Говорят, что на Востоке чайная церемония – это глубокая философия, имеющая древние корни. Но разве не имеет своей философии традиция пить чай в России?
Подстаканник оригинальной формы в виде ремешка и мемориальной гравировкой “На Отъ 4Р Кастенко Фельд. Толчкову” . Серебро, литье, гравировка. Россия, Санкт-Петербург, 1857 год
Подстаканник “Городская сценка в лавке” с дарственной гравировкой. 1878 год
Сегодня подстаканник – вещь редкая и ценная. К тому же он считается предметом декоративно-прикладного искусства. Он появился в XVIII веке и именно в России. Но этот факт могут оспорить антиквары, в руки которых попадают работы мастеров Польши, Финляндии, Германии, Англии, Ирана. Если Польша и Финляндия в те времена были в составе Российской империи, то как объяснить изготовление подстаканника в других европейских странах?
Подстаканник в форме плетеного лукошка с ручкой, имитирующей веточку березы. Серебро, литье, чеканка, гравировка, золочение. 1890, Россия, Санкт-Петербург
Подстаканник “Кавказъ” в виде бочонка с черневым орнаментом. Серебро, литье, гравировка, чернь. Вес- 89гр. Высота- 9см. Клейма: 84 пробы, герба города, пробирного мастера “ВП” над датой 1886, мастера “ИН”. Россия, Москва,1886 год
Но именно русский подстаканник стал зеркалом нашей истории. В дизайне этого изделия была идеология, искусство, литература, история, города, личности. Первые подстаканники не отличались высокохудожественной работой: они были просты и по форме и по оформлению. Так на оружейном заводе в Туле выпускались подстаканники из латуни, что говорило о потенциальном покупателе – простом народе. Делались они и на других заводах России и выполняли только бытовую функцию.
Подстаканник в нео-русском стиле с надписью “Пейте на здоровье”. Россия, Москва, неизвестный мастер, 1880-е гг
Во второй половине XIX века ювелиры начали изготавливать из серебра предметы сервировки. И серебряный подстаканник становится символом благополучия. Аристократы и купцы пьют чай из стакана в серебряном подстаканнике, украшенном вензелем.
Подстаканник, выполненный в редкой технике витражной эмали в сочетании с эмалью по скани. Серебро, литье, оконная “витражная” эмаль, скань, полихромные эмали по скани. Россия, Москва, мастерская Егорова Дмитрия Александровича, 1894 год
Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, часто и на заказ, в самых разных стилях (классицизм, ампир, рококо, модерн) и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, сюжеты – даже из мифов Древней Греции. У них появились ножки – например, в виде желудей или орнамента. И оригинальная форма – польские мастера представили парные подстаканники “На двоих”, что очень романтично.
Подстаканник с изображением вида Санкт-Петербурга и моста через Неву в стиле неоклассицизма. Серебро, литье, гравировка, штамп, золочение. Вес-152гр. Высота- 10см.. Россия, Санкт-Петербург, мастерская, мастерская Каторского Ильи Иванова, 1894 год
Подстаканник в русском стиле с изображением городских типажей “Горожанин и горожанка”. Серебро, литье, прочеканка, гравировка, выпиловка, золочение, монтировка. Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Исакова М.Я., 1896 год
Подстаканники, как произведение искусства, создавали лучшие ювелиры – Хлебников, Овчинников, Сазиков, Клингерт, Лорие, Грачев, Дехтерев, Ольсониус и многие другие. Но главное, что подстаканники делал сам Карл Фаберже.
Подстаканник большой с массивной литой композицией “Тройка”. Серебро, литье, гравировка, монтировка, золочение. Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Андреева Г.А. , 1896 год
А потом наступил НЭП. И люди вновь вспомнили о подстаканнике, он стал символом уюта. Полюбили подстаканник и чиновники. На столе, покрытом зеленым сукном, освещенный мягким светом лампы на столе управленца стоял подстаканник и обнимал прозрачное тело стеклянного стакана, иногда граненого – произведения художницы Веры Мухиной.
Подстаканник “Тракторист и колхозница”, 1939 год подстаканник “Советский Космос”
После Великой Отечественной войны развивается металлургическая промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Но были и более художественные сюжеты: например, парусники, картинки из басен, памятники выдающимся личностям – например, Суворову и Пушкину.
Серебряный подстаканник 40-х годов ХХ века. Советский серебряный подстаканник. подстаканник, выпущенный в 1959 году
Подстаканник выполнен в технике литья с Артелью “Арцатагорц” Армпромсовета
последующим золочением, прочеканкой и
гравировкой.
Артель “Северная чернь” . Гравёры Нина Ивановна Тропина и Мария Алексеевна Подсекина. Справа от М.А. Подсекиной ученица Раиса Кузнецова.
подстаканник “памятник Н.В.Гоголю” Интервидение. Советский серебренный подстаканник, отображающий вид с Большого каменного моста на Кремль.
Однако не стоит думать, что в советское время перестали выпускать подстаканники из серебра. Великоустюгский завод “Северная чернь” делал ювелирные украшения, ложки, вилки, ножи и подстаканники. Уникальная техника нанесения черни, появившаяся в XVIII веке и возродившаяся в 1933 году, делала такой подстаканник художественным произведением: на нем появились изображения городов, памятников, замысловатые узоры, сюжеты русских народных сказок и сказов А.С.Пушкина. Некоторые заводы – например, “Ленэмальер” – выпускают серебряные подстаканники, украшенные техникой горячей эмали.
подстаканник с изображением сказочного цветка.
Стоит сказать, что в Советском Союзе подстаканники выпускались на 15 крупных предприятиях, а также в цехах военных заводов. В хрущевское время подстаканник стал еще более высокохудожественным, но постепенно исчез с обеденного стола. В 60-е годы в моду вошла синтетика и пластмасса и минимализм. В таком окружении подстаканник смотрелся несколько странно и даже вычурно, из него мог пить разве что дедушка. И постепенно подстаканник усвоил новую роль: быть раритетом, сувениром, оригинальным подарком, гордостью чьей-то коллекции.