В советском кинематографе было три замечательных режиссера-сказочника -Александр Птушко, Александр Роу и Борис Рыцарев.
Александр Птушко из них, наверное, самый знаменитый. Он был не только мастером сказочного жанра в кино, он еще был изобретателем в области комбинированных съёмок, создателем первого в мире полнометражного кукольного мультфильма, первого советского звукового мультфильма и первого широкоэкранного фильма со стереозвуком. Мы знаем его по сказкам “Каменный цветок”, Садко”, “Илья Муромец”, “Сампо”, “Алые паруса”, “Сказка о потерянном времени”, “Сказка о царе Салтане”, “Вий”, “Руслан и Людмила”.
Многие режиссеры предпочитают сотрудничать с одним, “своим” художником по костюмам и тут нет ничего странного: комфортнее работать с тем, кого знаешь, кто способен визуализировать твои фантазии. В фильмах Птушко таким художником была
Ольга Семеновна Кручинина, самый авторитетный художник по костюмам российского кино, создавшая во ВГИКе Мастерскую художника-постановщика по костюмам
Встреча режиссера и художника произошла случайно и судьбоносно. В одном из интервью Кручинина рассказывает: “Когда я работала с Ефимовым на картине “Дмитрий Донской”, и сидела у него в комнате, которая находилась недалеко от “Дома кино”, и была немного ниже первого этажа, в окно заглянул какой-то мужчина и заговорил с Ефимовым. Когда я обернулась и взглянула на него [Птушко], то почему-то сразу подумала: я с ним буду работать!”. Так оно и случилось.
Кадр из фильма “Каменный цветок”
Первый совместный фильм Птушко и Кручининой “Каменный цветок” (1946 г.) – это к тому же первая советская игровая картина, целиком снятая на цветной пленке.
Все – режиссер и художники фильма (М. Богданов, Г. Мясников, О. Кручинина) понимали, какая на них возложена ответственность за цветовое решение картины.
.
Слева костюм Данилы из фильма “Каменный цветок”, справа костюм Кати из фильма “Каменный цветок”. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ
“Появление цветной кинематографии сопровождалось гипертрофией цвета в фильмах, – писал позже А. Птушко – Порой казалось, что зрителей с экрана осыпают вихрем цветного конфетти. Советская кинематография уже в самом начале своего обращения к цвету увидела в нем не техническое средство восприятия натуры, а средство ее художественного выражения.
.
Из этого же исходили и мы при постановке фильма “Каменный цветок”. Казалось бы, его сказочная фактура толкала художника на путь самого буйного цветовоспроизведения. Мы сознавали эту опасность и постарались преодолеть ее, подчинив использование цвета строгим художественным задачам, черпая материал для их решения в творчестве наших знаменитых мастеров – передвижников. Мы тщательно изучали приемы их живописи, старались найти в кино адекватное выражение эстетической сущности лучших передвижнических полотен”
.
Кадр из фильма “Каменный цветок”. Я разложила этот и другие кадры по цветам, чтобы вам было понятнее
Фильм художниками условно разделен на три основные цветовые темы.
Первая, в начале фильма, опиралась на картины передвижников и русскую историческую живопись. В кадре преобладают густые коричневые оттенки с небольшим количеством холодного цвета. Важную роль играет свет, образующий живописную, “караваджовскую”, светотень.
..
Кадр из фильма “Каменный цветок”
Вторая живописная тема (в центральной части фильма) была заимствована у Кустодиева, Малявина, Рябушкина и других. В костюмах появляется много красного цвета в сочетании с перламутрово-белым, что создает у зрителя праздничное, приподнятое настроение.
..
Кадр из фильма “Каменный цветок”
Маковский Константин Егорович “Девушка в жемчужном ожерелье”. Конец 1880-х – 1890-е
Слева кадр из фильма, справа эскиз костюма к фильму “Каменный цветок”. Художник по костюмам О. С. Кручинина
.
Кадр из фильма “Каменный цветок”
Кадр из фильма “Каменный цветок”
Для третьей части фильма, в которой показано подземное царство Хозяйки Медной горы, художники создали мистическо-серебристую атмосферу, которую эффектно подчеркивали кристаллы различных пород хрусталя и глыбы малахита. Для этого художники фильма изучали коллекции минералогического музея при Академии наук СССР и ездили на Урал.
..
Кадр из фильма “Каменный цветок”
“Кручининой одной из первых пришлось осваивать специфику в цветном кино”, – пишет Г. Г. Галаджева в своей книге “Художники советского художественного кино”, –
Кадр из фильма “Каменный цветок”
Здесь все было ново. Нужно было создать центральный сказочный образ, который привлекал и отталкивал одновременно.
.
Слева костюм Хозяйки Медной горы из фильма “Каменный цветок”. Художник по костюмам О. Кручинина. Из фондов РГБИ. Справа фото с выставки “Эскиз. Костюм. Образ” в Библиотеке искусств (Москва)
На эскизе хорошо видно, что художница нарисовала манекенщицу, а не актрису: об этом говорят пропорции тела и ракурс. Напомню, что О. С. Кручинина закончила Текстильный институт, фильм “Каменный цветок” был одним из первых ее проектов. В дальнейшем она изменила стиль своих эскизов.
.
Кадр из фильма “Каменный цветок”
Кадр из фильма “Каменный цветок”
Разработать цветовую палитру “неземных” соотношений цветов и найти ткани, способные принять в себя эти краски. Партитура цвета строилась художницей на оттенках перламутрово-серых, серебристо-зеленых, розово-дымчатых красок”.
.
.
На этом эскизе мы видим любимый прием Ольги Семеновны, который она использовала для создания мерцающего, эфемерного образа сказочного персонажа: двуслойный костюм из верхней легкой ткани, которой перекрыта нижняя, блестящая, светоотражающая ткань. Отсюда, при контровом освещении, получается эффект призрачности.
Съемки проходили на киностудии “Баррандов” в Чехословакии, поэтому костюмы шились из материалов, сохранившихся с довоенной поры.
.
Фотографии с примерки костюмов к к/ф “Каменный цветок” на киностудии Баррандов. В центре актриса Т. Макарова, справа – художник по костюмам О. С. Кручинина
Фотографии с примерки костюмов к к/ф “Каменный цветок” на киностудии Баррандов
Лично для меня “Каменный цветок” имел главным образом то значение, что пробудил во мне интерес к нашему прошлому, к историческим корням нашей самобытной национальной культуры… Это привело нас к постановке “Садко” – фильма о былинном герое XII века”, – писал Птушко.
Художники картины блестяще справились со сложной задачей – об этом говорит первая премия на Международном фестивале 1946 года в Каннах за лучший цвет. (Prix de la meilleure couleur) Режиссёр сказал, что “это произошло потому, что мы тщательно изучили накопленный мировой кинематографией опыт и постарались освоить его критически… подчинив цвет в фильме определённой колористической гамме.