Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Отношения свекрови и невестки – тема всегда конфликтная. Поэтому с того момента, как в конце фильма “Последний богатырь. Корень зла” мы узнали, что колдунья Галина – это, на самом деле, жена Ильи Муромца и мать Ивана, выяснение её отношений с Василисой Премудрой (кстати, почему она Премудрая, скажите мне, по моему она скорее Василиса Кунфуистка) стало неизбежным.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Галина (а Свекруха из нее стопроцентно узнаваемая) похищает Василису при помощи загадочного Черного Рыцаря и уносит её в современную Москву, а преследователи в составе Бабы Яги, Кощея, Водяного, Колобка и Ивана отправляются за ней.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

В жанре “древние и сказочные герои в современном городе” трудно сказать что-то принципиально новое после “Иван Васильевич меняет профессию”, но создателям “Последнего богатыря” это удалось. Приключения героев в Москве получились уморительно смешными – объективно перед нами один из лучших сценариев современного российского кинематографа, комедийного так уж точно.

Особенно удались Кощей-байкер, а также кикиморы, крадущие у людей время под видом “Почты России”. За Почту, впрочем, немного обидно – за последнее время качество её работы сильно улучшилось и доставляет она, зачастую, гораздо быстрее всяких пониэкспрессов.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Однако “Последний Богатырь. Посланник тьмы” – не только комедия о сказочных героях в современной Москве. Это и определенное философское и историософское высказывание. Мощное и мудрое. И этим фильм меня приятно удивил.

В свое время мне резко не понравился первый “Последний богатырь” с его базовой идеей, что хорошие ладные русские богатыри и прекрасная билибинская Русь – это, на самом деле, тайное зло, в то время как настоящим добром является всякая сказочная лесная нечисть. В этом была очевидная попытка “политкорректной” подмены смыслового кода русских сказок, попытка взломать у наших молодых людей координатную сетку и задать установку: красивое древнерусское – плохо, всякая толерантность и нечисть – хорошо.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Фильм, впрочем, радовал прямыми бревнами. Запомните, что если в фильме, изображающем древнюю деревянную Русь, эта Русь собрана из кривых обтесанных как попало серых бревен разной толщины, как в “Волкодаве” и Викинге”, то значит фильм снимали русофобы с русофобской целью. Работа декораторов “Последнего богатыря” в этом смысле выше всяких похвал во всех трех частях.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Во второй части – “Последний богатырь. Корень зла” акценты уже отчасти сместились к более традиционной русской философии. Богатыри еще высмеивались в лице Финиста, но представали все-таки как добро. Добрый колдун оказывался злым, но не сам по себе, а потому что был убит Кащеем. Центральной историей стал поход в царство мертвых и встреча там с Отцом, базовый патриархальный смысл торжествовал.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Иван, не могший обойтись без современных западнических гаджетов и истощивший на походы за ними силу отцовского меча обретал путь к победе над Тьмой через единение с родной Почвой, становясь настоящим Богатырем. От “альтернативной” морали во втором фильме уже почти ничего не осталось.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

И вот третий “Последний богатырь” поразителен мощной и определенной философией, совершенно русской. Это своеобразный манифест русской цивилизационной независимости и славянофильства. В основе всего – конфликт между русским богатырем Иваном Муромцем и облаченным в подчеркнутые европейские ренессансные доспехи Темным Рыцарем. Финал ленты говорит о том, что русским необходимо убить внутренний Запад, победить Запад в самих себе, своих мозгах, для того, чтобы сокрушить Тьму, уничтожающую и разъедающую наш мир. Конечная победа Ивана – это победа именно над западником внутри себя.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Последствием этой победы становится натуральная Реставрация Будущего. Мы видим счастливый и гармоничный традиционный мир русской сказки, в котором все герои на своем месте – отец – жив, мать – не пошла по пути тьмы, живы и волхв и его ученик Микула, не ставший Кощеем. А охраняют этот покой васнецовские богатыри – тем самым “антибогатырский” заход первой части фильма нивелирован и отменен. Перед нами то счастливое традиционное русское будущее, каким оно было бы, если бы в мир Белогорья не проникла тьма облеченная в “ренессансные” доспехи. Право же, Аксаков и Хомяков не смогли бы сказать лучше.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Характерно и то, что лента заточена против современной феминистской киномифологии. Если смотреть практически любой современный западный фильм или сериал, то к его концу он оказывается заполнен боевыми самками, в то время как мужчин перебили, разоблачили как врагов или сослали на периферию. Всё так или иначе сводится к языческому культу Великой Матери.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

“Последний богатырь. Посланник тьмы” в этом смысле лента сущностно антифеминистская. Уклонившимся от истинного пути источником зла является как раз мать, Галина, именно она подталкивает и весь сказочный мир и собственного сын к окончательной погибели. Женское начало, конечно, не дискриминировано – есть и Василиса, и Баба-Яга, в конце концов, но именно символический образ “Великой Матери” полностью подорван и обозначен как источник безусловного зла.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Внезапно, “Последний богатырь. Посланник тьмы” оказался одним из самых антиповесточных фильмов как российского, так и мирового кинематографа. Причем я не верю, что это получилось случайно – чувствуется продуманная работа. И тут неожиданный респект “Диснею”, просекшему, что в России не нужно кормить зрителя толерантной повесточной пропагандой, которая лишь снижает продажи (в крайнем случае можно позволить чуть самоиронии с экстракорпорально размножающимся Киркоровым), напротив, нужно в забавном виде подавать мощную русскую идею. “Посланник тьмы” не случайно идет на кассовый рекорд, обещая стать самой успешной частью кинфораншизы и одним из самых кассовых фильмов в истории российского кино.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

А производящую компанию “Желтый, Черный и Белый”, отсылавшую к расовой толератности, самое время переименовать в “Черный, Желтый и Белый”. Цвета “имперки” снова входят в моду.

Вердикт: всем смотреть!

Источник

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

TELEGRAM BARCAFFE

Адаптивная картинка
Картинка при наведении
Приглашение в телеграм-чат BarCaffe

Вас всегда ждут и всегда рады в телеграм-чате BarCaffe

Приглашение в телеграм-чат BarCaffe

Так же с Вами всегда рад общению наш виртуальный ИИ бармен в BarCaffe

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия
9

Публикация:

не в сети 14 часов

Виктор Корнеев

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия 3 076
«Здоровенный детина в тренировочных брюках и в полосатой гавайке навыпуск». Курит сигареты. С удовольствием троллит окружающих.
Комментарии: 79Публикации: 348Регистрация: 08-09-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!

© 2019 - 2024 BarCaffe · Информация в интернете общая, а ссылка дело воспитания!

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля