Самый оригинальный технический проект в период губернаторства Карафуто был осуществлен при строительстве маяка на мысе Нака-Сиретоко-мисаки (мыс Анива). Этот маяк можно считать самым сложным техническим сооружением на всем Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени.
Маяк Анива был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками.
Давайте узнаем о нем подробнее …
Фото 2.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ac0_10ac6071_orig.jpg)
Автором проекта маяка Нака-Сиретоко мисаки был инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагава. Любопытно отметить, что там же учился и Ёшио Кайзука, архитектор губернаторства Карафуто, создавший проекты зданий Центральной технической лаборатории (ныне ИМГиГ) и музея губернаторства (ныне Сахалинский краеведческий музей). Первыми работами Миура Синобу были маяк Осака, построенный в 1932 году, и скальный маяк Кайгара (Сигнальный), построенный в 1936 году в проливе, разделяющем острова Малой Курильской гряды с островом Хоккайдо. Его новый маяк был самым сложным техническим сооружением на всем Сахалине и одним из интереснейших достижений мировой практики маячного строительства того времени.
Фото 3.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110aca_a411a275_orig.jpg)
Сложность строительства заключалась в том, что все необходимые материалы было необходимо доставлять сюда кораблем в условиях всегда неспокойного здесь моря.
Построенный маяк представляет собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой, вписанной в овальное основание. Высота башни 31 метр, высота огня 40 метров над уровнем моря. Башня имела 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй — радиорубка, аппаратная и вахтенная. В третьем, четвертом и пятом этажах башни были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В каждой имелось по две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. Жилые помещения имели маленькие круглые окна-иллюминаторы. На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом — механизмы пневматической сирены, на восьмом — склад горючего, на девятом располагался вращательный механизм. Проблесковый осветительный аппарат 3-го разряда приводился в движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник — гиря весом 270 килограммов, — заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили.
Фото 4.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ad5_d178ff26_orig.jpg)
источник фото и далее
Штат служащих на маяке состоял из четырех человек. После окончания навигации обслуживающий персонал с маяка снимался. Зимовали японские маячники в специально построенном для них поселке Сатоо (ныне застава Южная), также созданном по проекту Миура Синобу.
Фото 5.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110adf_f5a20d77_orig.jpg)
Маяк функционировал на дизельном генераторе и резервных аккумуляторах до начала девяностых, а вот далее…
Фото 6.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ad0_72393d8f_orig.jpg)
В 90-х годах маяк стал работать на автономных изотопных элементах питания (РИТЭГ),радиоизотопный термоэлектрический генератор) — источник электроэнергии, использующий тепловую энергию радиоактивного распада. В качестве топлива для РИТЭГ используется стронций-90, а для высокоэнергоёмких генераторов — плутоний-238. Во времена СССР было изготовлено более тысячи РИТЭГов, в настоящее время в России их осталось более 700 штук. Срок службы РИТЭГов может составлять 10-30 лет, у большинства из них он закончился.
Фото 7.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ad6_eab4bf26_orig.jpg)
По сути, данный маяк был маяком-роботом, способным работать автономно длительное время. Благодаря атомному источнику энергии, затраты на обслуживание были минимальными, но вскоре и на это не осталось средств — здание опустело, а в 2006 году военные вывезли отсюда две изотопные установки, питавшие маяк.
Фото 8.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ad7_afd5fa73_orig.jpg)
В настоящее время маяк на мысе Анива является местом паломничества туристов-экстрималов. Учитывая «специфику» посещаемого объекта, в качестве проводников выступают «упакованные» по последнему слову техники, профессиональные спасатели из рядов МЧС.
Фото 9.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ad8_830a9d43_orig.jpg)
Для этих маяков была выпущена ограниченная партия миниатюрных атомных реакторов, которые были на этих маяках успешно установлены и запущены.
Фото 10.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ac4_bc1ae41b_orig.jpg)
Фото 11.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ad9_f69d1fc8_orig.jpg)
Фото 12.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110adb_ef1a540e_orig.jpg)
Фото 13.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110adc_63071809_orig.jpg)
Фото 14.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ada_7175cc53_orig.jpg)
Фото 15.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110add_a0f23328_orig.jpg)
Фото 16.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ade_f53fb32a_orig.jpg)
Фото 17.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ac2_cc660607_orig.jpg)
Фото 18.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ac3_fa2d8dd_orig.jpg)
Фото 19.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ac5_49599dce_orig.jpg)
Фото 20.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ac6_2d45b3da_orig.jpg)
Фото 21.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ac7_36cf046f_orig.jpg)
Фото 22.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ac8_3f46b0f9_orig.jpg)
Фото 23.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ac9_b7525859_orig.jpg)
Фото 24.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110acc_40c8aa6c_orig.jpg)
Фото 25.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110acd_aa2fabfe_orig.jpg)
Фото 26.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110acb_d692da10_orig.jpg)
Фото 27.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ace_f8cfbfd0_orig.jpg)
Фото 28.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110acf_ffbd0e42_orig.jpg)
Фото 29.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ad1_f7590566_orig.jpg)
Фото 30.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ad2_961227eb_orig.jpg)
Фото 31.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ad3_699e4563_orig.jpg)
Фото 32.
![Атомный маяк](https://barcaffe.ru/wp-content/uploads/2020/08/0_110ad4_4b329efa_orig.jpg)