19 июня 1947 г. приказом МГБ СССР № 00322 было объявлено Постановление СМ СССР № 2104-556сс от 17 июня 1947 года об образовании в составе МГБ СССР Главного управления охраны на железнодорожном и водном транспорте.
Вновь созданный Главк (ГУО) с системой местных органов, в отличие от существовавшего ранее Транспортного управления МГБ, был призван не только осуществлять функции по «оперативно-чекистскому» (контрразведывательному) обеспечению работы предприятий транспорта, но также выполнять задачи по охране общественной безопасности и правопорядка на железнодорожных и водных коммуникациях.
В соответствии с новыми задачами транспортная милиция, подчиненная ранее Главному управлению милиции (ГуМ) МВД, еще 21 января 1947 г. была передана в ведение Транспортного управления МГБ. После 19 июня она перешла в подчинение нового Главка. На ее базе были образованы два оперативно-войсковых подразделения: корпус охраны МГБ на железнодорожном транспорте и дивизия охраны МГБ на водном транспорте.
Начальник ГУО МГБ СССР генерал-полковник С.А.Гоглидзе, офицер и старшина частей охраны МГБ СССР на транспорте. Сзади виден офицер в форме Главного управления госбезопасности (ГУГБ). 1947-52 гг.
Командные кадры для корпуса и дивизии подбирались как из работников бывшей транспортной милиции, так и из сотрудников транспортных органов МГБ СССР, а младший оперативный состав — из сержантов и старшин сверхсрочной службы милиции, органов и войск МВД/МГБ, которые проходили тщательную спецпроверку. Непременным условием для них, среди прочих требований, был рост не менее 170 см.
С переходом в систему МГБ сотрудники транспортной милиции получали статус военно-служащих, в связи с чем подлежали переаттестации на воинские звания. Им было значительно увеличено денежное довольствие: повысилась зарплата, деньгами оплачивался продовольственный паек. Преимущества по сравнению с милицией были очень велики. Например, сержанты после трех месяцев службы получали 3 оклада и ежемесячную двадцатипроцентную надбавку за выслугу лет.
Во главе всей системы охраны находился Главк. Для службы на местах создавались региональные Управления охраны (УОМГБ). Вопросами обеспечения общественной безопасности и правопорядка в региональных УОМГБ занимались 2-е отделение 2-го Отдела (ОУР) и 3-й Отдел (БХСС на транспорте). В управлениях охраны были созданы следственные части, 2-е отделения которых расследовали уголовные преступления на транспорте. Такая же структура была и в линейных подразделениях — Отделах охраны (ООМГБ) на отделениях железных дорог, на станциях и портах (пристанях).
Прежние подразделения транспортной милиции заменили части корпуса охраны на железнодорожном транспорте и дивизии охраны на водном транспорте. Непосредственная охрана общественного порядка на местах осуществлялась сержантами и старшинами полков охраны МГБ, входивших в состав корпуса и дивизии.
Полки, в свою очередь, включали в себя дивизионы и взводы, которые находились при Отделах (отделениях) охраны и подчинялись командиру полка и начальнику ООМГБ. Командиру полка помогали начальник штаба и заместитель по политчасти. Личный состав полков действовал по уставам Вооруженных сил СССР и директивам командиров корпуса и дивизии охраны МГБ.
Для внешнего отличия сержантов, офицеров и генералов управлений и частей охраны МГБ на транспорте приказом МГБ СССР № 00333 от 27 июня 1947 г. была установлена особая форма одежды, в достаточной степени отличавшаяся как от обмундирования милиции, так и Советской Армии.
Все предметы формы одежды пошивались из материала черного цвета: для генералов — из чистошерстяной ткани, для офицеров — из сукна (арт. 1040) или габардина, для сержантов — из сукна.
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.
В качестве основного головного убора была введена фуражка с тульей малинового цвета с черным кантом и околышем. Фуражки подобной расцветки носили в 1920 -1930-х гг. сотрудники транспортных органов ОГПУ.
На околыше фуражки, над черным фибровым козырьком на двух малых форменных пуговицах генералы носили золотой филигранный шнур, а остальной личный состав — черный кожаный подбородный ремень.
На зимнее время устанавливалось ношение папах единого покроя, по типу «генеральских»:
— для генералов — из серого натурального каракуля;
— для офицеров — из черного каракуля;
— для сержантов (кроме южных районов) — из черного меха мерлушки или овчины.
Папаха специального покроя для полковников не вводилась.
На донышко папах, изготовленное из малинового сукна, нашивалось перекрестье: из золотого галуна шириной 0,4-0,6 см для комсостава и из черной шелковой тесьмы для сержантов.
Сержанты, проходившие службу в южных районах, вместо папахи зимой носили при фуражке суконный башлык светло-коричневого цвета, обшитый темно-коричневой тесьмой.
На передней части околыша фуражек и окола папах у офицеров и сержантов располагалась пятиконечная красноармейская звезда установленного образца, а у генералов — кокарда, как в Советской Армии.
На околыше парадной фуражки генералов, вокруг кокарды, размещалось шитье из золотой канители в виде лавровых ветвей.
ОДЕЖДА.
При парадной и служебной форме личным составом носился закрытый двубортный мундир с застежкой на 6 больших форменных пуговиц. Рукава мундира имели настрочные обшлага: прямые — у генералов и мысковой формы — у офицеров и сержантов.
Воротник, обшлага, борт и задние клапаны (фалдочки) мундиров всего личного состава окантовывались малиновым сукном.
На передней части воротника и по верхнему краю обшлагов генеральского мундира располагалось золоченое шитье, аналогичное принятому для генералов Советской Армии: параллельно внешнему цветному канту — двойной канительный шнур, под которым размещалось канительное шитье в виде лавровой ветви.
Воротник и обшлага мундиров остального личного состава обшивались галуном: золотистым — для офицеров и серебристым — для сержантов. В приказе не оговаривалась ширина галуна, однако на практике в основном использовался средний галун шириной 15 см, реже — 13 см.
При повседневной форме вне строя комсостав носил закрытый однобортный китель существующего образца, воротник и обшлага которого окантовывались малиновым сукном. Сержантскому составу была присвоена суконная гимнастерка — по покрою как у младшего начсостава органов и войск МГБ, с поперечными, прорезными нагрудными карманами, прикрытыми клапаном мысковой формы, с застежкой на малую форменную пуговицу.
При всех видах форменной одежды личный состав носил брюки особого покроя — прямые, свободные, с напуском в колене, для носки «в сапоги». На брюках генералов нашивались малиновые лампасы установленного образца; в швы брюк офицеров и сержантов вшивались канты малинового цвета.
При брюках носились черные сапоги (для генералов — шевровые, для офицеров — хромовые, а для сержантов — яловые, офицерского образца) с металлическими шпорами белого металла.
ШИНЕЛЬ.
В качестве верхней одежды личному составу была введена двубортная шинель с застежкой на 6 больших форменных пуговиц:
— для генералов — стального цвета, с малиновыми кантами по отлету и концам воротника, обшлагам, карманным клапанам, борту, хлястику и столбикам, с подбортами из сукна малинового цвета: повседневная — из драпа, парадная — из кастора;
— для остального личного состава—офицерского образца черного цвета: для офицеров из сукна «КМ», для сержантов из сукна «М».
На воротниках шинелей нашивались петлицы существующего образца из малинового сукна, окантованные у генералов — золотой канителью, а у остального личного состава -черным сукном. В верхней части петлиц пришивалась большая форменная пуговица.
Примечания:
1) На воротниках мундиров, кителей и гимнастерок в обязательном порядке подшивался подворотничок из отбельной ткани.
2) На левом рукаве форменной одежды сержантов носились шевроны для сверхсрочнослужащих.
3) Пуговицы принятого в Советской Армии образца и размеров: для комсостава золоченые; для сержантов белого металла.
Взвод 36-го отдельного дивизиона охраны Забайкальской железной дороги. Ст. Хилок, 24 апреля 1948 г.Обратите внимание, что никто из старшин и сержантов не носит положенных шевронов за сверхсрочную службу.
СНАРЯЖЕНИЕ.
При парадной форме генералам полагался пояс с плечевой портупеей и темляком из золотой мишуры с тремя продольными рядами просновок из красного шелка, на подкладке из хлопчатобумажной ленты, с овальной, металлической, золоченой застежкой с гербом Советского Союза в венке из лавровых листьев.
При повседневной форме носился поясной ремень с плечевой портупеей, пассиками для шашки или кобуры из лакированной черной кожи и с золоченой пряжкой-бляхой с пятиконечной звездой и серпом и молотом. На портупее — шашка генеральского образца.
Офицеры носили при парадной форме портупею и пояс, как у генералов, но с застежкой на крючках, прикрытой поперечном клапаном из основного материала, а при повседневной форме — снаряжение единого образца из лакированной черной кожи с золоченой фурнитурой, плечевой портупеей, пассиками для шашки офицерского образца или кобуры к пистолету «ТТ». При наличии кобуры использовался черный кожаный револьверный шнур с золоченой металлической скобкой.
Сержантам присваивались: черный кожаный поясной ремень с бляхой из белого металла с рельефным изображением пятиконечной звезды; шашка с плечевым ремнем черного цвета; кобура черная кожаная с шелковым гарусным револьверным шнуром красного цвета с металлической скобкой.
1. Парадная форма одежды офицеров. 2. Повседневная форма одежды офицеров (при несении службы). 3. Повседневная форма одежды генералов (при несении службы). 4. Повседневная форма одежды генералов (в шинели при несении службы). 5. Форма одежды сержантов (при несении службы). 6. Форма одежды сержантов (во время нахождения вне службы). 7. Повседневная форма одежды офицеров (в шинели при несении службы). 8. Зимняя форма одежды сержантов (для северных районов фуражка с башлыком заменялась папахой).
ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ
Погоны принятого в Советской Армии образца, шириной 6,5 см — для генералов и 6 см — для остального личного состава:
— для генералов — с золотым цельнотянутым галуном зигзагообразного рисунка, на продольной оси которого, в соответствии с присвоенными званиями (генерал-майор и выше), серебряной канителью вышивались звезды диаметром 2,4 см;
— для офицерского состава-с галунами особого рисунка из золотистой волоки и просветами из малинового шелка. В соответствии с присвоенными званиями (мл. лейтенант — полковник) на погонах размещались серебристые металлические звезды установленных размеров;
— для сержантского состава — из малинового сукна. В соответствии с присвоенными званиями (мл. сержант — старшина) в 4 см от верхнего края погона размещались нашивки из серебристого галуна.
С трех сторон, кроме нижней, погоны имели выпушку малинового цвета — для генералов и офицеров и черного цвета — для сержантов.
Новая форма была неоднозначно встречена личным составом. Если в корпусе и дивизии охраны МГБ на транспорте приказ выполнили исправно, то часть оперативно-чекистского состава на периферии, по свидетельствам очевидцев, сохранила прежнюю форму одежды органов МГБ. На это были свои причины.
Ветеран милиции полковник в отставке Г.П.Цепенников вспоминает: «Неприятие у нас вызывала и форма младшего состава. Если офицеры носили зеленые армейские мундиры и фуражки с васильковыми околышками, то у рядовых и сержантов было черное обмундирование, красный околыш у фуражки и шашка на боку — копия жандарма. Старшие еще эту форму помнили, а мы сравнивали по рисункам».
В соответствии с постановлением СМ СССР № 4723-1815сс от 13 октября 1949 года, объявленного приказом МВД/МГБ СССР № 00968/00334 от 17 октября 1949 г. вся милиция страны влилась в состав МГБ СССР4. К 1952 г. соединения корпуса и дивизии охраны МГБ, выполнявшие на железнодорожном и водном транспорте по сути милицейские функции, стали называться транспортной милицией. 17 июля 1952 г. Министр госбезопасности СССР С.Д.Игнатьев направил И.В.Сталину записку с проектами директивных документов. Касательно органов по обеспечению общественной безопасности и порядка на транспорте в записке говорилось: «…Проектом Постановления СМ СССР предусматривается реорганизация корпуса охраны МГБ на железнодорожном транспорте и дивизии охраны МГБ на водном транспорте в транспортную милицию МГБ, в связи с чем вносятся соответствующие изменения в звания, форму одежды и знаки различия личного состава транспортной милиции, а денежное содержание приравнивается к содержанию, установленному для личного состава городов и районов особого списка».(ЦА ФСБ РФ).
В соответствии с этим, приказом МГБ СССР № 00294 от 26 августа 1952 г., для соблюдения единообразия с общемилицейской формой, в обмундирование и знаки различия транспортной милиции МГБ СССР вводились следующие изменения: с вооружения снимались кавалерийские шашки; отменялось ношение шпор, револьверных шнуров и шевронов для сверхсрочнослужащих; золотой прибор погонов офицеров заменялся на серебряный, установленный для милиции; взамен галунов на воротнике и обшлагах мундиров вводились знаки, установленные для офицерского («катушки», «столбики») и сержантского состава милиции (полоски), на малиновом подбое; взамен шаровар вводились брюки в сапоги, входящие в довольствие милиции; личному составу, несущему службу в курортных районах и Средней Азии, было разрешено ношение суконных брюк навыпуск; всему личному составу (кроме полковников) устанавливалось ношение меховой шапки-кубанки с малиновым верхом; отменялось ношение папахи в северных районах и фуражек с башлыком в остальных районах; на головных уборах взамен красноармейской звезды вводилась кокарда милицейского образца; на шинелях устанавливалась малиновая окантовка по образцу окантовки милицейской шинели; для личного состава вводились плащ, белый китель, белая гимнастерка и белый чехол на фуражку.
Сотрудники управления охраны МГБ на транспорте в зимней униформе (слева), г. Тамбов.
Приказом МГБ СССР № 31 от 7 февраля 1953 г. была введена инструкция о порядке перехода личного состава транспортной милиции на вновь установленную форму одежды в течение 1953 г. Согласно инструкции, переход должен был осуществиться с 1 апреля по 31 декабря 1953 г., по истечении срока носки ранее выданного обмундирования. Кителя, брюки, бриджи черного цвета подлежали окантовке малиновым сукном по типу окантовки этих видов обмундирования у территориальной милиции. Новые шинели подлежали выдаче только после их окантовки. Папахи старшего, среднего и младшего начсостава (кроме полковников) следовало перешивать на шапки типа «кубанка» с малиновым верхом.
14 марта 1953 г. после образования объединенного МВД СССР Главное управление охраны МГБ на транспорте было ликвидировано, а его функции разделены между 6-м (Транспортным) управлением МВД СССР, занимавшимся контрразведывательным обеспечением предприятий всех видов транспорта, и Управлением транспортной милиции ГУМ МВД СССР, призванным обеспечивать правопорядок на железнодорожных и водных магистралях.
Сотрудники вновь созданных Управлений транспортной милиции, были переаттестованы: вместо воинских званий, которые они имели в МГБ, им были присвоены милицейские спецзвания. Оперативному начальствующему составу предписывалось сразу перейти на ношение милицейской формы:, а рядовому и сержантскому—по мере ее получения взамен старой. Фактически переход на милицейскую форму затянулся на несколько лет и завершился в середине 1950-х гг.
(Статья В.Воронова в журнале «Цейхгауз» № 12)