В далеком 1971 году Филип Зимбардо решает провести эксперимент. Сейчас это очень знаменитый и спорный эксперимент, который описывается почти во всех учебниках по психологии в главе о социальной психологии.
Целью было посмотреть как послушание и попытки соответствовать меняют поведение человека, только ли плохие люди совершают плохие поступки?
В августе 1971 года для эксперимента набираются студенты Стэнфордского университета через объявление в газете. Набираются абсолютно случайные участники только мужского пола. Необходимо отметить, что все были абсолютно здоровы физически и ментально, примерно с одинаковым прошлым и одинаковых среднестатистических семей. Набралось 18 студентов, которые случайным образом с помощью монетки были поделены на две группы «заключенные» и «охранники».
Зимбардо хотел сделать эксперимент очень правдоподобным. Так «заключенных» арестовывала настоящая полиция без предупреждения и даже снимала отпечатки и фотографировала как настоящих преступников. И они отправлялись в «тюрьму» – специально оборудованный подвал Стэнфордского университета. Там «заключенных» переодевали в балахоны без штанов и нижнего белья и каждому присваивали номер. Затем они помещались в камеры с матрасом, без окон и часов. О том, что испытуемые настоящие «заключенные» в этом эксперименте все время напоминала цепь на лодыжку. Все для того, чтобы они чувствовали себя максимально деперсонализированными, т. е. не личностями, а некими индивидами, которые никто и звать их никак.
Между тем «охранники» получили небольшие инструкции: не применять физическое насилие на «заключенных», но они могли из запугивать и создавать ощущения потери уединенности и контроля. Также «охранников» нарядили в униформы, дали дубинку для запугивания и попросили надеть солнечные очки дабы деперсонализировать максимально. К «заключенным» они могли обращаться только по номеру. В общем, они могли делать почти все что угодно.
Итак, день первый. Началось все немного скучно, все только начали осваиваться, ничего не случилось.
День второй. Веселье начинается. Некоторые «заключенные», утомлённые происходящим, решают забаррикадироваться в своих камерах. Остальные «заключенные» начинают ругаться с «охранниками», на что охранники решают показать кто здесь главный и взять контроль в свои руки. Некоторые «заключенные» были признаны опасными и были помещены в своего рода карцер. После этого у некоторых «заключенных» случается нервный срыв и они покидают эксперимент.
День третий. «Заключенные» устраивают голодовку, а «охранники» заставляют их повторять свои номера снова и снова, отжиматься до бесконечности. Даже придумали не пускать «заключенных» в туалет и поставили в камеры ведра, отказываясь их опустошать.
День четвертый. Все продолжается в тюремной манере с карцером, привилегированными «заключенными», которые ведут себя хорошо, за что получают «награды» от «охранников» в виде хорошей еды, туалета.
День пятый. Все еще продолжается в лучших традициях настоящей тюрьмы. «Заключенные» убывают из нервных срывов.
День шестой. Тут приходит на тот момент девушка Зимбардо, Кристина Мазлак, тоже психолог. Видит это ужасное зрелище и грозит расстаться с Зибардо, если он это не прекратит сейчас же. Интересно, что сам Зимбардо участвовал в своем эксперименте как «начальник тюрьмы» так увлекся все этим театром абсурда, что позабыл о реальности.
Интересные факты об эксперименте:
- все участники могли уйти в любой момент добровольно, просто встать и уйти, но никто этого не сделал;
- когда спросили «охранников» почему они так жестоко относились к «заключенным», они ответили, что им казалось они симулируют нервный срыв, что они отмазываются и доставляют проблемы, причем полностью заслуживают такого жестокого обращения;
- ни один «охранник» не ушел во время эксперимента, они даже были немного расстроены, что все закончилось;
- к концу эксперимента половина «заключенных» покинула эксперимент из-за нервных срывов.
Какой вывод можно сделать из этого эксперимента? Человек действительно подстраивается под ситуацию и действует согласно ей, хороший человек в некой ситуации может совершать плохие поступки. Потеря своей индивидуальности сильно влияет на человека и его поведение, стирая всего индивидуальные черты.
Человек скорее обвинит в своем поведении другого, чем признается, что совершал жестокие поступки, что кто-то его вынудил это делать. Я тут слышу отголоски тиранов, когда муж-тиран оправдывает избиения жены, потому как она сама спровоцировала. И вообще это фраза для слабаков, которые не могут нести ответственность за свои поступки.
Человеческая природа такова, что относительно легко поддается групповому влиянию, подчиняясь правилам группы и соблюдая их. Это естественно – это необходимо, чтобы быть принятым группой, чтобы чувствовать себя частью общества и выжить. Это из серии «все курили и я закурил». Очевидно что мораль сей басни такова – быть бунтарем и нонконформистом не обязательно, но можно и своей головой подумать.
Всем спасибо, что дочитали!
В видео есть рассказы от самого Филипа Зимбардо, а также непосредственных участников.