А ещё в неё был влюблён Константин Коровин

Всего две женщины были приняты в Товарищество передвижных художественных выставок (так официально назывались художники-передвижники, к которым относятся Репин, Суриков, Саврасов, Шишкин, Серов, Левитан и другие знаменитейшие живописцы).
Одной из этих женщин была художница Эмилия Шанкс (о ней мы поговорим в другой раз). А второй — наша сегодняшняя героиня, Антонина Леонардовна Ржевская, в девичестве Попова (1861 — 1934).

Антонина Попова родилась в городе Ржеве Тверской губернии, в семье обедневших помещиков Поповых. Ржевская — это вовсе не псевдоним, как можно подумать. Просто Антонина Попова из Ржева вышла замуж за Николая Ржевского: вот такое совпадение. Николай Ржевский был преподавателем в женской гимназии.
В этой семье случатся и другие хитросплетения судьбы. У супругов Ржевских родятся две дочки — Елена и Антонина (дочку назвали в честь матери). Известный скульптор и художник-анималист Василий Ватагин сначала женится на одной дочке Ржевских, а потом, когда она, умрёт, — на второй, то есть на сестре покойной. Но Антонина Ржевская-старшая, художница, зятем очевидно была довольна: когда московский дом Ржевских национализировали, она уехала в Тарусу и доживала свой век в доме зятя.

Образование Антонина Ржевская получала в Москве — в качестве вольнослушательницы училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под руководством Владимира Маковского (он тоже из числа передвижников).

Работ Антонины Ржевской сохранилось немного. Местонахождение некоторых остаётся неизвестным. Хотя художница не забросила искусство, обзаведясь семьёй. Она писала картины и акварели до конца жизни.

Внучка Антонины Ржевской Ирина Ватагина стала известным реставратором и иконописцем. Вот что она рассказывала о своей бабушке:
— Свекровь бабушки не одобряла ее занятий живописью: тогда это считалось для женщины неприличным. Другое дело дедушка — Николай Федорович Ржевский. Едва ли он очень хорошо разбирался в живописи, будучи человеком совсем другого круга, но так любил бабушку и ценил ее талант, что выстроил для нее мастерскую под стеклянной крышей на верхнем этаже дома.

— Николай Федорович впервые увидел свою будущую жену, когда она плясала. Какой-то её прапрадед женился на таборной цыганке, так что у бабушки была цыганская кровь… Дедушка дважды делал предложение Антонине Леонардовне, на второй раз она согласилась. Гораздо позднее художник Константин Юон приехал к моему папе — Василию Алексеевичу Ватагину — и привез рукопись воспоминаний некой художницы (фамилию ее я забыла), учившейся вместе с бабушкой в Училище. Она писала: «Бедный Костя Коровин (известный художник-импрессионист — ред.) сразу же влюбился в Тоню Попову, но взаимности не получил. Она вышла замуж за Ржевского и родила ему двоих дочерей».

— Как я уже упоминала, свекрови не нравилось занятие Антонины Леонардовны. У нас дома на стене даже висела фотокопия очень популярной бабушкиной картины «Веселая минутка» с надписью: «В знак оправдания моей деятельности». Эту картину купил Третьяков для своей художественной галереи на выставке, где она экспонировалась без указания авторства, просто под шифром. Бабушка говорила, что боялась свою фамилию ставить…
— У Антонины Леонардовны Ржевской был еще целый ряд жанровых вещей: «В церкви», или «Да исправится молитва моя» (находилась как будто в одной из галерей Новосибирска, а потом рассказывали, что видели ее в комиссионном магазине в Санкт-Петербурге)… Потом Антонина Леонардовна порвала с передвижниками из-за несогласия с их программой. Ее более поздние работы ближе по манере к «Миру искусства». Да и «Веселая минутка» не очень характерна для передвижников: у тех везде мировая скорбь, а тут пляшут — довольные, счастливые…