РУССКАЯ ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ. ЧАСТЬ 4. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО МОСКОВСКОЕ. XV-XVI ВЕКА.

Четвёртый пост серии посвящён XV- XVI векам и их событиям: присоединению к Московскому государству вечевой Новгородской республики, правлению Ивана Грозного, присоединению Казани и покорению Сибири Ермаком.

Русская история в картинах. Часть 1. Русь легендарная
Русская история в картинах. Часть 2. Крещение Руси. X-XII века.
Русская история в картинах. Часть 3. Между Востоком и Западом. XIII-XV века.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Клавдий Лебедев
Вече в Новгороде
1907

Народные собрания – вече – были во всех славянских городах. Но вече в Новгороде Великом – самое известное. Ударами в вечевой колокол на него приглашались все свободные горожане для решения самых важных вопросов.
Бывали случаи, когда вече решало, приглашать им князя или изгнать. Общим голосованием решались вопросы войны и мира. Здесь достигалось согласие на заключение союза с другими государствами. На вече принимали главный закон Новгородской земли – Судную грамоту. На вече происходили выборы должностных лиц: архиепископа, посадника, тысяцкого. Здесь же вершили и суд над ними. Обсуждали на вече и другие важные, в том числе политические, события.
Посадник – выбранный “президент” Новгородской республики. Его выбирали из числа бояр. Постепенно бояре “урезали демократию” вече: в 1354 году боярин Онцифор Лукинич провёл закон, по которому Новгородом должны были править сразу шесть посадников, избранных пожизненно, по числу “концов” города, а уже из их среды ежегодно выбирали степенного посадника.
Вечевой колокол в Новгороде был снят по приказу великого князя Московского Ивана III в 1478 году. С этого времени народное собрание прекратило своё существование в Новгороде.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Клавдий Лебедев
Марфа посадница. Уничтожение новгородского веча
1889

На картине – один из важных эпизодов истории: присоединение Иваном III Новгорода Великого. В правой части картины – вдова новгородского посадника и боярина Марфа Борецкая. В левой – великий князь Московский Иван III, рядом с ним в доспехах – московский воевода. С бумагой – дьяк: он зачитывает обвинения против Марфы. В центре картины – вечевой колокол, символ политической самостоятельности Новгорода, который сняли со звонницы, чтобы увезти в Москву.
Иван III покорял Новгород дважды. Первый раз он разгромил войско Дмитрия Борецкого, сына Марфы, при Шелони в 1471 году. Сам Борецкий попал в плен и был казнён. Поводом для войны послужили планы части новгородских бояр принять подданство католического Великого княжества Литовского, союзника хана Золотой Орды Ахмата.
После принятия Иваном III новгородской челобитной и примирения Марфа продолжила переговоры с польским королём и великим князем Литовским Казимиром IV, который вместе с ханом Ахматом грозил Москве нашествием. Было это за три года до “Стояния на Угре”. Тогда же,, в конце 1477 года, Иван III собрал войско и осадил Новгород, а уже в январе следующего, завершив переговоры и сняв осаду, принял присягу новгородцев.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Алексей Кившенко
Присоединение Великого Новгорода – высылка в Москву знатных и именитых новгородцев
1880

Под охраной идут представители литовской партии новгородских бояр, впереди всех – Марфа Борецкая с внуком. За ними везут вечевой колокол – символ независимости Новгорода. На заднем плане – храм Софии Новгородской. При виде плененных люди вокруг испытывают разные чувства: некоторые, как старик в левом углу картины, утирают слёзы.
Так происходило присоединение Новгорода Великого к Москве.
В 1477 году Иван III, узнав о готовящейся измене новгородских бояр, подступил к Новгороду. В село Бронницу к Ивану III стали прибывать многие жители Новгорода, и заговорщики вынуждены были открыть ворота в город. Марфу Борецкую и её внука Василия Фёдоровича по приказу великого князя отправили в Москву, всё имущество Борецких было конфисковано. Позже Марфу направили в Нижний Новгород, где она была пострижена в монахини под именем Марии. Судьба Василия, последнего представителя этого боярского рода, неизвестна.
Земли и усадьбы опальных бояр раздавались сторонникам Московского князя, переселённым в Новгород из подмосковных городов.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Фёдор Бронников
Встреча царевны
1883

На картине Фёдора Бронникова изображён важный момент в истории нашей страны – встреча невесты великого князя Московского Ивана III, племянницы последнего византийского императора Константина XI, Зои Палеолог. После падения Византии её семья нашла убежище в Риме. В роли свата Зои выступил сам папа римский. Конечно, не из добрых чувств, а с тем, чтобы посредством этого брака не только завязать отношения с Москвой, но и, соединив церкви, утвердить свою власть над русскими землями. Да только ничего у него не вышло, ни с чем вернулся из православных земель папский легат. Проиграв спор о вере, он сам завершил его словами: “Нет книг со мною!”
В России Зоя получила имя Софьи, а, приехав в Москву, в тот же день обручилась, а затем и обвенчалась с Иваном Васильевичем. Их брак способствовал укреплению Русского государства и провозглашению его преемником Византии. Многие считают, что самым ценным из приданого Софьи Палеолог стал… двуглавый орёл. Впервые он появился на государственных печатях Ивана III, а до этого был личным знаком последней византийской династии.
А сам Иван III стал именовать себя “Государем всея Руси”.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Николай Шустов
Иван III разрывает ханскую грамоту
1862

Деда Ивана Грозного, Московского князя Ивана III, называли “Великим”. За что же он удостоился такого прозвания? Он был собирателем русских земель вокруг Москвы, покорил Тверь, Вятку и свободолюбивый Новгород Великий. Царь посылал в русские земли своих наместников, и они правили от его имени.
Он закрепил крестьян за своими хозяевами: отныне они могли уйти от них только один раз в году – на Юрьев день.
Оставалось самое главное дело: освобождение от власти Орды.
Когда от хана приехали послы с грамотой, Иван III грамоту порвал, а послам сказал, чтобы они передали хану: Русь больше Орде не подчиняется. Хан Ахмат собрал огромное войско и послал его на Русь с приказом: всё сжигать, никого не жалеть.
А великий князь им навстречу отправил своё войско, ещё большее. Встретились русские и монголы на реке Угре, притоке Оки, встали на разных берегах. Долго думали ордынцы, как им быть. Полгода думали, а потом в одну ночь отправились восвояси.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Алексей Максимов
Совет всея Руси

На картине мы видим заседание Боярской думы, именно так называли высший совет “лучших людей” при князьях, а позже при царях. С образованием централизованного Русского государства при Иване III Дума стала постоянным совещательным органом верховной власти, занимая высшую позицию государева двора. Её деятельность касалась всех сфер управления, а во главе с великим князем, а позже царём, бояре решали важнейшие и неотложные международные, военные и экономические вопросы.
В Боярской думе были свои иерархия, правила пополнения и продвижения по карьерной лестнице. В совет входили по назначению или по должности. Высший думный чин по назначению занимали бояре, следующий по значимости чин – окольничие. Также членами Думы были дворецкие, казначеи, ловчие и другие должностные лица.
В конце XV века число членов Боярской думы не превышало двадцати. С XVI века численность совета постепенно увеличивалась; для пополнения близкими советниками государя из незнатного дворянства и приказных деятелей были введены чины думных дворян “детей боярских, которые в Думе живут”, и думных дьяков. Ключевую роль в заседаниях Думы занимали титулованные бояре, представители княжеских фамилий.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Аполлинарий Васнецов
Московский Кремль при Иване III
1921

Согласно известной пословице, “Москва не сразу строилась”. Действительно, столица России хорошела и разрасталась усилиями многих людей и в разные времена. При Иване III началось большое строительство в Кремле. Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари. Тогда в качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич.
Многие здания, включая церкви, были спроектированы и возведены итальянскими мастерами. По их замыслу, центром Кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (1475-1479), Благовещенским собором (1484-1489), Грановитой палатой (1487-1491), Архангельским собором (1505-1508) и колокольней Иван Великий.
Ивана III называли “собирателем державы”: он присоединял к Москве не подмосковные города, а княжества. За время правления Ивана III сложилось единое централизованное государство, в состав которого вошли Новгородская республика, долгое время бывшая соперницей Москвы, Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское и частично Рязанское княжества.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Сергей Иванов
На сторожевой границе Московского государства
1907

На картине казачья стража – предки “пограничников”.
Когда ещё не существовало связи ни по проводам, ни тем более без них, использовали весьма эффективную систему оповещения – дымы, которые видны издалека. Заметят казаки на “пограничном пункте” – засеке – приближение вражеских отрядов и сразу подают тревожный сигнал.
Если засека стояла на холмистой местности, то кучи хвороста складывали и поджигали на вершине холма; если на равнине – то на возвышении, образованном стволами срубленных деревьев. На картине это хорошо видно.
Увидят дым на соседней засеке, подожгут свой хворост. От сухих листьев меньше огня, зато дыма больше. На следующем посту заметят сигнал и дальше передадут. Пока враг приблизится, его уже ждут во всеоружии.
Если враг крадётся в ночной тьме или пробирается в непогоду, тогда дым не виден и нужно запалить костёр поярче, чтобы пламя рвануло вверх. Один за другим выстроится цепочка сигнальных огней.
Видят враги, что их заметили, а помешать “огненной связи” не могут.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Сергей Иванов
Юрьев день
1908

Юрий, или Георгий, а по-простому Егорий – это всадник Георгий Победоносец, который на гербе Москвы копьём пронзает дракона. День его памяти отмечали дважды в году – весной и осенью. Весенний праздник выпадал на 23 апреля, а осенний – на 26 ноября. По новому стилю – 6 мая и 9 декабря. Эти две даты – самые важные в жизни крестьян, они означали начало и конец трудового сезона.
Их отмечали все славянские народы. В России, если крестьянин собрал урожай и рассчитался с хозяином, он мог идти “на все четыре стороны”. Правда, вольница имела ограничения: уходить от хозяина можно было за неделю до Юрьева дня и в течение недели после него. Потом стали вводить “заповедные годы”, когда переходить от одного хозяина к другому было нельзя. А в 1590-е годы, при царе Фёдоре Ивановиче, и вовсе был введён запрет на переходы в Юрьев день. В 1649 году, при царе Алексее Михайловиче, запрет был подтверждён. Тогда и родилась знаменитая пословица.
Может, это та самая бабушка в меховой шапке, что сидит на возу со своим скарбом? Пока дед доказывает старосте, что он имеет освящённое веками право – ехать куда захочет, она вздыхает: “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день…”

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Сергей Иванов
Поход москвитян. XVI век.
1903

На картине изображено русское войско в XVI веке. Видны стрельцы – они в красных кафтанах. Со всех сторон их окружают ополченцы на лыжах.
Обычно родиной лыж называют Скандинавию, но вряд ли это правильно. “Большие подошвы” начали использовать охотники в разных странах 20-30 тысяч лет назад. В допетровской Руси из тех, кто хорошо умел ходить на лыжах, на время зимних походов формировалась специальная “лыжная рать”. Именно такое войско изображено на картине.
В 1499 году лыжная рать захватила Югорскую землю, отличились лыжники и во время зимнего похода 1534 года на Литву. Помогали лыжи русским партизанам в Отечественной войне 1812 года, а в конце XIX века в русской армии даже ввели обязательное обучение хождению на лыжах. Успешно использовались лыжи частями связи и санитарной службы во время Русско-японской войны 1904-1905 годов. И, конечно, лыжные батальоны и бригады сыграли значительную роль в Советско-финской, а затем и в Великой Отечественной войнах.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Павел Плешанов
Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года
1856

Священник Сильвестр был духовным наставником молодого царя Ивана IV Грозного. Если бы царь следовал советам Сильвестра, он, возможно, и не получил бы прозвания “Грозный”. Может, его называли бы “Добрым” или “Милосердным”…
Некоторое время Сильвестр был священником в Новгороде, затем помощником будущего митрополита Макария. Приехав в Москву, он стал священником в самом главном храме Московского Кремля – Благовещенском. А ещё Сильвестр писал духовные книги. Удивительную книгу “Домострой”, в которой православным людям давались советы по всем вопросам жизни человека – семьи, хозяйства, веры, – он дополнил и отредактировал.
В 1547 году в Москве вспыхнул страшный пожар, затем началось восстание против Глинских, родственников царя. Во время этого пожара в огне погибла треть города.
В это трагическое время к молодому царю пришёл священник Благовещенского собора. Сильвестр долго говорил с Иваном о том, что его долг – заботиться о своих подданных. Сказал он и о том, что пожар – это Божие наказание за его “буйства”.
Иван IV был испуган, внимательно слушал и, похоже, верил всему, что ему говорил духовник.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Пётр Шамшин
Вступление Иоанна IV в Казань
1894

Борьба за присоединение Москвой Казанского ханства началась ещё в конце XV века. В союзе с Крымским и Астраханским ханствами, а также с Ногайской ордой Казань проводила враждебную России политику. Ею совершались постоянные набеги на рубежи страны. Казань брала в плен десятки тысяч русских людей, закрывала Волжский торговый путь для русских купцов. Мирные переговоры ни к чему не приводили. В 1545 году началась череда казанских походов Ивана IV.
В 1551 году недалеко от Казани была построена крепость Свияжск, 16 июня следующего года русское войско выступило из Москвы, а уже 30 августа началась осада города. Переговоры опять ничего не дали: не захотели казанцы русскому царю “челом бить”.
И тогда 2 октября начался общий штурм. Уже к вечеру Казань пала, ханство было ликвидировано. Россия присоединила Среднее Поволжье и расширила торговые связи со странами Кавказа и Востока, открыв путь к Уральским горам и Сибири.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Александр Новоскольцев
Последние минуты митрополита Филиппа

Святой Филипп (в миру Фёдор Колычев) происходил из знатного боярского рода. По примеру своего отца он собирался стать военным, но однажды в церкви услышал слова Священного Писания: “Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть”. И Фёдору вдруг открылась его судьба. Он направился в Соловецкую обитель, где спустя десять лет стал игуменом.
Однажды Филиппа вызвали в Москву: ему была предложена кафедра митрополита. Он просил Грозного: “Не разлучай меня с моей пустыней; не вручай малой ладье бремени великого”. Но царь был непреклонен. Тогда Филипп поставил условие: он согласится лишь при условии отмены опричнины. Но царь оставался верен себе.
Как-то мужественный митрополит сказал царю: “…Господь взыщет всё от руки твоей”.
Царь хотел сжечь Филиппа на костре, но когда гнев его поутих, он отослал святителя в Отрочь монастырь. Тут его и настигла мученическая смерть: он был задушен опричником Малютой Скуратовым.
На картине художник запечатлел последние минуты жизни святого. Сам же Малюта был убит в Ливонской войне, показав себя плохим воином и бездарным военачальником.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Василий Пукирев
Иван Грозный в молельне
1884

Когда Иван Грозный отмаливал свои грехи, к царю не допускали придворных, с какими бы важными делами они к нему ни шли.
А царю было о чём просить у Бога прощения: грехов у Ивана Грозного было немало. Но будучи глубоко верующим, он истово каялся в своих злодеяниях. Говорят, молился “до синяков и шишек”, читал наизусть Священное Писание, хорошо зная труды отцов церкви.
К концу жизни он хотел стать простым монахом Кирилло-Белозёрского монастыря. Под именем Ионы он был пострижен в монахи в день своей смерти.
Есть в Новгороде Великом памятник “Тысячелетие России”. Многие русские люди изображены на этом памятнике: князья, цари и императоры, полководцы, священники и поэты. Но Ивана Грозного там нет…

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Клавдий Лебедев
Царь Иван IV Грозный просит игумена Кирилла (Кирилло-Белозёрского монастыря) благословить его в монахи
1898

На этой картине вы видите русского царя Ивана IV Грозного – он в центре картины. Царь упал на колени и, схватив за руку игумена, о чём-то умоляет его. Слева стоят другие монахи. Один из них опирается на посох: он в одежде аскета, соблюдающий особо строгий режим отречения от земных соблазнов.
Справа на картине – царские опричники. Ближе всех к зрителям стоит Малюта Скуратов.
Какие же события изображены на картине? По одной из версий, в 1567 году царь решил принять монашеский постриг. Действие происходит, скорее всего, в 1569 году, когда царь Иван Грозный приехал в Кирилло-Белозёрский монастырь и поведал настоятелю о сокровенном желании принять пострижение именно в их обители. Тогда же была подготовлена келья для самодержца, а в 1569-1570 годах – кельи для царевичей Ивана и Фёдора. Однако символическое пострижение Ивана Грозного в монахи под именем Ионы было совершено только через 15 лет после событий, изображённых на картине, – в день его смерти.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Григорий Мясоедов
Историческая сцена (Иван Грозный в келье псковского старца Николы)
1899

Простые люди нередко страдали от произвола и неправды. Притеснение слабых сильными было обычным делом. Но на защиту простого народа часто вставали юродивые. Так называли тех, кто, отказываясь от земных благ, примерял на себя личину безумца и не стеснялся говорить правду в глаза сильным мира сего.
Самые известные русские юродивые времён Ивана IV – это Василий Блаженный, не раз прилюдно обличавший Грозного царя, и Никола Салос. Художник изобразил старца Николу в тот момент, когда в его келью пришёл царь. Чем же знаменателен этот момент?
В 1570 году Иван IV обрушил жестокий удар по Новгороду, обвинив жителей в стремлении отдаться в подданство “литовскому королю”, такая же участь могла ждать и Псков. Приехав в город, царь решил посетить келью знаменитого пустынника. Но встречен был не хлебом-солью, а куском сырого мяса. “Я христианин и не ем мяса в Великий пост”, – сказал Иван IV, на что получил ответ: “Ты делаешь хуже: питаешься человеческой плотью и кровью, забывая не только пост, но и Бога!” Старец так устрашил царя, предсказывая ему всевозможные несчастья, что Иван IV немедленно покинул Псков вместе с войском.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Николай Неврев
Опричники

“Опричниной” называют трудный период жизни в истории Русского государства, который длился с 1565 по 1572 год. Опричниной называли тогда часть нашего государства, которую царь Иван Грозный оставил для себя, отдав бОльшую часть – земщину – боярам. Опричники – особое войско Ивана Грозного, которое казнило всех, кто, по мнению царя, творил крамолу. Само слово “опричь” означает “кроме”: всё – боярам, кроме небольшой, но лучшей, части земли, которую царь оставил себе и в которой творил, что хотел.
Но отчего же на картине опричники смеются, глядя на царя, который сидит на троне? И кто тот человек с ножом, который ближе всех подобрался к царю? Дело в том, что на троне сидит не настоящий царь, а крещёный касимовский царевич Симеон Бекбулатович. Он будто бы властелин всей Руси, а Иван Грозный – так, всего лишь князь некоторых московских земель. Это он с ножом и подкрадывается к Симеону Бекбулатовичу, пугает его. Захотел бы – и опричники накинулись бы на ненастоящего царя и растерзали его.
“Поиграв” в опричнину, Иван Грозный потом отменил её, возродив ненадолго под названием “удел” в 1575-1576 годах. Именно тогда он и посадил во главе земщины Симеона Бекбулатовича.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Карл Брюллов
Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году.
1839-1843

Писатель В.Пикуль написал об этом событии: “Сколько лет прошло с той поры, сколько подвигов вписал русский человек в летопись нашей боевой славы, но и по сей день оборона Пскова осталась в памяти России самой блестящей, самой непорочной страницей народного мужества”.
В 1581 году польский король Стефан Баторий собрал 50-тысячное войско и решил захватить Псков. В городе было 4,5 тысячи воинов и 12 тысяч ополчения. Король был уверен, что легко захватит Псков, а затем пойдёт на Новгород и Москву. Готовясь к штурму, солдаты Батория рыли траншеи и ходы между ними, ставили пушки. Поляки не спешили начинать штурм, 11 дней они готовились и 7 сентября начали обстреливать Псков. Захватили две башни, но дальше их не пустили.
Все, как один, псковичи, в числе которых были старики, женщины и дети, отбили штурм. А потом заделывали проломы в стене, строили деревянные заграждения.
Быстро взять Псков не получилось. Вот уже осень прошла, а горожане стойко держали оборону. Крестьяне образовывали партизанские отряды: они нападали на разведчиков и фуражиров врага, доставляли продовольствие в осаждённый Псков.
Ничего не вышло у польского короля, отказался он от захвата русских земель и отправился восвояси.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Александр Литовченко
Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею
1875

В XVI веке Россия 25 лет воевала с Польшей, Швецией и Литвой за Прибалтику и выход к Балтийскому морю. Выход к морю государству был необходим, чтобы торговать с европейскими странами.
Командовал русскими войсками Иван Грозный. Война шла долго и закончилась для России заключением мирного договора.
Пока литовцы, шведы, датчане и поляки воевали против нас, Иван Грозный наладил дипломатические и торговые связи с Англией. Царь даже хотел жениться на английской королеве, тогда он сам стал бы королём Англии. Но из этого так ничего и не вышло.
В Москве была создана Московская торговая компания, агентом которой был Джером Горсей.
Англичане везли в Россию порох, медь и другие припасы, необходимые для ведения Ливонской войны. Эта компания получила право торговать с Россией на самых выгодных условиях.
Иван Грозный хотел показать Горсею, что он очень богатый правитель и сможет расплатиться за английские товары.
Горсей написал книги о России, из которых весь мир многое узнал о жизни нашей Родины в XVI веке.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Клавдий Лебедев
Поход Ермака
1907

Дружину Ермака уральские купцы Строгановы наняли для защиты от набегов хана Сибири Кучума. Два года казаки защищали владения купцов, а 1 сентября 1582 года Ермак с товарищами выступил в поход по реке Чусовой. Это событие и показано на картине. Одни казаки молятся, другие усаживаются в лодки. Сам атаман держит в руках саблю и шлем.
На корме одной из лодок закреплена пушка. Русские были лучше вооружены и, несмотря на то, что сибирских татар было намного больше, одержали победу и завоевали Сибирь. Но всё произошло не сразу.
Сев в лодки, казаки поплыли вверх по течению Чусовой, потом по её притоку Серебрянке. Ермак благодаря волоку, разделяющему реки Кама и Обь, прошёл Урал, прошёл по рекам Баранча и Тагил, а после вниз, по Туре и Тоболу.
Разгромив отряды хана Кучума, Ермак овладел улусами мурз Атика и Карачи. В решающем сражении в устье реки Тобол нанёс поражение воеводе Маметкулу, племяннику Кучума, вступив 26 октября в ханскую ставку Кашлык – столицу Сибирского ханства, покинутую Кучумом со всем населением.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Василий Суриков
Покорение Сибири Ермаком
1895

На картине изображён бой русских казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем за Сибирское ханство. В этот поход атаман отправился по приказу Ивана Грозного.
Сначала казаки прибыли в Чердынь (город в Пермском крае), а оттуда отправились в Соль-Камскую (теперь – город Соликамск). Соль-Камская была столицей “империи” купцов Строгановых. Они дали Ермаку оружие, чтобы он совершил военный поход против сибирского хана Кучума.
Ермак возглавил отряд из 540 казаков и 300 немцев с литовцами и 1 сентября 1582 года отправился покорять Сибирь. Плыли в основном по рекам и на Туре (приток реки Тобол) встретились с передовым отрядом сибирского хана. Главное же сражение произошло 23 октября в устье реки Тобол. Уже 26 октября Ермак занял Кашлык – столицу Сибирского ханства. Именно этот момент и запечатлён на картине Василия Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”.
Немногочисленный отряд Ермака встречала целая орда. Правда, вооружены они были плохо – стреляли из луков, а казаки отвечали ружейным огнём. На картине в ладье стоит в шлеме и кольчуге Ермак: он руководит боевыми действиями. Вдали, на высоком берегу, – хан Кучум: он наблюдает за сражением.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Вячеслав Шварц
Иван Грозный у тела убитого им сына
1864

На этой картине грозный царь показан убитым горем стариком.
Никто точно не знает, отчего именно умер сын Ивана Грозного Иван Иванович. Историки спорят об этом по сей день. Вот одна из версий. 9 ноября 1581 года царь увидел во дворце жену своего сына Елену Шереметеву, которая ждала ребёнка и была одета не совсем по правилам. Иван Грозный был чрезвычайно гневлив: он избил сноху за небрежный вид. Сын Иван за жену вступился – и тогда Иван Грозный в ярости посохом ударил в висок Ивана Ивановича, отчего тот впал в горячку и через 11 дней скончался.
Другие историки утверждают, что Иван Иванович скончался после продолжительной болезни. Один летописец сравнивал Ивана Ивановича с “незрелым плодом на дереве жизни”, который сорвал мощный порыв ветра.
Так или иначе, но последствия смерти наследника были роковыми для страны: древний род Рюриковичей – первая правящая русская династия – со смертью сыновей Ивана Грозного закончился.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Карл Вениг
Иван Грозный и его мамка
1886

Ивану Грозному казалось, что его со всех сторон окружают враги, которые хотят его смерти. Беспокоясь о будущем, православный царь решил обратиться к предсказателям. Он приказал собрать самых известных магов и колдунов в Москве. А когда их привезли в столицу, велел запереть в тюрьме: пусть посидят в холодной камере, пока не предскажут будущее царя.
Поворожили колдуны, и вышло: царя через несколько дней ожидает смерть. Как ему объявить об этом? Царь разгневается и казнит их. Думали-гадали, как поступить, и всё же сказали, что им открылось: смерть Ивана Грозного наступит 18 марта.
В этот день Иван Грозный чувствовал себя замечательно. Колдунам он велел передать: за то, что они морочат людям голову, их живьём зароют в землю. Те ответили царю: “Не спеши… День кончится, когда солнце сядет”.
После обеда царь отправился в баню. Парился он долго, а когда вернулся, сел играть в шахматы с Борисом Годуновым. Вдруг ему стало плохо, он повалился навзничь. Испуганные слуги разбежались в разные стороны: одни – за лекарствами, другие – за священником. С царём остались боярин Годунов и князь Бельский. Никто не знает, что там происходило. Но когда слуги вернулись, они увидели: царь мёртв.
Говорили, Годунов с Бельским задушили тирана.

Русская история в картинах. Часть 4. Великое княжество Московское. XV-XVI века.
Виктор Васнецов
Царь Иван Васильевич Грозный
1897

Первого русского царя Ивана IV при жизни никто Грозным не называл. Это потом историки дали ему такое прозвание: за неспокойный нрав и дела, не всегда праведные. На картине у него суровый вид. Царь в богатой расписной шубе, в левой руке у него посох, в правой – лестовка, разновидность чёток.
Украшенный затейливой резьбой, посох нужен был не только для того, чтобы при ходьбе на него опираться. Он мог служить и оружием, которым можно было убить. А вот лестовка нужна, чтобы повторять молитвы. В этом и была сущность характера Ивана Грозного: насилие и затем искреннее раскаяние в содеянном.
Царь спускается по лестнице, у его ног – маленькое окошко, за которым видны заснеженные крыши домов.
Иван IV был первым русским царём и предпоследним в династии Рюриковичей: на его сыне Фёдоре род закончился, и начались кровавые Смутные времена.

Продолжение>>>

Пример HTML-страницы
6

Публикация:

не в сети 4 часа

B e a u t e

РУССКАЯ ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ. ЧАСТЬ 4. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО МОСКОВСКОЕ. XV-XVI ВЕКА. 2 657
Дневная порция эстетического наслаждения...
Комментарии: 21Публикации: 483Регистрация: 18-08-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!