«Этот новомодный, мерзкий языческий ликер назывался КОФЕ».
Представьте себе место, где вы можете делать ставки на медвежьих боях, греть ноги у огня, смотреть на вскрытия (человека и животных), заигрывать с проститутками (мужчиными и женщинами), покупать и продавать акции, покупать порнографические памфлеты, наблюдать за деятельностью шпионов и аферистов, а затем читать вашу почту, доставляемую прямо к вам на стол.
Нить, связывающая все это воедино, — это новый наркотик из мусульманского мира — черный, пугающий, завораживающий — под названием «кофе».
(На картинке вверху — Первая венская кофейня, рисунок XIX века)

Кафе 17 в было социальным пространством, ближе всего сходным с Интернетом.
Стив Шапин однажды сказал, что посетитель кофейни мог «стать свидетелем вскрытия дельфина, демонстрации слона или демонстрации ребенка с тремя пенисами и женщины с тремя грудями», а затем принять ванну, приобрести страховку и «купить книги, картины или китовый жир».
Как и Интернет, кафе раннего модерна было глубоко парадоксальным.
Это был рай для свободы слова, но также и мишень для зарождающейся государственной слежки.
Это было место, где соблюдались жесткие гендерные правила: если женщины не подавали напитки или не работали проститутками, им не разрешалось там сидеть, попивая чашечку этого стимулирующего напитка.

Сам кофе — напиток, на который многие европейцы смотрели с глубоким подозрением.
Во-первых, это был наркотик с глубокими корнями в мусульманском мире.

Он был распространен в значительной степени еврейскими или армянскими иммигрантами из Османской империи.
И вот однажды в Лондоне открылся первый кофейный дом. Это случилось в 1652 году и открыл его выходец из Турции Паска Рози. Именно он предложил лондонцам «нектар», творящий чудеса: стимулирующий, успокаивающий, иссушающий.
Но, как все новое, кофе не сразу завоевал свое место — были характеристики, которые многих европейцев, знакомых с алкоголем, — приводили в замешательство. А крестьяне так вообще смеялись над кофейными замашками аристократов.

Есть такая удивительная брошюра «Женская петиция против кофе», выпущенная в Лондоне в 1674 году, — она хоть и с юмором, но показатель того, что думали о кофе обыватели того времени.
Основной аргумент петиции — внимание: в том, что кофе лишал лондонских мужчин возможности удовлетворить своих жен в постели.
Вот пример:
«Мы читали, как принц Испании был вынужден издать закон, согласно которому мужчины не должны повторять великую доброту к своим женам более ДЕВЯТИ раз за ночь; но увы! Увы! Те прекрасные ночи прошли …
Этот жалкий напиток очаровывает мужей старше 22 лет, и они могут не развязывать свой гульфик. Он превращает тех, кто его пьёт, в старых скудных дедов. Из них не выходит из него ничего влажного, кроме сопливых носов, и ничего не стоит, кроме суставов, и не торчит, кроме ушей».
В конце петиция призывает к запрету кофе среди мужчин младше шестидесяти ?, и поощряет употребление «крепкого» пива, «петушиного эля» и шоколада вместо «этого новомодного, мерзкого» «Языческого ликера под названием КОФЕ».

Это один из текстов эпохи Реставрации, трех десятилетий экспериментов с сексом, которые последовали за религиозным фанатизмом.
Это период, когда женщинам наконец разрешили выступать на сценах публичных театров) и писать романы.
Это было время, похожее на наше, отмеченное глобализацией, дебатами о правах человека, политическими потрясениями, новыми наркотиками, новыми технологиями и новым опытом.
Но кофе все равно захватил весь мир ?

И все слои населения
