Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Отношения свекрови и невестки — тема всегда конфликтная. Поэтому с того момента, как в конце фильма «Последний богатырь. Корень зла» мы узнали, что колдунья Галина — это, на самом деле, жена Ильи Муромца и мать Ивана, выяснение её отношений с Василисой Премудрой (кстати, почему она Премудрая, скажите мне, по моему она скорее Василиса Кунфуистка) стало неизбежным.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Галина (а Свекруха из нее стопроцентно узнаваемая) похищает Василису при помощи загадочного Черного Рыцаря и уносит её в современную Москву, а преследователи в составе Бабы Яги, Кощея, Водяного, Колобка и Ивана отправляются за ней.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

В жанре «древние и сказочные герои в современном городе» трудно сказать что-то принципиально новое после «Иван Васильевич меняет профессию», но создателям «Последнего богатыря» это удалось. Приключения героев в Москве получились уморительно смешными — объективно перед нами один из лучших сценариев современного российского кинематографа, комедийного так уж точно.

Особенно удались Кощей-байкер, а также кикиморы, крадущие у людей время под видом «Почты России». За Почту, впрочем, немного обидно — за последнее время качество её работы сильно улучшилось и доставляет она, зачастую, гораздо быстрее всяких пониэкспрессов.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Однако «Последний Богатырь. Посланник тьмы» — не только комедия о сказочных героях в современной Москве. Это и определенное философское и историософское высказывание. Мощное и мудрое. И этим фильм меня приятно удивил.

В свое время мне резко не понравился первый «Последний богатырь» с его базовой идеей, что хорошие ладные русские богатыри и прекрасная билибинская Русь — это, на самом деле, тайное зло, в то время как настоящим добром является всякая сказочная лесная нечисть. В этом была очевидная попытка «политкорректной» подмены смыслового кода русских сказок, попытка взломать у наших молодых людей координатную сетку и задать установку: красивое древнерусское — плохо, всякая толерантность и нечисть — хорошо.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Фильм, впрочем, радовал прямыми бревнами. Запомните, что если в фильме, изображающем древнюю деревянную Русь, эта Русь собрана из кривых обтесанных как попало серых бревен разной толщины, как в «Волкодаве» и Викинге», то значит фильм снимали русофобы с русофобской целью. Работа декораторов «Последнего богатыря» в этом смысле выше всяких похвал во всех трех частях.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Во второй части — «Последний богатырь. Корень зла» акценты уже отчасти сместились к более традиционной русской философии. Богатыри еще высмеивались в лице Финиста, но представали все-таки как добро. Добрый колдун оказывался злым, но не сам по себе, а потому что был убит Кащеем. Центральной историей стал поход в царство мертвых и встреча там с Отцом, базовый патриархальный смысл торжествовал.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Иван, не могший обойтись без современных западнических гаджетов и истощивший на походы за ними силу отцовского меча обретал путь к победе над Тьмой через единение с родной Почвой, становясь настоящим Богатырем. От «альтернативной» морали во втором фильме уже почти ничего не осталось.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

И вот третий «Последний богатырь» поразителен мощной и определенной философией, совершенно русской. Это своеобразный манифест русской цивилизационной независимости и славянофильства. В основе всего — конфликт между русским богатырем Иваном Муромцем и облаченным в подчеркнутые европейские ренессансные доспехи Темным Рыцарем. Финал ленты говорит о том, что русским необходимо убить внутренний Запад, победить Запад в самих себе, своих мозгах, для того, чтобы сокрушить Тьму, уничтожающую и разъедающую наш мир. Конечная победа Ивана — это победа именно над западником внутри себя.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Последствием этой победы становится натуральная Реставрация Будущего. Мы видим счастливый и гармоничный традиционный мир русской сказки, в котором все герои на своем месте — отец — жив, мать — не пошла по пути тьмы, живы и волхв и его ученик Микула, не ставший Кощеем. А охраняют этот покой васнецовские богатыри — тем самым «антибогатырский» заход первой части фильма нивелирован и отменен. Перед нами то счастливое традиционное русское будущее, каким оно было бы, если бы в мир Белогорья не проникла тьма облеченная в «ренессансные» доспехи. Право же, Аксаков и Хомяков не смогли бы сказать лучше.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Характерно и то, что лента заточена против современной феминистской киномифологии. Если смотреть практически любой современный западный фильм или сериал, то к его концу он оказывается заполнен боевыми самками, в то время как мужчин перебили, разоблачили как врагов или сослали на периферию. Всё так или иначе сводится к языческому культу Великой Матери.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

«Последний богатырь. Посланник тьмы» в этом смысле лента сущностно антифеминистская. Уклонившимся от истинного пути источником зла является как раз мать, Галина, именно она подталкивает и весь сказочный мир и собственного сын к окончательной погибели. Женское начало, конечно, не дискриминировано — есть и Василиса, и Баба-Яга, в конце концов, но именно символический образ «Великой Матери» полностью подорван и обозначен как источник безусловного зла.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

Внезапно, «Последний богатырь. Посланник тьмы» оказался одним из самых антиповесточных фильмов как российского, так и мирового кинематографа. Причем я не верю, что это получилось случайно — чувствуется продуманная работа. И тут неожиданный респект «Диснею», просекшему, что в России не нужно кормить зрителя толерантной повесточной пропагандой, которая лишь снижает продажи (в крайнем случае можно позволить чуть самоиронии с экстракорпорально размножающимся Киркоровым), напротив, нужно в забавном виде подавать мощную русскую идею. «Посланник тьмы» не случайно идет на кассовый рекорд, обещая стать самой успешной частью кинфораншизы и одним из самых кассовых фильмов в истории российского кино.

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

А производящую компанию «Желтый, Черный и Белый», отсылавшую к расовой толератности, самое время переименовать в «Черный, Желтый и Белый». Цвета «имперки» снова входят в моду.

Вердикт: всем смотреть!

Источник

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия

TELEGRAM BARCAFFE

Адаптивная картинка
Картинка при наведении

🍵 «BarCaffe — ваша личная книга, наполненная разговорами о жизни и интересах. Встречайте уютные вечера за чашкой чая в компании умных и веселых собеседников! ✨ Погрузитесь в мир разговоров о любимых увлечениях, истории, политике и жизненном опыте. Канал, где веселье и серьезность сочетаются в одном трепе. Подпишитесь, чтобы не упустить ни одной интересной беседы! 🌟 #BarCaffe #УютноеОбщение

📚 Интересный факт: BarCaffe — это не просто канал, это место, где рождаются новые дружеские связи и открываются новые горизонты общения.

🔗 Специально для вас:
1. «Смехотерапия: Как юмор влияет на наше настроение»
2. «История в капле кофе: Путешествие в далекие эпохи с чашкой эспрессо»

🌿 Присоединяйтесь к сообществу BarCaffe для уютных встреч и интересных бесед! Нажмите ‘Подписаться’ и погрузитесь в атмосферу вдохновения и доброго общения! ☕️»

Отдельное приглашение в телеграм-чат BarCaffe для общения

Так же с Вами всегда рад общению наш виртуальный ИИ бармен в BarCaffe Джек

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия
9

Публикация:

не в сети 1 час

Виктор Корнеев

Последний богатырь. Убей западника в себе. Внезапная славянофильская киноутопия 3 103
«Здоровенный детина в тренировочных брюках и в полосатой гавайке навыпуск». Курит сигареты. С удовольствием троллит окружающих.
Комментарии: 79Публикации: 355Регистрация: 08-09-2019
Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сетях!

© 2019 - 2024 BarCaffe · Информация в интернете общая, а ссылка дело воспитания!

Авторизация
*
*

Регистрация
*
*
*
Генерация пароля