Общее фото на память – лафитники самые маленькие по вмещаемой жидкости – реликт той эпохи, когда ценный продукт был дорог и пили по маленькой, наслаждаясь, а не упиваясь в порося. Справа стандартная советская стопка.
При всем этом лафитники остались в народной памяти и по прежнему многими любимы, оттого редко встречаются в продаже за небольшую цену. Впрочем, их производство вновь налажено и можно купить современные изделия. Хотя это совершенно не то)