История в подстаканниках

Говорят, что на Востоке чайная церемония – это глубокая философия, имеющая древние корни. Но разве не имеет своей философии традиция пить чай в России?

История в подстаканниках

 

Картина настоящего русского чаепития заслуживает внимания и философа, и художника, и писателя, и поэта. В ней русское хлебосольство, которое так нравится иностранцам, и они часто думают, что стол накрыт к обеду: так много блюд появляется на нем. Но это всего лишь чай. А сколько романов началось “за чаем”, сколько решилось проблем! Ведутся разговоры, пробуется варенье “нового урожая”, чай заваривается с мятой, листьями вишни и смородины, он вкусен по-летнему и неизменно горяч, как это любят в России. Стол сервируется чашками в разнобой, но от этого становится еще веселее. И вдруг появляется стакан в подстаканнике.Его обычно ставят мужчине, словно у подстаканника изначально мужской характер. В общем-то, нет, сегодня и многие женщины из экстравагантности или любви к старине пьют чай из стакана в серебряном антикварном подстаканнике.

История в подстаканниках

Подстаканник оригинальной формы в виде ремешка и мемориальной гравировкой “На Отъ 4Р Кастенко Фельд. Толчкову” . Серебро, литье, гравировка. Россия, Санкт-Петербург, 1857 год

История в подстаканниках

Подстаканник “Городская сценка в лавке” с дарственной гравировкой. 1878 год

Сегодня подстаканник – вещь редкая и ценная. К тому же он считается предметом декоративно-прикладного искусства. Он появился в XVIII веке и именно в России. Но этот факт могут оспорить антиквары, в руки которых попадают работы мастеров Польши, Финляндии, Германии, Англии, Ирана. Если Польша и Финляндия в те времена были в составе Российской империи, то как объяснить изготовление подстаканника в других европейских странах?

История в подстаканниках

Подстаканник в форме плетеного лукошка с ручкой, имитирующей веточку березы. Серебро, литье, чеканка, гравировка, золочение.   1890, Россия, Санкт-Петербург

История в подстаканниках

Подстаканник “Кавказъ” в виде бочонка с черневым орнаментом. Серебро, литье, гравировка, чернь. Вес- 89гр. Высота- 9см. Клейма: 84 пробы, герба города, пробирного мастера “ВП” над датой 1886, мастера “ИН”. Россия, Москва,1886 год

Но именно русский подстаканник стал зеркалом нашей истории. В дизайне этого изделия была идеология, искусство, литература, история, города, личности. Первые подстаканники не отличались высокохудожественной работой: они были просты и по форме и по оформлению. Так на оружейном заводе в Туле выпускались подстаканники из латуни, что говорило о потенциальном покупателе – простом народе. Делались они и на других заводах России и выполняли только бытовую функцию.

История в подстаканниках

Подстаканник в нео-русском стиле с надписью “Пейте на здоровье”. Россия, Москва, неизвестный мастер, 1880-е гг

Во второй половине XIX века ювелиры начали изготавливать из серебра предметы сервировки. И серебряный подстаканник становится символом благополучия. Аристократы и купцы пьют чай из стакана в серебряном подстаканнике, украшенном вензелем.

История в подстаканниках

Подстаканник, выполненный в редкой технике витражной эмали в сочетании с эмалью по скани. Серебро, литье, оконная “витражная” эмаль, скань, полихромные эмали по скани. Россия, Москва, мастерская Егорова Дмитрия Александровича, 1894 год

Подстаканники изготавливали в частных мастерских и на крупных заводах, часто и на заказ, в самых разных стилях (классицизм, ампир, рококо, модерн) и в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Их украшали цветы, фрукты, ангелы, виньетки, гирлянды, сюжеты – даже из мифов Древней Греции. У них появились ножки – например, в виде желудей или орнамента. И оригинальная форма – польские мастера представили парные подстаканники “На двоих”, что очень романтично.

История в подстаканниках

Подстаканник с изображением вида Санкт-Петербурга и моста через Неву в стиле неоклассицизма. Серебро, литье, гравировка, штамп, золочение. Вес-152гр. Высота- 10см.. Россия, Санкт-Петербург, мастерская, мастерская Каторского Ильи Иванова, 1894 год

История в подстаканниках

Подстаканник в русском стиле с изображением городских типажей “Горожанин и горожанка”. Серебро, литье, прочеканка, гравировка, выпиловка, золочение, монтировка. Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Исакова М.Я., 1896 год

Подстаканники, как произведение искусства, создавали лучшие ювелиры – Хлебников, Овчинников, Сазиков, Клингерт, Лорие, Грачев, Дехтерев, Ольсониус и многие другие. Но главное, что подстаканники делал сам Карл Фаберже.

История в подстаканниках

Подстаканник большой с массивной литой композицией “Тройка”. Серебро, литье, гравировка, монтировка, золочение. Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Андреева Г.А. , 1896 год

После революций 1917 года подстаканник так и не признали классовым элементом, ведь пили из него и рабочие и крестьяне – не роскоши ради, а защищая руки от горячего стакана. Этот предмет быта остался. Но стал выпускаться в меньшем количестве: наверное, держать революционный шаг и пить чай – занятия несовместимые.

История в подстаканниках История в подстаканниках История в подстаканниках

подстаканник “Сказка о царе Салтане”

А потом наступил НЭП. И люди вновь вспомнили о подстаканнике, он стал символом уюта. Полюбили подстаканник и чиновники. На столе, покрытом зеленым сукном, освещенный мягким светом лампы на столе управленца стоял подстаканник и обнимал прозрачное тело стеклянного стакана, иногда граненого – произведения художницы Веры Мухиной.

История в подстаканниках   История в подстаканниках

Подстаканник “Тракторист и колхозница”, 1939 год                     подстаканник “Советский Космос”

Наверное, первые производители подстаканников не догадывались, каким разнообразным будет его дизайн. Интересно, что в случае с подстаканником двигателем креатива стала идеология. Да и как было удержаться художнику от изображения на подстаканнике рабочих и крестьян, которые сражаются за революционные идеалы? А потом на подстаканнике появились мирные картины: первый трактор, выставка сельского хозяйства, дирижабль, серп и молот, колосья, труженики. Впрочем, был и танк – как символ военной мощи страны. И портреты вождей – Ленина и Сталина. Интересно, каково это после каждого глотка видеть профиль Сталина? (почему бы и нет – адм.)

История в подстаканниках История в подстаканниках История в подстаканниках

Подстаканник Астры Мстера 1958           подстаканник «1870-1970 (100 лет В.И.Ленину)»     подстаканник “Минин и Пожарский” , 1957 год

После Великой Отечественной войны развивается металлургическая промышленность, и предметы сервировки начинают производить из нержавеющей стали, алюминия, мельхиора. Самым роскошным считался мельхиоровый подстаканник, который стоил недешево. Он рассказывал о целине, запуске спутников, стройках, съездах. Но были и более художественные сюжеты: например, парусники, картинки из басен, памятники выдающимся личностям – например, Суворову и Пушкину.

История в подстаканниках История в подстаканниках История в подстаканниках
Илья Муромец. Московская Ювелирная Фабрика. Три богатыря. Московская Ювелирная Фабрика.   Гора Арарат. Советский серебряный
Серебряный подстаканник 40-х годов ХХ века.       Советский серебряный подстаканник.                 подстаканник, выпущенный в 1959 году
Подстаканник выполнен в технике литья с                                                                                         Артелью “Арцатагорц” Армпромсовета
последующим золочением, прочеканкой и
гравировкой.

История в подстаканниках

Артель “Северная чернь” . Гравёры Нина Ивановна Тропина и Мария Алексеевна Подсекина. Справа от М.А. Подсекиной ученица Раиса Кузнецова.

История в подстаканниках   История в подстаканниках

подстаканник “памятник Н.В.Гоголю” Интервидение. Советский серебренный  подстаканник, отображающий вид с Большого каменного моста на Кремль.                                                                                                                            Изготовитель: Московский Ювелирный завод,                                                 1961-1965г.г.

Однако не стоит думать, что в советское время перестали выпускать подстаканники из серебра. Великоустюгский завод “Северная чернь” делал ювелирные украшения, ложки, вилки, ножи и подстаканники. Уникальная техника нанесения черни, появившаяся в XVIII веке и возродившаяся в 1933 году, делала такой подстаканник художественным произведением: на нем появились изображения городов, памятников, замысловатые узоры, сюжеты русских народных сказок и сказов А.С.Пушкина. Некоторые заводы – например, “Ленэмальер” – выпускают серебряные подстаканники, украшенные техникой горячей эмали.

История в подстаканниках История в подстаканниках История в подстаканниках
подстаканник “Запорожская ГЭС”                        подстаканник “Первый спутник” , 1963 год           Украинский лотос. Советский серебряный
подстаканник с изображением сказочного цветка.

                                                                                                                                                           Киевский завод им.Ф.Э.Дзержинского

Стоит сказать, что в Советском Союзе подстаканники выпускались на 15 крупных предприятиях, а также в цехах военных заводов. В хрущевское время подстаканник стал еще более высокохудожественным, но постепенно исчез с обеденного стола. В 60-е годы в моду вошла синтетика и пластмасса и минимализм. В таком окружении подстаканник смотрелся несколько странно и даже вычурно, из него мог пить разве что дедушка. И постепенно подстаканник усвоил новую роль: быть раритетом, сувениром, оригинальным подарком, гордостью чьей-то коллекции.

История в подстаканниках   История в подстаканниках История в подстаканниках

Золотая рыбка. Серебряный подстаканник.     Ласточкино гнездо. Советский серебряный подстаканник.   Петербург.1950-1960-е годы.
Артель “Мосювелир”                                           Артель “Мосювелир”                                                               Артель “Мосювелир”
Каждый человек в нашей бескрайней стране хотя бы раз в жизни ездил на поезде и пил чай. У него, как это кажется всем и всегда, особый вкус. Возможно, это зависит от воды, нагреваемой в титане, самой атмосферы, упаковки сахара – по 2 кусочка, а также подстаканника. Без него нельзя представить себе чаепитие в поезде. Вот проводница спрашивает: “Чай пить будете?” Все оживляются, шуршат своими пакетами с провиантом и радостно соглашаются. И она несет чай, держа в одной руке 2-3 стакана. Чудо как хорошо на душе от этого размеренного позвякивания металлических подстаканников и ложечек в стаканах!

История в подстаканниках    История в подстаканниках     История в подстаканниках

Интересно, что главным оптовым заказчиком подстаканников всегда было Министерство путей сообщения. Так в 1924 году подстаканники для железной дороги выпускались в артели “Освобожденный труд металла”. Но не только название артели было “говорящим”. Подстаканники тоже назывались красиво и оптимистично – “Свободная дорога”!

История в подстаканниках

История в подстаканниках

Группа ВК “Зеркало истории”

История в подстаканниках

TELEGRAM BARCAFFE

Адаптивная картинка
Картинка при наведении
 Спешите! Вам осталось до перехода на телеграм-канал "BarCaffe":  

История в подстаканниках
9

Публикация:

не в сети 1 год

Хома Брут

История в подстаканниках 1 084
Имеется Хома Брут. Он напился пьяный. Дрался. Что он еще делал? - К девушкам приставал, - сказала Стелла. - Стекло разбил. - Хорошо, - сказал я.
Комментарии: 17Публикации: 143Регистрация: 13-08-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!

© 2019 - 2024 BarCaffe · Информация в интернете общая, а ссылка дело воспитания!

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля