Художник Исаак Ильич Левитан – русский живописец, основоположник и мастер «пейзажа настроения», академик (это звание художник получил в возрасте 38 лет) Императорской Академии художеств.
Биография художника Исаака Левитана
Художник Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году, в местечке неподалёку от литовской железнодорожной станции Кибарты Сувалской губернии, в небогатой еврейской многодетной семье.
Отец будущего художника работал на железной дороге и давал частные уроки иностранных языков.
В начале семидесятых годов девятнадцатого века большая семья Левитанов (в семье было четверо детей) перебралась в Москву и, осенью 1873 года, Исаак, вместе со старшим братом Адольфом, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Семья страшно бедствовала, да и учёба в училище оказалась нелёгкой. Много лет спустя Исаак Левитан вспоминал:
Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи. Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу.
В 1875 году скончалась мать Левитана. Отец будущего художника серьёзно заболел, вследствие чего был вынужден оставить работу на железной дороге. Материальное положение семьи было настолько бедственным, что педагоги училища начало оказывать братьям Левитанам материальную помощь, а в 1876 году братья были освобождены от оплаты обучения «ввиду крайней бедности», как «оказавших большие успехи в искусстве».
Михаил Нестеров вспоминал:
Красивый мальчик-еврей… обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант. <…> Про него ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой — о его великой нужде. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега.
Левитану давалось всё легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой.
В феврале 1877 года, от тифа, умер отец будущего художника и нужда в семье стала просто ужасающей.
В Московском училище Исаак Левитан подружился с Константином Коровиным, Алексеем Степановым и Михаилом Нестеровым.
Огромное влияние на творчество молодого художника оказал Алексей Саврасов, требование которого —
пишите, изучайте, но главное – чувствуйте!
стало девизом творчества Исаака Левитана.
Именно так, под влиянием Алексея Саврасова, уже в конце 1870-х годов появились первые «пейзажи настроения», на которых художник не столько изображал природу, сколько показывал зрителю своё отношение и выражал свои чувства к пейзажу.
В марте 1877 года за представленные на выставку картины Исаак Левитан был награждён малой серебряной медалью и премирован 220 рублями «для возможности продолжить занятия».
В 1879 году, после покушения на императора Александра II, был издан указ, который запрещал евреям жить в «исконно русской столице» и художник был выслан из Москвы. Левитан, вместе с братом и сестрой, обосновался на подмосковной даче в Салтыковке. А спустя год, на деньги вырученные от продажи картины «Вечер после дождя», Исаак Левитан сумел снять небольшую комнату на улице Большая Лубянка.
В этот период молодой художник пишет несколько пейзажей, которые впоследствии украсят ведущие музеи России и мира: «Дубовая роща. Осень», «Дуб», «Сосны», «Полустанок», «Последний снег. Саввинская слобода», «Мостик. Саввинская слобода».
Константин Паустовский вспоминал:
Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников.
На ученическую выставку 1880 года Исаак Левитан представил картину «Осенний день. Сокольники». Это полотно для своей галереи приобрёл Павел Третьяков.
В 1884 году Исаака Левитана приняли в «Товарищество передвижных художественных выставок», Павел Третьяков следил за творчеством молодого таланта и частенько приобретал картины молодого художника. Левитан настолько увлёкся работой, что перестал посещать уроки в училище и был отчислен без предоставления звания «классного художника».
Летом 1885 года художник поселился в усадьбе Киселёвых или «поэтичном Бабкине», как называл это место сам Левитан. В усадьбе художник подружился с Антоном Чеховым, а сестра великого писателя Мария стала первой большой любовью Исаака Ильича.
К зиме 1885 года у Левитана обострилась болезнь сердца и художник, получил гонорар за декорации в Московской частной русской опере отправился в 1886 году на лечение в Крым. Из Крыма он писал Чехову:
Дорогой Антон Павлович, черт возьми, как хорошо здесь! Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море — и, знаете ли что, заплакал, вот где вечная красота и вот где человек чувствует свое полнейшее ничтожество.
Из этой «оздоровительной» поездки художник привез более 50 пейзажей. В том числе: «Сакля в Алупке», «Берег моря. Крым», «Татарской кладбище» и другие.
Впоследствии Михаил Нестеров вспоминал, что «крымские картины» Левитана были раскуплены в первые же дни на Периодической выставке Московского общества любителей художеств.
В 1886 году А.П. Чехов познакомил Левитана с семейством Кувшинниковых. Глава этого семейства был полицейским врачом, а его супруга Софья слыла в Москве светской львицей. Она держала салон, в котором бывали известные актёры, режиссёры, писатели, художники и музыканты.
Исаак Левитан начал давать уроки живописи Софье Кувшинников и очень скоро их отношения вышли за рамки отношений учителя и ученицы.
В 1887 году Левитан решил поработать на берегах Волги. Впрочем, первая поездка по великой русской реке художника совсем не впечатлила и он написал А.П. Чехову:
Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы… Ждал я от Волги сильных художественных впечатлений, а вместо этого… серое небо, сильный ветер…
Очень скоро художник прервал своё путешествие и вернулся в Москву. Впрочем, в Москве он несколько пересмотрел своё отношение к этой поездке и написал картины «Разлив на Суре» и «Вечер на Волге».
В 1888 году художник снова отправился на Волгу, но уже вместе с Софьей Кувшинниковой. Пара поселилась в небольшом живописном городке на берегу Волги. Это путешествие понравилось художнику куда как больше и он ещё дважды возвращался в этот городок. В результате этих поездок было написано несколько десятков полотен: «Ветхий дворик», «Осень. Слободка», «Одуванчики», «Ночные фиалки и незабудки», «После дождя. Плёс», «Вечер. Золотой плёс» и другие.
В 1889 – 1890 годах Исаак Левитан совершил свою первую поездку в Европу – художник отправился на Всемирную выставку в Париж. Во Франции художник планировал ближе познакомиться с творчеством барбизонцев и импрессионистов. Из Франции художник перебрался в Италию.
Из этого зарубежного путешествия Левитан привёз пейзажи «Весна в Италии», «Берег Средиземного моря», «Близ Бордигеры. На севере Италии».
В этот же период было написано полотно «Тихая обитель».
Художник представил эту картину на очередной передвижной выставке. И это полотно стало настоящей сенсацией выставки! Поэт Николай Рубцов, под впечатлением от картины, написал стихотворение, а Антон Чехов описал пейзаж в повести «Три года»:
На первом плане — речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве… А вдали догорает вечерняя заря. И почему-то стало казаться, что эти самые облачка, и лес, и поле, она видела уже давно и много раз, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке, и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного, океана чистой радости и ничем не омраченного блаженства.
В 1892 году началось выселение евреев из старой русской столицы и Исаак Левитан, вместе с Софьей Кувшинниковой, покинули Москву, жили то в Тверской, то во Владимирской губерниях. В этот период художник написал несколько картин из которых особую известность приобрели «У омута», «Владимирка» и «Над вечным покоем».