Меня как бизнесмена пригласили прочитать лекцию о маркетинге в один из питерских институтов.
Назначили день встречи. Но за суетой дел, я благополучно профукал его и не подготовился, как планировал.
В аудитории на меня изучающе смотрят множество глаз. Они дети интернета. Всё про всё знают. У некоторых ухмылка на лице.
” Не хуже вас знаем. Информированы!”
Оно и правда. Многие из них видели живьём Тони Роббинса и лучше меня знают значение слова Синергия..
Они не знают только одного, что мне приходилось поднимать не одно предприятие с нуля в сложные для России 90- е… Не знают, что я одновременно руководил не одной сотней человек разного уровня и разной специализации- от грузчиков и водителей до инженеров и начальников производств.
Меня представили аудитории. Принесли белую доску с маркерами и губку, чтобы стирать написанное.
Беру маркер, скорее, чтобы занять чем-то руки..
Ну, что , молодежь, погнали. Show Must Go On, как говорится! Маркетинг так маркетинг..
Оглядел аудиторию и сказал первую фразу:
– С 1400 года до нашей эры, до сегодняшнего дня включительно, в маркетинге, ровным счётом, ничего не поменялось…
Зал загудел. Все с интересом ждут развязки. Я кладу маркер обратно. Никакие графики здесь не помогут.
– Есть такой персонаж в Библии,- начинаю издалека, прям, с самого далека,- под именем Сатана. В простонародье Дьявол. . Бывший ангел света. Его умение затмевать и обольщать осталось неоспоримым и после его падения. Мастерство не пропьешь. Этот самый дьявол решил ” впарить” некий продукт человеку уже в третьей главе Бытия Ветхого завета. Запрещённый продукт, заметьте!
Зал затихает. Ему интересно.
– Для этого ему, правда, пришлось принять другое обличие ! Выбор формы одежды пал на облике змея. Самого хитрого из всех полевых зверей того времени, как утверждает Писание.
Делаю паузу и обвожу взглядом аудиторию.
– Хотя, стоит отметить, что дьявол в недалёком прошлом занимал достаточно высокий пост! Вероятно не плохо выглядел для того времени, и тем не менее, он приходит в другой форме или облачении, посчитав, что тело и форма змеи наилучшим образом подходит для данной ситуации. Основательно подготовился, гад.
Заметьте, не в галстуке и лакированных штиблетах, а в шкуре ползучего существа!- сгущаю краски.
Не ожидали ребятишки такого расклада.
– Представьте себе ситуацию. Вам нужно посетить налоговую . Там сидит начальница. Ей к пятидесяти. Она грузновата и одинока. А тут вы – молодая, красивая девушка. Главбух преуспевающей компании с узнаваемым названием. Приехали на последней и престижной модели авто. Надели красивое платье от европейских кутюрье.
Зашли и сели в чужом кабинете, закинув загорелую, стройную ногу на ногу, распространяя там благоухание французского парфюма.
– Предполагаете, чем закончится аудиенция? Самое лучшее надели? Выпендрились…И зря..
Тишина в зале.
– Правильно. В телогрейке нужно было приезжать. И непременно на трамвае. В суконных, сношенных ботах. Лучше с синяком под глазом. Такая форма одежды больше подходит, если хотите получить хоть какой – нибудь положительный результат..
– Вообще-то, я рекомендую всегда проводить важные встречи на своей территории. Дома, как говорится и стены помогают! Другой же человек не всегда чувствует себя при этом уверенно комфортно. Лучше с численным перевесом. Вот и Змей не пошёл в гости, а предпочёл встретиться на нейтральной территории.
Я делаю паузу и предупреждаю, что не буду усложнять нашу встречу чтением Библии. Постараюсь своими словами донести смысл, увиденный мной, не искажая самой сути Писания.
Молодежь соглашается. Я почти одел шкуру Змеи. Они не понимают, что на их примере я начал показывать и объяснять им основы маркетинга.
– Итак! Вы задумались, почему Змей не пришёл к ним обоим одновременно ? К мужу и жене? К Адаму и Еве, когда они были вместе? -В аудитории тишина.
– Правильно!,- помогаю им – Он пришел к одной женщине. Потому ,что, во- первых , одного человека легче “обработать” и во- вторых, женщина слабее, а соответственно, более искушаема. Женщиной, по большей степени, руководят эмоции. На них Змей и сделал ставку!
– Он показал Еве плод с дерева. Покрутил наливным боком туда – сюда, поцокал языком, как восточный торговец и сказал, не правда ли оно красиво?
– Вот! Первое правило маркетинга- Фантик! Вещь, продукт или ещё что-то там должно быть пренепременно красивым! Первое, на что всегда покупаются люди – это красота!
Отсюда – индустрия моды, шоу-бизнес и тд.
Промышленность всегда будет предлагать нам постоянно улучшающийся новый дизайн одежды, мебели, автомобилей, мобильных телефонов. У нас ещё не выработались ресурсы прежних моделей, но новые вещи выглядят лучше- красивее, а значит, моднее и продвинутее..В этой же Библии сказано, что нет ненасытнее создания, чем человеческое око..Дьявол хорошо информирован..
– Потом Змей протягивая плод, и говорит , что он ещё к тому же и вкусен. Возможно даже, полезен…
Это второе правило маркетинга.
Продукт должен быть удобен, вкусен, функционален. Как городской внедорожник с бабушкиными оладьями в бардачке..
– Ева сопротивляется и пока не ведётся на уговоры, ссылаясь на запреты. Тогда Змей добивает последним аргументом: – От вас скрыли великую тайну! Отведав плод, вы сами станете, как боги!
– Шах и мат! То есть, другими словами, этот самый автомобиль, не просто красив до безумия и удобен, а ещё и престижен ! Точно на таком же ездит Мадонна и Бекхэм. Такой стоит в конюшне у нынешнего президента Соединённых Штатов..
– Подытоживаем:
- И увидела женщина, что это хорошо для пищи и что оно было приятно для глаз и вожделенно, потому, что даёт знание и взяла плодов его и ела..
– Мы подошли к третьему правилу маркетинга! – заявляю в зал. Мальчики и девочки внимательно слушают меня. Кто то записывает. Я уверен, запомнит и поймет о чем говорю, в лучшем случае, только десятая часть. Нынешнему поколению легче даются графики и формулы.. Всё гениальное всегда просто, поэтому в такое не всегда верится.
– Продукт нужно наделить престижем. Или закутать в тайну ! Показать и доказать, что он неимоверно крут! И тогда обладающий им, соответственно, тоже автоматически переходит в другой разряд крутизны..
– Теперь поговорим немного о мужчинах! Вы когда- нибудь видели диких ослов? – спрашиваю у аудитории. Они смеются. Я говорю им, что дикие ослы, всегда напоминают мне мужчин. И меня самого прежде всего. Но мне открыта эта истина, и я научился смотреть на себя со стороны и видеть свои хвост и уши..
– Так вот! Если осёл встанет на рельсы, и не дай Бог заупрямится, то не сделает ни шагу в сторону, если упрется. И никакая сила не заставит его сдвинуться с места..Даже, при условии, что на него будет мчаться целый состав..
– Только задумайтесь! Дьяволу пришлось потрудиться, чтобы соблазнить целую женщину под именем Ева. Ему даже пришлось переодеться для этой цели!
А мужчину Адама Змей не видел вовсе! В этом не было необходимости..
– Библия совсем коротко написала о соблазнительном падении мужского рода, выделив всего одну строчку:
– Она дала своему мужу и он ел!
Всё! Свершилось..Осла легко можно было сдвинуть с рельс, показав хвост ослицы. Делов то!
Молодежь в зале смеётся. Они обсуждают этот момент, вспоминая свои жизненные ситуации.
– Если хотите “впарить” продукт, “впарьте” его сначала женщине..Дальше не ваша забота..
Лекция закончена. У них есть пища для размышления.
Я знаю точно- с тех давних пор в жизни человека ничего не поменялось. Мы можем открывать звёзды, изобретать машины , придумывать гороскопы и раскладывать на психотипы людей, но как соблазнялось человечество этими тремя составляющими – Красотой, Полезностью и Престижем, так и будет соблазняться до скончания века. И никакой Тони Роббинс не откроет здесь Америки.
Вообще то, профессионал всегда ” вотрёт” дилетанту. Даже если будет использовать для этого карту движения планет нашей с вами космической галактики..
Так, что учите матчасть и будьте бдительны!
И помните, за Красотой, Удобством и Престижем часто стоит Дьявол..