В том, что лодки ушли самостоятельно своим ходом, сомнений не было, так как на дне были оставлены две шлюзовые камеры для проникновения пловцов на лодки. Позже на дне нашли индивидуальные дыхательные аппараты. В 1956 году, под контролем КГБ 9 немецких субмарин подняли на поверхность и осмотрели. Лодки действительно были законсервированы. Сухие внутри и, по мнению присутствовавших на подъёме подводников, могли сохранять боеспособность несколько лет. Тщательно упакованные продукты и медикаменты имели большой срок годности. На лодках имелся комплект навигационных карт на весь Мировой океан. Поднятые субмарины отбуксировали в неизвестном направлении. Важность работ подчеркивал тот факт, что за подъёмом лично следил будущий маршал и министр обороны СССР Андрей Гречко. Тогда он был командующим Группой советских войск в Германии. Десятая лодки при подъёме показалась на поверхность, но сорвалась со строп и упала на дно. Гречко приказал повторить операцию, но почему-то повторного подъёма не было.

В 1959 году малый противолодочный корабль (МПК) из бригады охраны водного района (ОВР) вышел в море по тревоге. На подходе к границе наших территориальных вод был зафиксирован контакт с неизвестной подводной лодкой. Выйдя на дистанцию стрельбы, МПК дал залп из реактивной установки (РБУ) правого борта. В ответ подводная лодка дала двухторпедный залп. Начался поединок между противолодочниками и подводниками. Постепенно командир МПК переиграл своего визави, и началось преследование подводной лодки в нейтральных водах, что само по себе является нарушением международных норм. Но на дворе был 1959 год, и военный корабль СССР подвергся атаке. Лодка стала уходить в нейтральные воды Швеции. Советский МПК застопорил ход. В этот момент моряки увидели шведский сторожевик, который атаковал глубинными бомбами неизвестную лодку в шведских территориальных водах! На помощь первому пришел второй корабль шведской береговой обороны. Раздалось несколько взрывов, контакт с неизвестной лодкой был потерян. МПК возвратился на базу. В базе на борт поднялись командир базы и флотский контрразведчик. Он потребовал от командира записать в вахтенный журнал, что МПК проводил учебные стрельбы на одном из полигонов флота. Но слухи продолжали будоражить моряков. Тем временем, шведское радио сообщило, что в шхерах на территории Швеции была найдена поврежденная малая подводная лодка XXIII серии. При попытке буксировки она утонула.

 

ТАЙНЫ ОСТРОВА БУЯНА (Был ли взрыв на острове Рюген испытанием атомной бомбы?)

 

 

ТАЙНЫ ОСТРОВА БУЯНА (Был ли взрыв на острове Рюген испытанием атомной бомбы?)

 

Что в этом рассказе правда? Необходимо исследовать архивы. Достоверно известно лишь то, что только три лодки XXIII серии пережили войну, одна из них, U-4706, вошла в состав ВМС Норвегии, две – U-2326 и U-2353 – получила Великобритания. Впоследствии одна из них (U-2353) была передана СССР. В советском флоте она была сначала «Н-31», потом «М-31». Служила до 1952 года. Ещё две лодки, U-2365 и U-2367, были подняты Германией в 1950-х годах, получили имена “Hai” и “Hecht” и после ремонта служили для подготовки подводников возрождающегося германского флота.

После войны остров Рюген возвратился к своей курортной жизни. Во времена ГДР в порту Засниц был конечный пункт паромных переправ из СССР (России), Швеции, Дании в Германию, и там же в порту находился пункт базирования 224 дивизиона ОВР Балтийского флота, который контролировал акваторию южной Балтики.

Андрей Максимов