Оба художника, несмотря на недавнее творческое сотрудничество, придерживаются единого взгляда на искусство, на его задачи и цели. Основная стихия творческого поиска В.Худякова и Д.Пермякова – это цвет. Цвет для них является инструментом выявления индивидуального темперамента. Наслаждение оттенками, гармонизация общего колорита, острота натурного впечатления – вот те средства живописи, которые художники используют для передачи собственного видения картины мира.
Март Дмитрий Пермяков
Болдино Василий Худяков
Пришла опять весна Дмитрий Пермяков
Березовая роща Василий Худяков
Птичий двор Дмитрий Пермяков
Истинный колористический дар, полноценная живописная работа в русле реалистической традиции в настоящее время — редкость. Для отечественного искусства рубеж XX-XXI веков знаменуется переходом в новую фазу – фазу открытого выхода на международную арт-сцену. С одной стороны, русская культура встает лицом к лицу с уникальной востребованностью всего «русского» как продукта на глобальном арт-рынке. А с другой, она сталкивается, в течение нескольких последних десятилетий, с проблемой утраты собственной национальной идентификации.
С конца 1980-х годов, для всего мира художник из-за «железного занавеса» во всем, что бы он ни делал, от заказных, идеологически выдержанных полотен соцреализма до экспериментов художников андеграунда, он становится событием. Это, в конце концов, развращает многих мастеров, заставляя их идти на поводу у капризов толпы. Тем не менее, закрытость нашей страны приводит к накоплению бесценного опыта в области реалистического искусства. Несмотря на это, год за годом, молодые художники теряют интерес к историческим корням, они ищут себя в новых «измах», заимствованных из других культур. В эпоху, когда общество давно больно идеей «ноофилии», то есть любви ко всему новому, удивительному, небывалому, заявить своей выставкой тему «Русского пейзажа» — это смелый и патриотический шаг. И этот шаг осуществляется сильными молодыми живописцами – Дмитрием Пермяковым и Василием Худяковым.
Художники проходят этапы своего творческого формирования в разных школах и городах. Василий Худяков оканчивает Челябинское художественное училище, Дмитрий Пермяков — Вятское художественное училище им. А.А. Рылова. Следующей ступенью обучения ремеслу становится Российская Академия Живописи Ваяния и Зодчества И.С. Глазунова, для одного из художников – в Москве, для другого – в Уральском филиале.
Живопись Дмитрия Пермякова неотделима от его природного юмора, от живой и ироничной наблюдательности. Работая в различных жанрах живописи, будь то пейзаж, портрет или натюрморт, автор стремится к раскрытию социальных проблем. И в этюде, и в жанровых зарисовках художник тяготеет к картине. Он ищет пластическую выразительность в остро найденной композиции, в эмоциональном вихре пастозных мазков, в неожиданных цветовых контрастах. За каждым холстом Пермякова видна неравнодушная, трепетная личность. В работах «Всё у нас хорошо!» (2011), «Дорога в детство» (2012), «Земля. Вятка» (2013), «Наши дворы» (2013) ощущается личное отношение к изображаемому месту. Для той или иной избы, окна, околицы художником найден свой характер, в котором отражается течение быта, нрав хозяина, простая, без прикрас, жизнь.
Василий Худяков – тонкий колорист. Сфера его реализации – в максимальном приближении к правде природного состояния. В своем творчестве он стремится средствами живописи передать не ледоход, но его тревожно-стремительную весеннюю влажность («Ледоход. Поленово», 2010-2011), в зимнем пейзаже — пронзительную ясность морозного дня («Март», 2009). В охристом богатстве осени – уходящую грусть последних теплых дней («Родные поля», 2012). Ему удается отразить нюансы освещения, глубину пространства, материальность и фактуру коры, листвы, земли. Худяков чувствует прозрачность теней, они не ломают его пространства. Он предельно внимателен к живописным касаниям, — они и создают особое лирическое начало в его живописи.
Экспозиция выставки «Русский пейзаж» сочетает эмоциональный напор Дмитрия Пермякова и деликатную лиричность Василия Худякова. Помимо крепкой школы, их объединяет любовь к работе на пленэре. Художники единодушны во мнении, что лучшая мастерская для художника – это природа. Русской природой они вдохновляются и дышат, каждый раз находя в ней что-то новое для себя и для зрителя. Оба уверены, что патриотическая нота – вовсе не в репортаже на «злобу» дня, а в глубоком знании истории и жизни своей страны.
Можно долго рассуждать о разнице тенденций дореволюционной живописи и творчестве художников советского периода. Можно говорить о специфике «московской» и «ленинградской» школ. Упоминать о том, что слово «реализм» имеет свою специфику и особые исторические коннотации. Эти слова робеют перед живописью. Любые рассуждения не смогут заменить главного – истинной русской души, подлинно русского, мощного колористического дара и того восхищающего чувства жизни присущие обоим живописцам.
Вера Лагутенкова
кандидат искусствоведения